Радостная надежда Вознесения

Вознесение нашего Господа – это праздник великой надежды. Именно благодаря Вознесению мы можем увидеть, что этот мир, на самом деле, не является нашим настоящим домом. Иисус идёт перед нами, чтобы «приготовить нам место» (Ин 14:2). Мы призваны возвести наши глаза и вознести наши сердца к небесам, к нашему конечному предназначению. В повседневных заботах мы забываем это делать, но Вознесение напоминает нам: смотрите вверх, ищите духовной реальности, чтобы однажды, когда ваше короткое пребывание на этой земле закончится, вы смогли жить в полном общении с Пресвятой Троицей.

Литургический календарь вводит нас в тайну жизни, смерти, Воскресения и Вознесения нашего Господа. И эти тайны одна за другой указывают нам на то, что ожидает нас. Сам Христос показывает нам наш путь и нашу судьбу. Отец Габриэль святой Марии Магдалины, OCD (Орден босых кармелитов – прим. пер.) пишет в своей работе «Божественная близость» (Divine Intimacy):

«Как в Христе Распятом мы умираем для греха, так в Христе Воскресшем мы восстаём для жизни в благодати, и возносимся на небеса в Христовом Вознесении. Это жизненно важное участие в таинствах Христа является необъемлемым следствием нашей включённости в Него. Он для нас – Глава, как мы для Него – члены, целиком зависящие от Него и неразрывно связанные с Его судьбой».  

Мы – члены Его Мистического Тела, и потому наши жизни полностью зависят от Христа и от Его планов для каждого из нас. Он призывает нас вести жизнь в святости, что значит с любовью и доверием отдать себя Ему целиком. Он просит нас пребывать в надежде: в надежде на небеса и полное единение с Ним. Христос уже приготовил место для тебя и для меня. Отец Габриэль пишет:

«Нам дано право на небеса, место для нас готово; и теперь только от нас зависит жить так, чтобы однажды его занять. А пока мы должны реализовать ту прекрасную молитву, которую литургия влагает в наши уста: “Даруй, о Всемогущий Боже, чтобы и мы в духе могли обитать в чертогах небесных” (Коллекта). “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф 6:21), — сказал Иисус однажды. И если Иисус, действительно, наше сокровище, наше сердце не может быть нигде больше, как только рядом с Ним на небесах. Это великая надежда христианской души, так прекрасно выраженная в гимне вечерни: “О Иисус, будь надеждой наших сердец, нашей радостью в горестях, сладким плодом нашей жизни”».

Торжество Вознесения Господня – это чрезвычайно необходимое нам напоминание о том, что мы – люди надежды, особенно в мире, омрачённом грехом, насилием и смертью. Как Пасха – это торжество победы Христа над смертью, так Вознесение – это призыв для нас стремиться к той радости, которая ожидает нас на небесах. Это напоминание «искать горнего» больше, чем мирского. Мы не можем войти в небеса с разделённым сердцем. Нам нужно отдать своё сердце Христу целиком, чтобы Он мог стать нашей радостью.

Эта жизнь предназначена для превращения каждого из нас в того святого, каким Бог предназначил нам быть. Обращение – это процесс, который идёт шаг за шагом в наших столкновениях со своими слабостями, искушениями, грехами и недостатками характера. Падшесть нашей природы можно преодолеть только благодатью Святого Духа, Которого Господь послал Марии и апостолам в день Пятидесятницы. Жизнь Самого Бога, обитающая в нашей душе, и наша готовность отдать свою волю в Его руки – вот что со временем приводит к переменам. Мы должны готовиться к небесам, потому что в нынешнем, падшем состоянии мы к ним не готовы.

Христос не только готовит место для нас на небесах, Он должен поработать внутри наших душ, чтобы подготовить их к небесной радости. Вот почему на пути к святости так важен отказ от себя и благ этого мира. Они даны нам, чтобы мы могли ими наслаждаться, но призвание наше в том, чтобы отстраняться от них и не потерять из виду нашу конечную цель, сосредоточившись исключительно на материальной реальности. Силой Святого Духа наш взгляд может подниматься к более высоким реальностям, так что с каждым проходящим днём мы можем всё больше и больше становиться гражданами неба, а не этого мира. «Мы в этом мире, но не от этого мира».

Из-за этого наша надежда и радость имеют привкус горечи. Если мы движемся к святости и наша молитва ведёт нас всё глубже в сердце Бога, мы всё яснее видим, насколько мы, на самом деле, не принадлежим этой глубине. Мы видим насколько у нас НЕ получается любить Бога и ближних так, как дóлжно. Благодаря молитве в нас растёт желание большего единения с Богом и ближними. Именно это желание показывает нам, что сокровище, которое мы ищем, это действительно Христос. Вот, как наше сердце готовится к небесной радости.

В этой жизни та горняя ясность, которой мы достигаем в молитве, и которая даёт нам прикоснуться к небесам, длится всего лишь мгновение. Но эти мгновения – не просто составляющий компонент нашего постоянного обращения. Они – дар, который продвигает нас вперёд, и чем дальше мы продвигаемся, тем сильнее в нас ностальгия по небесной отчизне и тоска по полному общению с Пресвятой Троицей. В этой жизни радость всегда смешана с некоторой долей печали.  Мы ощущаем ту тоску, которую, должно быть, ощущали Апостолы, когда Господь возносился от них на небеса, хотя они и оставались в мирном и радостном ожидании Утешителя.

Вознесение напоминает нам, что однажды мы будем жить на небесах в единении с Пресвятым Триединым Богом и вместе с ангелами и святыми. Мы уже не будем искать Его в знаках и символах, но увидим Его лицом к лицу. Христос трудится внутри каждого из нас, чтобы подготовить наши сердца к небесам, чтобы мы могли поселиться в том месте, которое Он приготовил для нас в вечности. А пока мы продолжаем своё трудное странствие, укрепляясь надеждой и «возводя очи свои к горам» (Пс 121, 1).

Констанс Халл

Источник (англ.): Catholic Exchange

Перевод: Наталья Проскурина