В этом году, как и в прошлом, в связи с пандемией Covid-19, будет отменена возможность совершения одного из традиционных для Страстной Недели обрядов, а именно обряда омовения ног. Семинарист Александр Хайдуков предлагает использовать эту паузу для того, чтобы внимательно рассмотреть этот обряд и тем самым углубить понимание актуализируемых им событий и значения, которое вложил в него наш Господь Иисус Христос.
20 декабря 2015 года Папа Римский Франциск, посредством письма в Конгрегацию Богослужения и Дисциплины Таинств, инициировал внесение некоторых изменений в обряд омовения ног, который можно совершать в Великий Четверг во время Мессы Воспоминания Тайной Вечери. В частности, епископ Рима выразил желание, чтобы в обряде могли участвовать все члены народа Божия: мужчины и женщины, молодые и пожилые, здоровые и больные, духовенство и миряне. По мнению Понтифика, подобные изменения должны «более полно выразить значение жеста, который Иисус совершил на Тайной вечери, отдавая Себя «до конца» (Ин 13, 1) ради спасения мира, в Своем безграничном милосердии» [1]. До внесения изменений, рубрика Римского Миссала выглядела следующим образом: «служители приводят выбранных мужчин» [2]. Также следует отметить, что число тех, кому омывают ноги, должно было соответствовать числу Апостолов.
Так как эти изменения вызвали значительный общественный резонанс, я кратко представлю историю обряда омовения ног и то, каким образом Учительство Церкви после II Ватиканского собора, выраженное в проповедях Римских Понтификов, понимало его значение. Таким образом, я покажу почему Папа Франциск посчитал необходимым внести соответствующие изменения и как они были реализованы Конгрегацией Богослужения и Дисциплины Таинств.
История обряда омовения ног
Этот обряд восходит к Евангельскому повествованию о том, как Иисус Христос на Тайной вечере омыл ноги Своим Апостолам, показав тем самым пример братской любви и смирения. В наше время обряд омовения ног совершается предстоятелем во время литургии Великого Четверга, с тех пор как в 1955 году эта практика была введена в рамках реформы Чина Страстной Недели посредством декрета «Maxima Redemptionis nostrae mysteria» Священной Конгрегации Дисциплины Таинств. Однако обряд омовения ног имеет богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков.
Чтение фрагмента из Евангелия от Иоанна о событиях Тайной Вечери (Ин 13, 1-15) присутствует в литургии Великого Четверга с первых веков христианства как на Востоке, так и на Западе. Что же касается обряда омовения ног (и, вероятно, других частей тела), то, он также издревле существовал в разных формах во многих поместных Церквах. Скорее всего, проводился он в начале богослужения, и вероятно за пределами храма или места собрания, так как часто перед входом имелся «источник или водоем, рудиментом которого на Западе по сей день является кропильница при входе в храм» [3]. В некоторых регионах Запада обряд проводился епископом или священником людям, готовящимся к крещению, и существовал вплоть до начала раннего средневековья.
Как пишет М. Кунцлер, за пределами Рима омовение ног на Западе, начиная с V в., причисляется к празднованию христианского посвящения [4]. Мнение о том, что понимание обряда было тесно связано с крещением, является общепринятым. В качестве примера можно обратиться к свидетельству Иоанна Дамаскина, жившего на рубеже VII-VIII века. Действительно, в XIII главе труда «Точное изложение православной веры» так упоминается об этом обряде: «В горнице святого и славного Сиона, вкусивши со Своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив Ветхий Завет, Он умыл ноги ученикам, показывая символ святого крещения, и потом, преломив хлеб, дал им, говоря: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» [5].
