Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!
Аноним неизв. в.; список – не позже XIV в.
Пер. с лат. по изд. Vita sancta Ite Virginis / Vitae Sanctorum Hiberniae… ed. CharlesPlummer, vol. 2, Offord. – 1910 – pp. 116-130
СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:
Начинается житие святой Иты, девы
I. Весьма желаем мы хотя бы вкратце рассказать историю (commemoracionem) и чудеса блаженнейшей девицы Иты. Ибо многие из чудес её неведомы нам, поскольку сама она всегда их скрывала, а то, что приключалось с нею наедине с собой, она никому не сказывала. Впрочем, опустим мы и кое-что и ведомое нам – ради краткости.
Итак, святейшая девица Ита происходит из преславного ирландского рода, то есть от семени Федлимида Рехтмара («Законодатель» – легендарный король нач. II в.), много лет полновластно правившего из стольного града Тары всей Ирландией. И было у него трое сыновей, то есть Фиаха, Конн и Эохайд. Причём Фиаха, имевший трёх сыновей, умер, не достигнув королевской власти, а Конн («Конн Ста Битв», 116—136 или 123—157 гг.) после отца своего правил всей Ирландией могущественно и в высшей степени плодотворно. Но он, к сожалению, был убит на поле битвы под Ковой королём ольстерцев, коего звали Тибрайдом Тирехом. Ну а трое сыновей брата его Фиахи со многими толпами и великим воинством пошли из Тары в землю манстерскую и мечами своими славно и смело приобрели там превеликое владение. Сей род доныне зовётся На-Деши. Из сего-то преславного рода и происходит несравненная дева, то есть Ита.
От купели крещальной исполнилась она Святого Духа, ибо все дивились умеренности и нравам её с младенчества, и тому, что в дни, когда служительнице Божией подобало поститься, она воздерживалась от пищи. И видали от неё, ещё маленькой, многие знамения. А когда возмогла она говорить и ходить, оказалась благоразумной в слове и деле, мягкой в речах, крепкой умом. Исходящие из её уст речи были прелюбезны, со всеми она общалась кротко; была весьма щедра; Бога боялась и любила; всегда препятствовала злу и содействовала благу. Так и прожила она пору детства в доме родителей своих.
II. И вот, однажды святая девочка Ита спала одна в комнате, а людям показалось, что вся комната та пылает. Когда же люди те сбежались на помощь, она оказалась неопалённою. И все дивились тому весьма, а свыше было сказано им, что это благодать Божия пылала вокруг служительницы Христовой, которая спала там. А когда восстала святая Ита ото сна, облик её целиком казался подобен облику ангельскому (ср. Деян. 6:15). Ибо такою красотой обладала она тогда, как никогда ни до того, ни после. И таким явился образ Иты, что друзья её едва были в силах глядеть на неё. И тогда познали все, что благодать Божия пылала округ неё. А спустя краткое время девица Божия обрела свой прежний образ, который, впрочем, был довольно пригож.
III. В другой раз увидела святая Ита во сне, как ангел Господень подошёл к ней и подарил ей три камня драгоценных. А когда восстала раба Христова ото сна, не могла уразуметь, что значило бы сие вид ение. И задала она о сем вопрос в сердце своём. Тогда ангел Господень, сошед к ней, сказал: «Что исследуешь видение? Оные три камня драгоценных, кои я тебе подарил в видении, означают святоетройственное посещение, с коим придут к тебе и тебя посетят Отец, Христос – Сын Его, и Святой Дух. И всегда во сне и наяву будут к тебе приходить ангелы Божии и святые видения. Ибо ты – храм Божества: телом и душою». И сказав слова сии, отошёл от неё.
IV. В другой раз блаженнейшая девица Ита подступила к матери своей и изрекла ей повеления божественные, чему научена была Святым Духом. И просила святая Ита её, дабы просила она отца её за неё о позволении посвятить себя Христу. А он никоим образом не желал давать на то своего позволения, поскольку могущественный и благородный юноша испрашивал у него руки её. И весьма сие матери не понравилось. И когда прочие пришли просить его, он с руганью отказал. Тогда святая Ита, исполнившись духа пророческого, сказала всем: «Оставьте отца моего до времени. Отец мой только что воспрещал мне посвятить себя Христу, но потом будет убеждать и повелевать [свершить сие]. Ибо принудит его Господь мой Иисус Христос отпустить меня пойти служить Богу куда бы я ни пожелала». Так и произошло. А каким образом случилось сие, расскажем дальше.
V. Затем спустя немного времени блаженная девица Ита постилась три дня и три ночи. И в те дни и ночи во сне и наяву диавол вёл многие брани против девы Божией. А блаженнейшая дева благоразумнейше во всём ему противостояла, как почивая, так и бодрствуя. Однако в последнюю ночь диавол явился, печалясь и скорбя, а на рассвете дня отступил от служительницы Божией, молвив скорбным голосом: «Увы, не только саму себя, Ита, избавишь ты от меня, но и других многих!»
