Монастырские университеты
Крупнейшие университеты Европы — Болонья, Сорбонна, Оксфорд — были основаны монахами и сразу же получили прямую (в том числе и финансовую) поддержку Церкви. Даже Парижская академия наук в XVII веке была преобразована из кружка францисканского монаха Марена Мерсенна, объединившего таких ученых, как Декарт, Ферма, Паскаль. А «крестными отцами» первого российского вуза — Славяно-Греко-Латинской академии, основанной в 1685 году, были монахи — братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Азбука и миссионеры-подвижники
Монахами создавались целые письменные языки, без которых невозможно себе представить современный мир. Как правило, поводом к этому служила необходимость перевода Библии и богослужебных текстов, когда обнаруживалось отсутствие у того или другого народа азбуки. Так, в начале V веке монах Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит, в IX столетии братья-монахи Кирилл и Мефодий создали алфавит для славян.
Другому иноку-миссионеру — святителю Стефану Пермскому в XVI веке удалось сочинить особую пермскую грамоту для новообращённого им народа.
Основоположниками этнографии тоже были монахи-миссионеры, направляемые Церковью в далекие земли для проповеди христианства. Им больше, чем кому бы то ни было, необходимо было изучать нравы, быт, традиции, верования и обычаи местных народов, чтобы в доступной их пониманию форме нести им Слово Божие. Их перу принадлежат многие статьи по этнографии и даже целые монографии. Православные монахи изучали этнографию китайцев, японцев, корейцев, финнов, северных народов, народов Кавказа и Аляски. Католические — народов Южной и Северной Америки, Филиппин и т.д.
«Музыка нас связала»
Церковь придает огромное значение богослужебному пению. В Западной Церкви оно сопровождается органной музыкой. Поэтому неудивительно, что в XI веке именно монах изобрел способ современной музыкальной нотации. В миру он был музыкантом. Его звали Гвидо Аретинский. Он же ввел в практику звукоряд, состоящий из шести ступеней. Их слоговые обозначения ut, rе, mi, fa, sol, la были заимствованы из начальных слогов первых шести строк латинского гимна святому Иоанну Крестителю — покровителю певцов. А в XVI столетии ввели еще и седьмую ступень si, сокращенно от латинского Sanctus Ioann — святой Иоанн.
Кому должны быть благодарны очкарики?
Монастыри долгое время были единственными местами, где хранились и переписывались книги. Зрение у переписчиков быстро портилось. И в середине XIII века хранитель библиотеки монастыря доминиканцев — монах Джордано да Риальто изобрел очки. Правда, несколько веков они предназначались исключительно для коррекции дальнозоркости, и неудивительно — зачем переписчику, склоняющемуся над книгой, корректировать близорукость?
Все гениальное просто
Обширная хозяйственная деятельность монастырей стала причиной изобретения бухгалтерского учета с двойной записью финансовых операций — активом и пассивом. Это произошло в конце XV века стараниями итальянского монаха Луки Пачоли. Без этого простого, но гениального изобретения сегодня невозможно представить себе никакую финансовую деятельность, ведь вероятность ошибки при правильном ведении учета сведена почти к нулю, потому что любая сумма фиксируется дважды.
Люди и манекены
В начале XVI века флорентийский монах и художник Фра Бартоломео придумал манекены, заказав их из дерева. Но в монастыре они служили для изобразительных, иконописных целей.
Краски, пронизанные светом
Флорентийский монах Антонио Нери долгое время занимался изготовлением витражей для храмов. В 1612 он издал книгу, в которой были даны указания по использованию окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, а также даны составы цветных стекол. Именно эта книга считается первым в мире научным трудом по стеклоделанию.
Нежданный подарок
Известно, что виноградное вино используется для совершения Таинства Евхаристии. Причем, для этого нужны самые отборные виноградные вина. Сегодня их покупают в магазинах, а средневековые монастыри делали их сами. Монахи смешивали разные сорта вин, чтобы получить лучшее. Именно так монах-бенедиктинец Пьер Периньон в конце XVII века неожиданно «изобрел» шампанское.