В 694 году отцы XVII поместного собора в Толедо особо настаивали на совершении обряда омовения ног именно в Великий Четверг, как это было сделано Самим Христом. Обряд совершал епископ или аббат соответственно клирикам или монахам (реже предпочтение отдавалось мужчинам-мирянам, — как правило, беднякам) по числу, равному числу апостолов. Это — первое дошедшее до нас, свидетельство упорядоченной формы обряда. Также именно с этого момента и вплоть до 2016 года, число тех, кому омывают ноги регламентировано приравнивался числу апостолов и сам обряд понимался в богословском ключе, как отсылающий непосредственно к событиям Тайной Вечери.
В XII веке, благодаря Романо-Германскому Понтификалу, обряд омовения ног начинает регулярно совершаться в Риме, и в конечном счете в 1570 году включается в Римский Миссал Пия V.
Предписания Римского Миссала Пия V сохранялись вплоть до литургической реформы, проведенной Пием XII в 1955 году и нашедшей отражение в типическом издании Римского Миссала 1962 года. В рамках реформы, декретом Священной Конгрегации Дисциплины Таинств «Maxima Redemptionis nostrae mysteria» от 30 ноября 1955 года, совершение обряда омовения ног было разрешено повсеместно в приходах при соблюдении условия, что это будет уместно по пастырским соображениям и что участвовать в нем будет двенадцать мужчин, по аналогии с числом Апостолов на Тайной Вечере. Возможность совершения обряда внутри Мессы была после Евангелия и проповеди. Предписания декрета остались в силе и в Римском Миссале Павла VI (1-я редакция 1970 года).
Наконец, в наше время мы стали свидетелями новой вехи в истории обряда омовения ног и открытия новой грани в понимании его смысла. 6 января 2016 года Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств издала декрет «In Missa in cena Domini», который снял ограничение на количество и половую принадлежность тех, кто может быть допущен к обряду. Также Конгрегацией был подготовлен подробный комментарий, показывающий обоснование изменений и объясняющий новый порядок.
Учительство и практика Римских Пап после II Ватиканского собора касательно обряда омовения ног
После II Ватиканского собора Верховные Понтифики, начиная с Павла VI и до Бенедикта XVI, открывали и развивали различные аспекты в понимании значения обряда омовения ног.
Так Павел VI воспринимал обряд не только как актуализацию исторического события, но видел в нем знак любви Господа к Своим ученикам. В своей проповеди 11 апреля 1968 г. Понтифик, давая толкование первому стиху 13-й главы Евангелия от Иоанна, отмечал, что этот стих «указывает на то, что мы пребываем в бдении, предшествующем трагедии Страстей, то есть в тот заветный час, когда все жесты совершаются в высшей степени искренне, а сердце раскрывает свои глубочайшие тайны в торжественной простоте» [6]. Обряд омовения ног понимается, с одной стороны, как воспоминание одного из событий Тайной Вечери непосредственно в том виде, в котором это событие происходило, а с другой – как проявление любви Господа к своим ученикам. «Любить – значит отдавать (…) Отдай все, отдай свою жизнь. Вот настоящая любовь, вот ее истинная суть» [7].
Иоанн Павел II открыл аспект смирения, явленного Иисусом Христом, когда Он уподобился рабу в жесте омовения ног Апостолов. Быть свидетелем любви Иисуса означает уподобляться Ему в своих делах, а также служить друг другу с любовью и смирением. «Христос преклонил колени, подобно рабу, чтобы омыть ноги ученикам в горнице. Мы наблюдаем, как Он выполняет этот жест, который в еврейской культуре был задачей слуг и в целом «последних» людей в доме» [8]. Особенно, отмечал Папа Римский, подобное уподобление Христу важно для представителей служебного священства. Смирение, является очень важным аспектом, проявившемся во время омовения ног, так как подобным образом это смиренное снисхождение Бога к людям происходит во время Евхаристии. Примечательно, что начиная с 1997 г., Папа Иоанн Павел II рассматривал события Тайной Вечери, описанные евангелистом Иоанном, каждый Великий Четверг, вплоть до окончания своего понтификата в 2004 году. Исключением стали лишь 1999 и 2002 годы.