VI. А в ту же самую ночь ангел Господень, пришед к отцу святой Иты, сказал ему: «Почему воспрещаешь ты дочери своей во имя Христово приять покрывало целомудрия? Ведь она будет девою великой и славной пред Богом и святыми Его, и многим наставницею (matrona) в День Судный. Ты не только позволишь ей принять знак целомудрия, но отпустишь её, куда бы она ни пожелала пойти, чтобы Христу служить. И тогда послужит она Богу в народе чужом, и наставницею сего народа будет». Отец же девочки безо всякого промедления пришёл к ней и сие всё ей рассказал. И, как пророчила выше достохвальная дева о нём, он не только дал долгожданное позволение, но и убеждал её, чтобы в тот же самый день прияла она покрывало целомудрия и шла куда бы ни пожелает. И в тот же день по завершении трёхдневного поста дева Господня отправилась в церковь Божию, что была в том приходе, дабы приять покрывало целомудрия.
VII. И когда блаженная Ита совершала путь, вот, многие бесы выступили ей навстречу и затеяли супротив девы Божией жесточайшую свару. Тогда свыше подступили ангелы Божии и крепко сражались с бесами за невесту Христову. А когда превозмогли ангелы Божии бесов, те разбежались во все стороны, крича да восклицая: «Горе нам, ведь от сего дня не в силах мы будем подвизаться против девы сей! И хотели мы было взыскать сегодня с неё за обиды наши, а ангелы Божии избавили её от нас. Ведь она лишит нас обиталища во многих местах и многих исторгнет у нас в сем мире и из преисподних». Дева же Господня, утешаемая ангелами Божиими, добралась меж тем до церкви, и тут же была посвящена в ней мужами церковными в ангельский образ, и приняла покрывало целомудрия.
VIII. Потом блаженная дева Ита помолилась Господу, дабы показал Он ей место, где ей надлежит послужить Ему. И вот, ангел Господень, пришед к ней, сказал: «Оставь сие отечество своё и ступай в край, что называется Уа Конайлл (ср. Быт. 12:1), и пребудешь в западной части края того – при подножии горы Луахра (доныне там существует деревня под названием Киллиди, что значит «Обитель Иты». – прим. пер.). И там ангел Господень придёт к тебе и покажет тебе место, в коем будет обитель (civitas) твоя, где преставишься ты ко Христу. Ибо ты будешь наставницею племени Уа Конайлл, каковое племя тебе и святому Шенану даровано Богом». Услышав сии слова ангела, святая Ита со спутниками своими отправилась в край тот и пребывала при подножии горы Луахра, как сказал ей ангел. И вдруг пришёл к ней ангел и назначил ей место, в коем подобает ей служить Богу. И тут же молва о святейшей девице распространилась по всему краю тому. И многие девы приходили отовсюду ко святой Ите служить Богу под её заботой, а она в благоговении и радости духа принимала их всех.
IX. Услыхав же о величайшей святости блаженнейшей девы Иты, племя Уа Конайлл вместе с вождём своим пришло к ней и выразило желание то поле, что было вокруг обители святой Иты, подарить ей навсегда. Служительница же Господня, не желая озабочиваться земными заботами, отнюдь не приняла от них поля, разве только четыре югера под сад. А вождю и спутникам его сие весьма не понравилось, и сказали они: «Что ты теперь не желаешь принять, даровано будет тебе, когда ты преставишься в Царство Божие». И именно так случилось. Тогда всё племя Уа Конайлл обрело в святой Ите наставницу себе сейчас и в будущем, как ангел предсказал. А блаженная Ита оное племя и землю его благословила многими благословениями, которые всегда исполняются. А они с радостью великой возвратились домой; и в честь блаженной Иты всегда доставляли многие дары, милостыни да подношения к оной обители на потребу святых дев, что жили там.
X. Блаженнейшая дева Ита всяческое старание прилагала к тому, чтобы держать двухдневные, трёхдневные, а часто и четырёхдневные посты. И ангел Господень однажды, когда истомил её голод, пришёл к ней и молвил: «Без меры сокрушаешь ты тело постом; не делай так». Поскольку же невеста Христова не желала облегчать бремя своё, сказал ей ангел: «Таковую тебе Бог дал благодать, что от сего дня и до кончины своей ты будешь укрепляться пищею небесной. И ты не сможешь не вкушать в тот час, когда ангел Господень придёт к тебе, доставляя тебе трапезу». Тогда блаженная Ита, склонившись к земле, возблагодарила Бога. А от оной трапезы святая Ита угощала других, о ком знала, что они достойны угощения; и так без какого-либо сомнения до самой кончины своей живилась брашном небесным, потчуемая ангелом.
