15 января Католическая Церковь чтит память св. Арнольда Янссена, немецкого священника, в конце XIX века основавшего в Штайле (Нидерланды) три миссионерских монашеских ордена, которые сегодня несут служение на всех континентах Земли. О его духовной жизни рассказывает Наталья Проскурина.
Благодаря прогрессу культуры, достижениям науки и техники мы знаем о святых последних столетий гораздо больше, чем о подвижниках первых веков или о святых Средневековья. Так и о событиях жизни св. Арнольда, начиная с истории основания им первого ордена – Общества Слова Божьего, о его делах и связанных с ними обстоятельствах, рассказывает целый архив документов, в том числе фотографий, который духовные сыновья отца-основателя бережно хранят и тщательно изучают в Штайле. О его детстве, школьных и университетских годах известно, конечно, гораздо меньше, но и здесь семейные и исторические документы позволяют довольно убедительно восстановить ту атмосферу, в которой формировалась его личность и начинался его путь к святости.
Но что мы знаем о внутренней жизни святых: об их молитве, о тех глубоко личных, сокровенных отношениях с Богом, которые и составляют суть их жизни? Иногда эта суть мельком, как будто отблеском зеркала, отражается во внешних событиях – задокументированных, сохранённых для потомков в текстах и изображениях, а теперь – уже и в аудио- и видеозаписях. Но всегда ли мы замечаем этот промелькнувший перед глазами отблеск нездешнего света? А если и замечаем, то насколько достоверно наше понимание увиденного? Ведь «красота – в глазах смотрящего»… Так пригодны ли наши глаза, чтобы рассмотреть красоту внутренней жизни и молитвы того, кто так далеко опередил нас на пути к Царству Божьему?
Святые – это примеры для нас и наши проводники на дороге к святости. Поэтому, понимая свою ограниченность, давайте попробуем всё же более пристально всмотреться в духовную жизнь св. Арнольда Янссена и его молитву (По материалам книги с. Франциски Каролины Ребейн «Захваченный тайной: Арнольд Янссен – человек молитвы», подготовленной к изданию общиной Общества Божьего Слова (SVD) в России, — прим. автора).
Арнольд Янссен родился и вырос в области Нижнего Рейна, в Германии. Религиозная жизнь там и тогда находилась под сильным влиянием так называемой «современной духовности» («Devotio Moderna»), возникшей как реакция на непреклонный ригоризм и догматизм янсенизма с одной стороны и умозрительные спекуляции эпохи Просвещения с другой. Это духовное течение культивировало глубокое религиозное чувство, призывало верующих часто и благоговейно приступать к Таинствам и опиралась на культ Пресвятого Сердца Иисуса, как на одну из главных форм благочестия. Для Арнольда Пресвятое Сердце Иисуса всегда оставалось средоточием Божественной Любви и источником благодати, к которому он обращался постоянно и в личной молитве, и в молитвах, составленных им для основанных монашеских общин. И сегодня короткую молитву св. Арнольда – «Перед светом Слова и Духом благодати пусть отступит темнота греха и ночь неверия, и пусть живёт Сердце Иисуса в сердцах ВСЕХ людей!», постоянно повторяют священники, братья и сёстры этих орденов: устно, на бумаге и в электронном виде.
Семья Арнольда отличалась именно такой – личностной, эмоционально-глубокой набожностью, при том, что выражение эмоций, особенно мужчинами, было в этой среде совершенно не принято – рейнские крестьяне и ремесленники ценили сдержанность и немногословность. Об о. Арнольде также сохранилось множество свидетельств, что он был замкнут, а в личном общении был настолько сдержан, что мог показаться даже суровым. Но с течением жизни замкнутость и суровость смягчались, и на его последних фотографиях мы видим ту сердечную доброту, которая так долго скрывалась за строгим выражением лица и твёрдым голосом… Впрочем, внешняя строгость и серьёзность нисколько не мешали ему писать нежные письма матери, плакать от умиления перед рождественскими яслями, когда он думал, что остался в храме один, и посвящать Богу лирические стихи – очень несовершенные по форме, но полные глубоких и искренних чувств: привязанности, теплоты, удивления, благодарности.
Ещё два сокровища молитвенной жизни вынес св. Арнольд из родного дома: первое из них – бесконечная любовь к «Прологу», открывающему Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово…». Отец Арнольда так любил Пролог, что в зимние месяцы каждый вечер читал его для всей семьи, собравшейся на молитву, вслух размышляя над сокровенным смыслом прозвучавших слов. Видимо, именно отсюда берёт начало сильная склонность Арнольда к мистике: Слово Божие стояло у колыбели Арнольда как в Своей предвечной сущности, так и в Своём земном образе и непрерывно притягивало его к себе. Именно благоговение перед Божьим Словом, через Которое «всё начало быть», двигало Арнольдом, когда он размышлял над названием и уставом новой монашеской конгрегации. Отсюда пришло название – «Общество Слова Божьего», и цель – следовать за Воплощённым Божьим Словом и делить с Ним свою жизнь: «Его жизнь – это наша жизнь, Его миссия – это наша миссия» (Из Конституций SVD). Арнольд был настолько захвачен тайной Воплощённого Слова, что в наброске Устава для братьев написал: «Предвечное Слово желает дать Своим разумным созданиям наилучшие дары, а именно Свою божественность, в той мере, в какой они способны разделить её с Ним. <…> Благодать преображает нас в Слово Божие таким образом, что мы становимся братьями Божьего Сына. <…> Пребывание Сына Божьего в наших душах по благости и славе Его исполнено такой щедрости и такой интимности, что наполняет душу высочайшим счастьем». Это слова не трезвого математика, которым он был по профессии, а вдохновенного мистика, охваченного благоговением от пережитой близости с Богом.