В Понтификат Папы Бенедикта XVI событие омовения ног в рамках проповедей в Великий Четверг было затронуто три раза – в 2006, 2008 и 2010 годах. Объединяя сказанное его предшественниками на Апостольском Престоле, Папа толковал обряд как пример смиренного служения любви и добавлял, что Господь Иисус заповедал Своим ученикам уподобиться Ему и со смирением и любовью служить друг другу. «Если мы принимаем слова Иисуса в свои сердца, то они оказываются истинным очищением, очищением души, всего естества человека. Евангелие об омовении ног приглашает нас к этому, чтобы мы омылись этой чистой водой, чтобы смогли стать способными к дружескому общению с Богом и нашими братьями и сестрами» [9]. В проповедях Бенедикта XVI мы обнаруживаем, что он видел в омовении ног множество богословских аспектов, однако новизной именно его понтификата стало придание этому жесту Иисуса, помимо прочего, глубокого социального измерения. Именно это социальное измерение омовения ног будет в значительной степени осмысленно и развито Папой Франциском.
Папа Римский Франциск последовательно в своих проповедях, произнесенных на литургии Великого Четверга, давал в большей степени социальное толкование той части Евангелия, которая повествует об омовении Иисусом Христом ног Апостолов. Епископ Рима регулярно акцентировал внимание верных именно на аспекте бескорыстного служения ближним, пример которого дал нам Господь Иисус.
Этот пример служения сам Папа Франциск дал буквально через несколько дней после своего избрания на Апостольский Престол. 28 марта 2013 года, в Великий Четверг, Понтифик служил Мессу Воспоминания Тайной Вечери в Римской тюрьме «Казаль-дель-Мармо», где омыл ноги двенадцати малолетним преступникам, заключенным этой тюрьмы, среди которых были две девушки – католичка из Италии и мусульманка из Сербии. [10] В проповеди епископ Рима говорил, что если Сам Господь омыл ноги своим ученикам, подобно рабу, то тем более мы должны делать то же друг другу. «Но что значит это?» — спрашивал Папа и сам отвечал: «Все мы должны помогать друг другу, даже когда злимся, но если он или она попросит тебя об одолжении, сделай это». [11] Также он предостерег от ложного понимания этого призыва Господа к служению братьям как бремени: важно, чтобы это исходило из сердца, из любви к ближнему, из желания делать что-то хорошее.
В 2014 г. Папа Франциск возглавил Мессу Воспоминания Тайной Вечери в Римском центре опеки для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «Святой Марии Провидения». В своем кратком слове после Евангелия Понтифик объяснил смысл обряда омовения ног. Он говорил, что это был жест прощания, иначе говоря – завещание, смысл которого в том, чтобы, как Он послужил Своим ученикам, так и мы были слугами друг другу. Но в этом служении мы должны уподобиться Ему и служить, исходя из любви. Омовение ног означает служение, по этой причине и Церковь включает в Чин Мессы этот обряд, который напоминает нам, что мы должны служить друг другу. После проповеди Папа Франциск умыл ноги двенадцати пациентам центра «Святой Марии Провидения», среди них были в том числе и женщины. Примечательно, что среди участников обряда был один мусульманин.
Также в 2015 г. Мессу Воспоминания Тайной Вечери Папа Франциск вновь служил на периферии общества, в одной из тюрем Рима под названием «Ребиббья» и, как и в прошлые годы, в этом обряде участвовали заключенные обоего пола. В проповеди Папа говорил о любви Бога к нам, вершиной которой стала Его смерть на Кресте за каждого из нас. «И каждый из нас может сказать: Он отдал свою жизнь за меня» [12]. Об обряде омовения ног Понтифик сказал, что это было довольно обычным делом в то время, так как улицы были немощеные. «Обычным» делом – но обычным для раба, хозяин же никогда этого не делал. Иисус стал рабом, чтобы служить нам, очищать нас. В завершение проповеди епископ Рима сказал, что в лице двенадцати апостолов Господь омыл всех нас, послужил каждому, и также должны поступать мы по отношению к другим людям, служить им, как это делал Иисус.