XI. Однажды некая святая дева-инокиня подступила к святой Ите и говорила с нею о заповедях Божиих. И когда говорили они друг с дружкой, сказала оная дева святое Ите: «Поведай нам во имя Божие, почему любима ты Богом более прочих ведомых нам дев, что обитают в мире! Ведь тебе Богом даётся трапеза с небес, исцеляешь всяческие недуги молитвою своей; пророчествуешь о прошедшем и будущем; повсюду изгоняешь бесов; ангелы Господни ежедневно говорят с тобою, а ты всегда пребываешь в размышлении и беспрерывной молитве ко Святой Троице». Тогда сказала ей святая Ита: «На свой вопрос ты сама ответила, сказав: «Ты беспрерывно пребываешь в молитве и размышлении о Святой Троице». Ведь если кто будет поступать так, Бог всегда останется с ним, а поскольку я так поступала с младенчества, то и происходит со мною всё то, о чём ты сказала». Святая она дева, выслушав от блаженной Иты сие слово о молитве и размышлении, радуясь возвратилась в обитель свою.
XII. И таковым наделил Бог даром пророчества святую Иту, что ведомо было ей о болящих, выживут они от болезни своей или умрут.
XIII. Святой авва Комган, когда узнал, что приближается время воздаяния его, позвал святую Иту прийти. И сказал ей святой Комган: «Вот, умру я скоро от болезни сей, и прошу тебя во имя Христово возложить руки твои на губы мои и закрыть уста мне в час успения моего. Ибо ведомо мне от ангела Божия, что кому бы из умирающих ни возложила ты руки свои, душу того ангелы Господни тут же возводят в Царство Божие». Ответила ему святая девица: «Ох, отче святый, что ты говоришь?! Людям грешным подобает говорить таковые слова. Велика награда твоя (ср. Быт. 15:1) у Бога, и славен будешь среди святых Божиих. Какая нужда тебе во мне?» Ответил святой Комган: «Истинно говорю; благодаря тому, о чём я просил, ни един бес не посмеет к пути нашему приблизиться или обвинять нас каким-либо образом». Затем святой муж Комган среди хоров святых ангелов преставился от сего мира, а то, о чём просил он, святая Ита исполнила.
XIV. Затем славная дева Божия Ита отправилась обратно в обитель свою. А когда приблизилась служительница Божия к своему монастырю, услышала изблизи великий и безмерный вопль. Ибо там были трое умерших вельмож, которые скончались в оный день, а их друзья вопияли над ними и оплакивали их. И они, узнав, что мимо проходит святая Ита, спустились и жалобным голосом просили служительницу Божию прийти и хотя бы помолиться за души их. Святая же Ита молвила им: «Да будет вам и то, чего желаете душам их сверх молитвы!» Они сие слово не уразумели тогда. Сие слово блаженная Ита сказала потому, что, исполнившись духа пророческого, проведала, что восставит их во имя Божие из мёртвых. И сошла святая Божия с ними туда, где находились умершие, и, помолясь, осенила лежащие тела знамением святого креста, и они по велению её восстали живые. И назначила невеста Христова им жить среди всех.
XV. Ещё в том месте оказался некий человек парализованный, охваченный тягчайшим недугом; и друзья его, увидев восставление умерших, подступили к нему и отвели его к святой Ите, дабы она исцелила его. Ведь они не сомневались, что восставившая умерших исцелит болящего. И служительница Божия, увидев великое несчастие их, воззрела на небеса и молвила паралитику: «Бог да смилуется над тобою!» И сказав сие, осенила его знамением святого креста. Дивно весьма сказать сие, но едва служительница Христова перекрестила паралитика, он тут же восстал пред всеми здрав и невредим, словно бы никогда не был охвачен параличом. Тогда к небесам вознёсся клич всего народа: славили Бога и благодарили Его да служительницу Его превозносили достойным чествованием. После того служительница Божия со своими спутницами отправилась в обитель свою.
XVI. Некая инокиня, бывшая под началом святой Иты, тайно сблудила; а на следующий день блаженная Ита позвала её к себе и молвила ей: «Почему ты, сестра, не позаботилась соблюсти целомудрие своё?» Когда ж та стала отпираться от содеянного, сказала ей святая Ита: «Не вчера ли в месте сем сблудила ты, и то-то и то-то приключилось с тобою?» И та, немедля уразумев, что Ита – пророчица, коей ведомо прошлое и будущее, исповедала ей правду о том событии. И исцелена была, сотворив покаяние согласно повелению святой Иты.
XVII. Также другая инокиня, жившая далеко от святой Иты, то есть в провинции Коннахт, тайно прелюбодействовала с неким мужчиной. Святая же Ита, исполненная духа пророческого, узнав сие, велела святому Брендану (св. Брендан Клонфертский «Мореплаватель», 484 – ок. 577 гг. воспитанник св. Иты. – прим. пер.) привести оную. И святой Брендан распорядился, чтобы та пришла к святой Ите. И вот, Христова невеста рассказала ей между прочим, как она зачала и родила дочь. А она, услышав о беззаконии своём из уст служительницы Божией, сотворила достойное покаяние. И душа её, вновь обретя спасение вечное, пребывала потом в святости. Однако в дальнейшем все чада (familia) святой Иты и прочие, знавшие о её пророческом ведении, боялись её как присутствующую, так и отсутствующую.