Второе драгоценное наследство, полученное Арнольдом от отца – особое почитание Святого Духа и Пресвятой Троицы. В своём предсмертном наставлении отец завещал сыновьям приходить на Мессу не только по воскресеньям, но и по понедельникам, чтобы воздать особую честь и хвалу третьему Лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу. Но ещё за несколько лет до этого, перед посвящение в субдиаконы, Арнольд записал для себя такие постановления: «Воскресная Месса всегда должна служиться в честь Святой Троицы для воздания хвалы за творение, спасение и моё призвание к священству», «По понедельникам я буду служить Мессу в честь Святого Духа, Который есть жизнь и поддержка моих духовных сил. Я посвящаю ему всю мою учёбу и все мои стремления». Это решение говорит не только о влиянии отца, но и о том, что наполняло сокровенные глубины души самого Арнольда: он стремился воздать честь, хвалу и славу Триединому Богу при каждом праздновании Евхаристии.
Сохранилось множество свидетельств, которые позволяют нам представить, насколько постоянной и глубокой была его молитвенная жизнь. Вот только несколько отблесков того нездешнего света, которые уловили и запомнили люди, лично знавшие о. Арнольда. В школе в Бохольте, где он преподавал математику и естественные науки, Арнольд часто опаздывал к обеду со своим другом ректором и настоятелем прихода из-за того, что между занятиями и обедом проходил Крестный Путь. В Кемпене, когда Арнольдом всё больше овладевала мысль о необходимости основать миссионерский дом, и он боролся с сомнения по поводу Божьей воли о его роли в этом деле, соседи говорили, что по вечерам в своей комнате он часами неподвижно стоял на коленях, полностью погружённый в молитву; до того, как самому отслужить Святую Мессу, он посещал несколько Святых Месс в городе; каждый день он по несколько раз молился Крестный Путь с распростёртыми руками. В более поздние годы, когда о. Арнольд диктовал письма и не мог подобрать нужного слова, то по свидетельству секретаря, он опускался на колени и призывал на помощь Святого Духа. И слова тут же находились.
Молитва была естественной частью жизни Арнольда, принося ему, по его собственному свидетельству, и с чем не сравнимое счастье близости с Богом:
«О невыразимое, высочайшее счастье! Я не могу найти слов;
Я чувствую на себе Его любящий взгляд, Он вошёл в мою дверь»
(стихотворение о. Арнольда «После Причастия», 1896 г.).
И этим счастьем он хотел делиться с другими. Апостольская направленность появилась в молитвенной жизни Арнольда довольно рано. Уже в первой молитве, составленной им для своей семьи в старших классах школы, присутствуют прошения не только за себя и родных, но и за бедных и нуждающихся, больных и одиноких, за умирающих, за Церковь, за язычников и иудеев, которые никогда не слышали о любви и благости Христа. И в дальнейшем этот аспект становится всё более сильным и всё более плодотворным. Первые апостольские плоды его молитвы появились в 1869-1873 годах, когда о. Арнольд был ответственным за движение «Апостольство молитвы» в епархии Мюнстера. Теперь он не только молился сам, но и побуждал других к молитве не только в своих частных интенциях, но и в интенциях Пресвятого Сердца Иисуса: «Давайте молиться сами и помогать молиться другим, и тогда у нас не будет нужды беспокоиться о будущем. Как истинно то, что Божье слово вечно, так и это обещание докажет свою истинность: «… о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин 16:23)» (из речи о. Арнольда на Католическом Конгрессе в Дюссельдорфе в 1869 г. – прим. автора).
Общим итогом апостольской молитвы и деятельности о. Арнольда в земной жизни стали и три основанные им конгрегации: Общество Слова Божьего (SVD), Миссионерская конгрегация служительниц Святого Духа (SSpS) и Миссионерская конгрегация служительниц Святого Духа от непрестанного поклонения Пресвятым Дарам (SSpSAP), девизом которых является молитва их основателя: «Перед светом Слова и Духом благодати пусть отступит темнота греха и ночь неверия, и пусть живёт Сердце Иисуса в сердцах всех людей!»
Молись о нас, святой Арнольд!
Наталья Проскурина
Фото: Wikimedia