Итак, Папа Франциск этим жестом омовения ног женщинам предварил то, что в последствии было утверждено Конгрегацией Богослужения и Дисциплины Таинств. Как утверждает новостной портал NEWSru.com, этот обычай Понтифик привез с собой в Рим из Буэнос-Айреса, где еще в свою бытность архиепископом этого города он омывал ноги мужчинам и женщинам, представляющим самые незащищенные слои населения. Новую интерпретацию обряда омовения ног, которая должна находить выражение на ритуальном уровне символов и знаков, Папа Франциск посчитал делом принципиальной важности. Намереваясь более ясно и глубоко выразить это и распространить на литургическую практику всей Церкви, Святейший Отец Франциск 20 декабря 2015 года направил префекту Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств письмо, в котором поручил внести в рубрики изменения, «чтобы отныне пастыри Церкви могли выбирать кандидатов для обряда из всего народа Божия» [13].
Декрет Конгрегации Богослужений и Дисциплины Таинств «In Missa in cena Domini»
В ответ на письмо Папы Франциска, Кардинал Робер Сара, префект Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств, 6 января 2016 года подписал декрет «In Missa in cena Domini». Согласно этому декрету, «пастыри (могут) отбирать небольшую группу верующих, которая представляла бы все разнообразие и единство народа Божия» [14]. Кроме того, численность участников обряда омовения ног более не должна обязательно составлять двенадцать человек. Однако декрет настойчиво рекомендует пастырям объяснять верным значение совершаемого обряда, прежде чем его совершать.
Документ начинается с краткой исторической справки, отсылающей к декрету Священной Конгрегации Дисциплины Таинств «Maxima Redemptionis nostrae mysteria». Согласно этим нормам, к участию в обряде омовения ног допускались двенадцать мужчин (из числа духовенства или мирян). Обряд призван был отослать непосредственно к событиям Тайной Вечери и понимался в ключе особых отношений между Господом и его Апостолами, подчеркивал их особую роль и избранность, что должно было также показать особую роль и избранность священства.
Изменения, внесенные посредством декрета «In Missa in cena Domini», позволяют выбирать для участия в обряде омовения ног людей из числа всего народа Божия. Декрет говорит, что «группа может состоять из мужчин и женщин, также уместно, чтобы в ней были как молодые, так и пожилые, здоровые и больные, духовенство, монашествующие и миряне». [15] Участие должно быть добровольным и охотным. Также более не существует каких-либо предписаний или ограничений, касающихся числа участников. Обряд теперь не столько связан с внешней имитацией, сколько должен показать свое универсальное значение. То, что сделал Иисус, охватывает всех людей, делает их братьями и сестрами. Господь дал пример того, как мы должны поступать друг с другом, этот жест омовения ног выражает служение любви по отношению к ближнему.
В комментарии к декрету «In Missa in cena Domini» мы находим, что приходские настоятели, руководствуясь пастырскими соображениями, имеют возможность как совершить обряд омовения ног, так и опустить его. Он не является обязательным. Эта возможность дана для того, чтобы обряд не стал чем-то, что совершается автоматически или искусственно. Одновременно обряд не должен привлекать к себе излишнее внимание, так как главное на Мессе Воспоминания Тайной Вечери – это увековечивание установления Евхаристии.
И, наконец, важно, чтобы в среде верных присутствовало понимание смысла совершаемого священнодействия. Приходские настоятели должны объяснить им значение жестов и символов, совершаемых во время Мессы Воспоминания Тайной Вечери и обряда омовения ног, в частности.