XVIII. Некий искусный строитель, бывший уважаемым человеком в провинции Коннахт, прибыл в изгнание в землю Манстерскую. И блаженная Ита, услыхав молву об искусстве его, высказала просьбу, чтобы построил он ей сооружения. Оный же строитель испросил себе от святой Иты жену и землю для обитания. И блаженнейшая Ита дала ему сестру свою и землю для житья. А он со всяческим благоговением воздвиг сооружения в монастыре святой Иты.
И случилось так, что двое вождей однажды затеяли войну между собою. И оный строитель отправился с одним из них на войну, а был он хорош в воинском деле. Ну а тот вождь, с коим был строитель, обращён был в бегство, и все его воины были перебиты, а среди них и строитель оный убит был да обезглавлен; голову же его далеко забрали от него. И когда рассказали о сем святой Ите, весьма огорчилась она. Ведь она во имя Христово обещала строителю, что он оставит сына после себя. А он тогда ещё не заимел потомства, ибо жена его была дотоле неплодна. И пришла святая Ита с [ученицами] своими туда, где находилось безглавое тело Беона строителя (ведь строителя звали Беоном). И не найдя головы его, взмолилась святая Ита к Богу, дабы показал ей голову. И голова силою божественной перелетела по воздуху и приставилась к телу своему пред служительницею Божией. И Бог, смилостивившись над служительницей Своей, прикрепил голову к телу его так прочно, словно бы никогда её не отсекали, но остался лишь след от раны. И после того, как святая Божия провела в молитве час времени, он восстал живой, приветствуя служительницу Божию и Бога благодаря. Также и все, кто был там, подобно благодарили Бога со святой Божией. И, восстав, святая Божия служительница отошла в вой монастырь, а тот, что был восставлен, пошёл со спутниками. Затем тот строитель Беон возлёг с женой своей неплодной, и она зачала и родила сына (ср. 4 Цар. 4:17; Ис. 8:3; Ос. 1:8), как и обещала святая Ита. Сего сына, коего назвали Мохемог (св., ум. 655/656 г.), святая Ита воспитала, и стал он святейшим аввой, в честь коего воздвигнута обитель Лиат.
XIX. Некий муж учёный по какой-то причине утратил дар речи и сделался нем; и пришёл с учениками своими к святой Ите попросить об исцелении. И помолилась святая Божия раба ко Господу за него, и тотчас, пока она ещё была в молитве, возвратился к нему дар речи, и заговорил он ясно. И, помолясь вместе с нею Богу, он с радостью возвратился домой.
XX. Однажды в праздник попросила блаженная Ита Бога, чтобы причаститься ей в оный день Тела и Крови Христовых из рук достойного священника. И благодать Божия тайно привела рабу Свою через дальние пространства земель в обитель Клонмакнойс (Cluayn meic Noys), и причастилась она из рук достойного священника Тела и Крови Господних, как и желала. Но никто не видел, как она туда приходила и причащалась и ушла. А тотчас в тот день обнаружили её в своей обители (loco). И поскольку священники не знали, что случилось с Телом и Кровью Господними, постился весь клир и народ вместе с ним в тот день, дабы показал им Бог разгадку сего случая. После чего ангел Господень пришёл к некоему их святому старцу и рассказал ему всё, что свершилось. И тот священник, что приносил жертву (immolavit hostiam, т.е. освящал гостию. – прим. пер.), кою вкусила святая Ита, прошёл вместе с другими клириками долгий путь к ней, дабы раба Божия благословила их. А пока они совершали путь, один из них по некоей причине ослеп. Вместе утешая его, они говорили: «Блаженная Ита, невеста Христова, когда мы придём к ней, подаст по благодати Божией свет очей брату нашему». А блаженная дева пророчески предсказала о приходе их своим [ученикам]. И когда пришли они туда, раба Божия приняла их радостно и немедля даровала по Божией благодати брату их ослепшему свет его. И предписала святая Ита тому священнику, от которого тайно приняла причастие Господне в обители Клонмакнойс, чтобы служил он мессу в её присутствии. И дщерям своим блаженная дева предписала подарить оному святому литургические облачения, в коих он тогда приносил жертву. А он отказался, сказав: «Не можем мы ныне ничего с собой приносить, ибо авва наш Энгус предписал нам не принимать от тебя отнюдь ничего, кроме лишь молитвы твоей». Святая пророчица Ита ответила: «Не будет святому авве вашему Энгусу неприятно принять сие от меня, ибо я дам вам знак для него. Однажды он отправился в монастырь святой девицы Хинрехи Деркань, и святейшая девица попросила у него разрешения умыть ноги ему. А он позволил. Тогда святейшая девица Хинреха святые ноги Энгуса умыла и протёрла полотенцем. Так вот, именно я – Бог свидетель – держала возглавие полотенца и вытерла ноги его полотном. Когда сие авва ваш услышит, возвеселится, и дар мой радостно примет». Тогда ученики, услыхав о сем и подивившись, прияли благословение от святой и воротились назад своим путём. И так всё вышло, как предсказывала святая Ита.