Если бы они не придумали вилку…
Вилку как столовый прибор ввели православные византийские монахи. Раньше твердую пищу ели руками, помогая себе ножом — древнейшим из столовых приборов. Для жидкой пищи использовалась ложка, как правило, одна на всех, больше похожая на наш половник. К сожалению, точное время изобретения вилки не зафиксировано.
Чтобы не опоздать на службу
И раньше, и сегодня богослужение начинается в точно определенное время. А значит, людям необходимы были часы, чтобы успевать на службу. В конце Х века монах Герберт де Орилла создал для города Магдебурга первые в мире башенные механические часы. В Россию они тоже пришли с помощью инока. В 1404 году монах Афонского монастыря Лазарь Сербин изобрел и установил в Москве на великокняжеском дворе башенные часы с боем.
Печатное слово и военное дело
До XVIII века в России практически не существовало светской литературы. Даже букварями были богослужебные книги. Поэтому естественно, что основателем книгопечатания на Руси был монах — Иван Федоров, который издал в 1564 году первую русскую печатную книгу «Апостол». Кстати, Федоров также известен и как пушечный мастер: он изобрел многоствольную мортиру.
Спасатель утонувших кораблей
В 1852 году преподобномученик Парфений Кизилташский, служивший в Крыму, на побережье, изобрел способ подъема затонувших грузов и кораблей. Ведь затонувшее в неудобном месте судно становится настоящим «рифом», мешая проходу других кораблей. Специальная комиссия Черноморского флота одобрила изобретение, и было предписано «устраивать» подобные машины во всех крупных портах.
У истока биотехнологий
Молитвенное уединение и покой способствовали тому, что в 1865 году австрийский монах Грегор Мендель создал генетику. Свои эксперименты, которые, в конце концов, привели к сенсационному открытию законов генетики, Мендель проводил в своем маленьком приходском саду.
Арбузы у Полярного круга
Яркий пример роли монастырей в освоении северных территорий — Соловецкий монастырь и его знаменитый игумен Филипп (Колычев), ставший впоследствии Московским митрополитом и убитый, видимо, Малютой Скуратовым.
В середине XVI столетия началось небывалое освоение Соловков: строительство и прокладка каменных дорог, каналов, соединивших пятьдесят озер Большого Соловецкого острова в единую систему, что позволило устроить мельницы, водопровод, построить каменные пристани. Эти сооружения — единственные в своем роде памятники древнерусской технической мысли. А технология, использованная при возведении комплекса зданий Соловецкого монастыря, применяется и по сей день. Были созданы специальные системы блоков, приводимые в движение воротом, который вращали лошади, что позволяло поднимать строительные материалы при возведении новых зданий. Раньше квас заливали в монастырские погреба вручную, а новоизобретенная система труб высвободила большое количество людей. Специальные механизмы производили подсевку ржи, просеивали крупу, разделяли муку и отруби. От мельницы был сделан привод к специальным механизмам для веяния зерна. Каменной кладкой перегородили морской залив, превратив его в гигантские «садки» для содержания и разведения морских животных.
Расширялись старые и создавались новые промыслы и мастерские. Строились флотилии морских судов для промысла в Белом море и у Новой земли. По побережью устанавливались кресты, служившие маяками. Интересно, что вся эта хозяйственная деятельность в 160 километрах от Полярного круга не нарушала хрупкого равновесия северной природы соловецкого архипелага.
От завода по отбеливанию воска к оранжереям было подведено тепло. И оно не пропадало: монахи стали выращивать южные диковинные растения, фрукты, овощи, даже арбузы.
В начале XX века на Соловках монахи построили самую северную гидроэлектростанцию и систему каналов для перевозки паломников.
При этом Соловецкий монастырь всегда считался одним из крупнейших центров исихазма в России. С момента его основания и вплоть до закрытия большевиками там никогда не прерывалась духовная традиция иночества. Изобретения соловецких монахов никогда не были для них самоцелью, они лишь экономили время для духовной жизни и молитвы.
Автор: Юрий Максимов
Источник: журнал «Фома»