* * *
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что практика совершения обряда омовения ног, введенная Папой Франциском с самого начала его Понтификата и утвержденная для всей Церкви посредством Декрета «In Missa in cena Domini» Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств, открыла новый аспект в понимании значения этого обряда. В целом же, это нововведение является следствием гармоничного развития понимания значения совершаемого священнодействия.
В интерпретации нынешнего Понтифика, Христос, являя образец любви к ближнему, послужил Своим ученикам и, подобно рабу, омыл их ноги. В лице Апостолов Господь омывает ноги каждому из нас, не делая различий по полу, возрасту или социальному положению. Этим жестом Он призывает и нас служить друг другу с чистым сердцем и любовью. Особенно это служение любви должно быть направлено на самые незащищенные слои населения.
Изменения, внесенные Папой Франциском в обряд омовения ног, актуализируют социальный контекст нашего времени на литургическом уровне. Это подчеркнуто говорит об особом внимании Папы к социальным проблемам в обществе. Это тот случай, когда литургическая форма обряда показывает богословскую позицию Церкви по социальным вопросам и напоминает, что подлинное значение имеет только то, что выражает любовь Бога ко всем.
Семинарист Александр Хайдуков
Примечания:
[1] LETTER OF HIS HOLINESS POPE FRANCIS TO THE PREFECT OF THE CONGREGATION FOR DIVINE WORSHIP AND THE DISCIPLINE OF THE SACRAMENTS REGARDING THE RITE OF THE «WASHING OF THE FEET» DURING THE LITURGY OF THE MASS OF THE LORD’S SUPPER (20.12.2015) (перевод — Александр Хайдуков).
[2] Омовение ног в: Римский Миссал Католической Церкви в России, издательство Францисканцев, Москва 2011, с. 298-299.
[3] САХАРОВ П., Омовение в: Католическая энциклопедия, т. 3, издательство Францисканцев, Москва 2007, кол. 1049-1051.
[4] См. КУНЦЛЕР М., Литургия Церкви, т. 3, издательство «Христианская Россия», Москва 2001, с. 154.
[5] ИОАНН ДАМАСКИН, Точное изложение православной веры, издательство Сретенского монастыря, Москва 2003, с. 135.
[6] PAOLO VI, Omelia di Paolo VI (11.04.1968) (перевод — Александр Хайдуков).
[7] PAOLO VI, Omelia di Paolo VI (11.04.1968) (перевод — Александр Хайдуков).
[8] JOHN PAUL II, Homily of His Holiness John Paul II (20.04.2000) (перевод — Александр Хайдуков).
[9] BENEDICT XVI, Homily of His Holiness Benedict XVI (20.03.2008) (перевод — Александр Хайдуков).
[10] По указу Папы принимать участие в обряде омовения ног теперь смогут и женщины, NEWSru.com – самые быстрые новости, 2000-2020. (дата публикации: 22 января 2016 г.).
[11] FRANCIS, Homily of His Holiness Pope Francis (28.03.2013) (перевод — Александр Хайдуков).
[12] FRANCIS, Homily of His Holiness Pope Francis (02.04.2015) (перевод — Александр Хайдуков).
[13] LETTER OF HIS HOLINESS POPE FRANCIS TO THE PREFECT OF THE CONGREGATION FOR DIVINE WORSHIP AND THE DISCIPLINE OF THE SACRAMENTS REGARDING THE RITE OF THE «WASHING OF THE FEET» DURING THE LITURGY OF THE MASS OF THE LORD’S SUPPER (20.12.2015) (перевод — Александр Хайдуков).
[14] CONGREGATION FOR DIVINE WORSHIP AND THE DISCIPLINE OF THE SACRAMENTS, Decree «In Missa in cena Domini» (06.01.2016) (перевод — Александр Хайдуков).
[15] CONGREGATION FOR DIVINE WORSHIP AND THE DISCIPLINE OF THE SACRAMENTS, Decree «In Missa in cena Domini» (06.01.2016) (перевод — Александр Хайдуков).