XXI. Пришёл некий муж мирской, очень богатый и весьма красноречивый, к блаженной Ите, взяв с собою великой дар – серебро в приношение, и сложил оное к ногам к ногам святейшей девицы. Она ж, протянув руку, коснулась серебра и с презрением оттолкнула от ног своих, не желая оное духом либо очами видеть. После же того, как раба Божия коснулась руками вышеупомянутого золота, сказала она прислуживавшей ей дщери: «Дай мне воды, дабы умыть руки, кои касались серебра тленного!» Ибо так гнушалась она золота и серебра, да всякого богатства мирского, что прикасалась к ним, будто к чему-то нечистому. Тогда даятель дара спросил блаженную Иту, сказав: «Кому должно давать дары: богатым и могущественным или нищим и странным?» Отвечала служительница Божия: «Тех и других должно одаривать; богатых и могущественных ради земной чести, а нищих и странных – для воздаяния на небесах». Тот молвил: «Если тех и других я одарить не могу, что мне делать?» Раба Божия ответила: «Во власти человека дарить имущество своё для чести мирской либо самого себя – Богу – для вечной жизни». Он, наставленный сим речением, получил благословение и ушёл.
XXII. Когда святой Брендан однажды спросил блаженную Иту о том, какие три вещи Богу паче угодны, а какие три паче ему неугодны, раба Божия Ита ответствовала: «Истая доверчивость сердца чистого к Богу; простая жизнь в благочестии; щедрость с любовью – сии три паче Богу угодны. Уста же, хулящие людей; упорная привязанность ко злу в сердце; упование на богатства – сии три Богу паче неугодны». Святой Брендан и все, кто там был, услышав таковое изречение, прославили Бога в служительнице Его.
XXIII. Некая дева святая, желая исследовать, как живёт святейшая Ита в глубочайшем уединении, где она постоянно внимала лишь Богу, вышла в некий час, дабы повидать её. Подходя же туда, узрела три солнца пресветлых: подобные солнцу мирскому, они освещали всю обитель и пространство вокруг. По причине ужаса она не смогла войти, но тут же возвратилась. Тайна знамения сего скрыта от нас: разве что были то дары Святой Троицы, сотворившей всё из ничего, Коей блаженнейшая Ита усердно служила телом и душою.
XXIV. В долине Лиффи жила одна дива, Рихена по имени, у которой был святой воспитанник, имя коему было Колумбан. Оный Колумбан, отправившись на остров Иона к святому Колумбе, получил там епископский сан и опять возвратился во своё отечество. Когда пришёл он к воспитательнице своей, святой Рихене, сказала ему блаженная дева: «Сыне мой, великим недугом страдает милая дщерь моя, сего ради поди со мною к святой Ите, дабы она благословила тебя и товарке твоей пришла на помощь». И епископ на сие охотно согласился. Тогда, запрягши лошадей в повозку, епископ и его воспитательница со спутниками пустились в свой путь. Но диавол стал чинить многие препятствия им в пути. Блаженная Ита-пророчица сказала чадам своим: «Приготовьте баню и пир, ибо сегодня пожалуют к нам святые гости из далёкого края Ленстера». В тот же день они приехали туда, и тут же молвила Ита: «Да подойдёт епископ ко мне и возложит, благословляя, руку на голову мне!» Они дивились тому, как святая Божия узнала, что он епископ, хотя никто ей не поведал о нём. После того, как они благословили друг друга по очереди, как было угодно епископу, молвила блаженная Ита (хотя ей ещё не поведали о больной деве): «Для дочери вашей, которую вы привезли, выберите: быть ли ей здравой телом и во грехе умереть, или быть ей здесь в скорби, а в вечной жизни – жить, как молвит апостол: «Ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9)». Когда они выбрали, чтобы здесь она пребывала в скорби, а жила в вечном упокоении, ей так и сделалось. Обратившись к святой Рихене, блаженная Ита молвила ей: «Раба Божия, путешествие твоё было бы не благополучно, если бы не приехал с тобою епископ, ибо много козней творят бесы полу нашему». И пребыв несколько дней у святой Иты в истинной любви, собрались они возвращаться. Тогда святая Рихена сказала блаженной Ите: «Есть у меня достолюбезная товарка, дева в южной области Ирландии. Что посоветуешь мне, госпожа моя? Должно ли мне съездить к ней?» Сказала ей блаженная Ита: «Нет, но поди прямым путём со спутниками своими в обитель свою, а та дева встретит вас на границе Ленстера и Манстере по пути к тебе». Так и случилось. Ведь когда они, получив благословение, поехали, встретили там преждеупомянутую деву. И благословляли Иту пророчицу, радуясь совместно.
XXV. Некий муж убил брата своего и, тронутый раскаянием, пришёл к святой Ите и свершил покаяние по её повелению. И молвила ему блаженнейшая Ита, видя, что дух его благоговеен: «Если прилепишься к словам моим, не умрёшь внезапной смертью, но преставишься в жизнь вечную». Довелось ему потом идти с вождём своим в бой, поскольку он был воин, и, когда тяжко им пришлось в бою, он был убит среди прочих. Услыхав сие, блаженная Ита молвила: «Я ж обещала мужу тому благополучное завершение жизни, коли соблюдёт он, что я предписала ему». И молвила слугам: «Идите и на месте гибели от меня во имя Божие позовите его по прозванию его, и верую, что восстанет он к вам». Когда они так поступили, он восстал из убитых, словно бы никогда не был посечен. И прибежал он к искавшим его, и пришёл вместе с ними к блаженной Ите, и потом вышло с ним так, как обещала служительница Господня.
XXVI. Один раз пришёл некий богатый мирянин к блаженной Ите и сказал: «Умоляю тебя, святая Божия, пускай лошади мои нарожают в этом году жеребчиков рыжего цвета с белыми головами!» Ответствовала ему святая Ита: «Не во власти моего убожества то, что ты говоришь, но во власти Божией творить из стихий (elementis) Своих, что Он желает». Тогда он ещё усерднее умолял её, говоря: «Проси Отца и Сына и Святого Духа, Который, будучи Богом триединым (trinus et unus) неба и земли, раскрасил покровы моря и людей и дал цвет скотам, дабы расцветил Он жеребчиков, как я желаю!» Молвила ему раба Божия: «Поскольку ты так веруешь в Бога, будут жеребчики твои в этом году таковы, как ты желаешь». Он, радуясь таковому пророчеству, вышел; и получилось всё как сказала раба Божия.
XXVII. В другой раз в обители Дойре Кусгрид поднялось пребеспокойное смятение из-за кражи, содеянной там. Уже и у каждой из насельниц испрашивали о пропаже (illud). Поскольку все отрицались, сказала настоятельница обители той обители дщерям своим: «Идёмте к блаженной Ите; и верую, что разрешено будет ею сие тёмное дело». Ибо не по душе было ей, что общее подозрение было против одной невинной девы Христовой. Затем отправилась она к блаженной Ите; а Ита пророчески сказала чадам своим: «Приготовьте кушанья и баню, ибо Христовы служанки придут к нам сегодня». Затем они, прибыв, вошли по очереди к святейшей Ите и облобызали её. Та же, на которой лежало подозрение, не смела подступить ближе к служительнице Божией, хотя была невинна и чиста совестью. Тогда блаженная Ита сказала ей: «Подойди, невиннейшая Христова дева и дай мне целование; верно то, что не совершала ты кражи, в которой обвиняют тебя!» Тут же те девы стали во имя Христово умолять святую Иту, дабы указала она им особу, укравшую то. Ответствовала им блаженная Ита: «Та, которая помещена к вам на покаяние за иной грех, – она украла то и скрыла между парусной лодкой и лугом своим». И добавила, сказав: «Пропажу вы найдёте в целости, но та, что украла, не останется в обители вашей. Но, как говорит пророк: «Чело блудницы сделалось у неё» (ср. Вульг. Иер. 3:3)». И так всё и случилось. Ибо пропажа нашлась, а та несчастная, оставив чин (хабит) свой, растлилась блудом и зажила в лесных краях (apud silvaticos).
XXVIII. Другой раз некоего мужа именем Фергус, чей сын доныне жив, доставили к святой Ите, чрезвычайно недужного глазами и телом. Даже родные едва понимали, жив он или мёртв. Но сей больной – почти мёртвый, лишённый зрения, в коем все отчаялись, – вполне выздоровев телом и очами совершенно прозрев, пришёл в себя. Да и даже до кончины своей прожил здрав членами своими по молитве и благословлению блаженнейшей Иты.
XXIX. Однажды умер дядя святой Иты, у которого было восьмеро детей. Они обитали в краю На н-Деши. И написала им из страны Уа Конайлл раба Божия, позвав их. Когда приехали они, Христова невеста заговорила с ними, сказав: «Дядя мой, отец ваш, умер; горе нам, ибо мучается он наказаниями преисподними за провинности свои. Ведь было мне явлено свыше, как терзается он; однако давайте свершим что-нибудь ради спасения души его, чтобы она могла избавиться. Итак, делайте, что я говорю, а именно: да подаёт каждый из вас [нищим] в течение сего целого года на пропитание хлеб с мясом или маслом за душу его, и свеч столько же, а в конце года возвратитесь ко мне». А они, надо знать, были богаты. И делали они так, как предписала им Христова служительница, а через год возвратились к блаженной Ите. Сказала им Божия служительница: «Отец ваш был исторгнут из срединной части хлябей преисподних ради даров ваших и молитв моих. Ныне подите и таковые же дары подавайте сей год и снова приходите ко мне». И сделали они так. Когда они опять пришли, так говорила им дева Христова: «Отец ваш целиком исхищен из преисподней, но только нагим, без одежды, поскольку никому во имя Христово не подарил одежд. Итак, подавайте милостыню одеждой, дабы смог он облечься». Они подавали тот год милостыню одеждой, а потом вернулись к святой Ите. А она им молвила: «Отец ваш только что обрёл упокоение ради даров ваших и умолений моих, а вернее – по Божию милосердию. Итак, стерегитесь соблазнов мирских, из-за которых отец ваш пострадал!» А они, благодаря Бога и рабу его, возвратились домой.
XXX. Однажды мирянин, весьма сокрушаясь о смерти сына своего, в слезах пришёл к святой Ите и, божась по-деревенски, сказал: «Знай, святая Божия, наверняка, что не уйду я от обиталища твоего, доколе ты сына моего не восставишь ты из мёртвых!» Блаженная Ита ответствовала ему ласково: «То, о чём ты просишь меня, человече, по силам не мне, но апостолам и подобным им». Тогда сказал муж оный: «О том больше всего я скорблю, что отнялся язык у сына моего перед смертью его, и не смог он ни Бога исповедать, ни нам ни единого слова изречь. Итак, прошу тебя –моли Святую Троицу, дабы сын мой хотя бы на один день снова ожил и смог я услышать слова его!» Ответствовала ему блаженная Ита: «Сколько времени будет довольно тебе, если Господь милостивый, восставляющий мёртвых, смилосердится над тобою и восставит сына твоего?» Он молвил: «Благодарен буду за время хоть в один день». Сказала ему раба Христова: «Он проживёт семь лет, семь месяцев и семь дней». Затем оный мертвец по молитве блаженной девы тут же воскрес и прожил ни больше, ни меньше, чем было предсказано ему устами пророчицы-девы.
XXXI. В другой раз святой Лухтихерн (Лухтигерн из Томфинлоу) и святой Лашрен (Летгленнский, ум. ок. 639, пам. 18 апр.), аввы, сказали друг другу: «Пойдём навестим служительницу Божию, святую Иту!» Тогда некий юноша глупо и неразумно сказал им: «На что вам, мудрым и великим мужам, идти к этой ветхой старухе?» Святые с упрёком сказали ему: «Зря ты говорил это, брате; ведь пророчица Божия уже узнала, что ты сказал». После того отправились святые к блаженной Ите, взяв оного юнца с собою. Когда же они подошли к вратам монастыря, девы узнали святого Лухтихерна, поскольку он часто навещал блаженнейшую Иту, и, войдя, возвестили Христовой невесте: «Хороший у нас день нынче, ибо святой Лухтихерн навещает тебя!» Ответствовала им матушка святая: «Не меньше у Бога и тот, кто с ним пришёл, то есть святой Лашрен сын Колмана, коего вы не поприветствовали, поскольку не узнали». Ибо Духом святая Ита познала имя и заслуги того, кого никогда не видала. А когда подошли они к блаженной Ите, чтобы она благословила их, тут же служительница Божия молвила оному преждеупомянутому юнцу: «Зачем ты пришёл к ветхой старухе, как говорил; что толку святым ходить ко мне?» Тогда он совершил покаяние, а святые молились за него. Пробыв там благополучно три дня, святые попрощались и, получив благословение от преблаженной Иты, возвратились домой.
XXXII. Пророческий дар святой Иты проявился во многих чудесах, подобных тому, о коем вы сейчас услышите. Однажды Христова дева Ита сказала чадам своим: «Что за слова я слышу? Поглядите, кто идёт к обители нашей!» И вышли они наружу, и увидели двоих единоутробных братьев, вполне известных им. И, вернувшись, сказали рабе Божией: «То двое братьев из краёв наших, коих мы хорошо знаем». Тогда пророчица достодивная, блаженная Ита, разрыдавшись, молвила: «Увы, увы им, и во мне скорбь о них возрастает, ибо один другого скоро убьёт!» Что и подтвердилось на деле. Ибо брат брата убил руками своими. После чего злодея оного вождь области Уа Конайлл связал путами и собирался вскоре предать его смерти. Но Христова дева, смилостивившись над ним, сказала: «Опечалится несчастная мать их, ибо, если, утратив первого, и второго утратит, то лишится обоих. Также и Сын Божий, Коего любит душа моя (Песн. 1:6), не желает ему погибнуть в грехах своих, но заслужить прощение». Затем послала она к преждеупомянутому вождю, умоляя его отпустить оного к ней. И послали человека того к ней, сказав ей через вестников: «Развяжи его, дева Божия, и прими себе в послушание (in fidem), коли то тебе кажется добрым делом; а если он что злое сделает против закона (regnum), то [вина за] это будет лежать на тебе. Итак, возьми его, и пускай творит покаяние!» Ответствовала им святая Ита: «Знаю, что не сотворит он покаяния скоро, однако же позднее хорошо покается». Что и свершилось так. Ибо сразу отпущенный преступник не пожелал творить покаяние, но [случилось] как предсказала святая Ита. Невеста Христова ожидала его терпеливо, чтобы было оно не вынужденным, но добровольным, поскольку Бог предоставляет каждого собственному суждению.
XXXIII. По совершении сего многие враги начали большую войну против племени Уа Конайлл. Племя же вышеупомянутое, представ наставнице своей, блаженной Ите, попросило у неё помощи Божией против величайшего множества врагов. Тогда блаженная Ита, сострадая им, взмолилась Богу, сказав: «Святая Троица и нераздельная Единица, Отец и Сын и Святой Дух, окажи помощь малым моим и несчастным людям, кои меня во имя Твоё благостно приняли в пределы свои и восприяли своею наставницей; ибо нет им помощи от людей против сего чрезмерного множества [войск] из западного Манстера!» Племя Уа Конайлл, вверившись молитвам блаженнейшей Иты, отважно выступило против величайшего множества врагов и сражалось рьяно. И сражались они друг с другом, изранив премногих, и оные с содействием Божиим – очевидно, по молитве святейшей Иты – были обращены из боя в бегство, а племя Уа Конайлл великое смертоубийство учинило им. И, одержав полнейшую победу, возвратилось племя Уа Конайлл из боя, благодаря Бога и блаженнейшую Иту, наставницу свою за дарованную ему победу. Победители Христовы малым числом одолели многих, ибо за них молилась святая Ита. Тогда блаженнейшая Ита сказала одному из слуг своих: «Поди туда, где свершилась битва, и поищи там того, кто обещал мне сотворить покаяние и доселе не исполнил, и найдёшь его скрытым среди тел убитых, израненного». Ибо он был воином и оказался ранен в первом сражении боя. И нашёл его посланец девы, как она указала ему. Привел он его к блаженной Ите, а она благостно приняла его и исцелила раны его. А после того он сотворил достойное покаяние согласно повелению блаженнейшей девы Иты и в блаженном житии скончался.
XXXIV. Однажды ещё сказала блаженная Ита дщерям своим: «В сей час [одна] душа из чад наших общины запятналась. Идите и тщательно разузнайте, как был исхищен [кто-то] из стада нашего коварным волком!». И собрались к блаженной Ите все чада, и все по очереди отрицались, говоря: «Не я совершила оный грех». Когда вместе с прочими отрицалась и та, что согрешила, блаженная Ита, исполнившись духа пророческого, молвила оной отрицавшейся: «Ты сегодня согрешила блудом». И ни покаялась она, ни исповедалась, но ушла с позором греха. И, побродив по разным местам, сделалась служанкой в области Коннахт и родила дочь. Спустя же много времени сказала святая Ита чадам своим: «Наша сестра, некогда свободная, живёт, словно рабыня, в доме некоего друида (magi) в краю Коннахтском. Она уже творит покаяние и, если освободится, добросовестно усовершенствуется». После того блаженнейшая дева Ита направила посланников к блаженному авве Брендану, обитавшему в области Коннахт, прося его попробовать освободить преждеупомянутую женщину. И святой Брендан, покорный предписанию Христовой невесты Иты, ходатайствовал пред королём Коннахта за неё и добился её освобождения с дочерью её. И послал её блаженный Брендан вместе с дочерью, и пришла она к блаженной Ите, и та приняла её, радуясь о приходе. И совершив достойное покаяние, она прожила свято с дочерью своей в монастыре милостивейшей наставницы Иты до самой кончины.
XXXV. Однажды в почтенной старости блаженнейшая дева Ита собрала дев своих пред собою и, сообщив о приближении кончины своей, спокойно молвила им: «Мак Нишше, авва Клонмакнойсский, послал ко мне гонцов, дабы отвезти благословлённой воды от меня авве Энгусу, что весьма болен, поскольку они надеются, что он исцелится, если удастся ему испить воды, освящённой мною. Ныне я благословлю воду для них. Гонцы опечалятся, но вы скажите им, что я благословила воду оную. Итак, вот она, ведь я умру прежде, чем они приедут сюда; а прежде чем они вернутся домой, сам святой Энгус преставится на небеса». И всё сие так и случилось согласно предвещанию преблагословенной пророчицы Иты.
XXXVI. После того святейшая наставница Ита была охвачена болезнью; и стала она благословлять и наставлять общину (civitatem) свою, и клир, и народ Уа Конайлл, выбравший её себе в наставницы. И после того, как навестили её многие святые обоих полов, всеславная дева Ита в восемнадцатый день до февральских календ, совершив великое множество чудес, средь хоров святых под ликование ангелов, встречавших душу её, всеблаженно преставилась пред лице Святой Троицы. А после того, как вокруг собралось множество народа и совершились чудеса (кои доныне не прекратили там являться), блаженнейшее тело её, отслужив мессу, в её монастырь, который она сама – святая Ита, вторая Бригида по заслугам и нравам – учредила, торжественно с поля [перенесли и] предали погребению [570-й год] царствования Господа нашего Иисуса Христа, который с Богом Отцом и Святым Духом живёт и царствует, Бог во веки веков. Аминь.
Заканчивается житие святейшей девицы Иты.
Перевод: Константин Чарухин
Корректор: Ольга Самойлова
ПОДДЕРЖАТЬ ПЕРЕВОДЧИКА:
PayPal.Me/ConstantinCharukhin
или
Счёт в евро: PL44102043910000660202252468
Счёт в долл. США: PL49102043910000640202252476
Получатель: CONSTANTIN CHARUKHIN
Банк: BPKOPLPW