Миновало торжество Пятидесятницы, Католическая Церковь входит в рядовое время, и самое время время спросить себя: что изменило в нас Сошествие Святого Духа и дары, которые мы приняли? А если это событие прошло мимо нас, придётся ли ждать следующего года, или существуют способы «активировать» эти дары уже сегодня? Размышлениями на эту тему делится Марчеллино Д’Амброзио.
В подростковом возрасте я думал, что в Церкви все должно делать духовенство. Мы, миряне, призваны лишь молиться, платить и слушаться. Ах да, и заповеди соблюдать, конечно. Изначально даже десять заповедей казались мне чем-то непреодолимым. Затем я обнаружил Нагорную проповедь с заповедями блаженства и едва не потерял сознание.
Возможно, поэтому многие непрактикующие католики так обижены воспитанием, которое получили в Церкви. Для них религия означает разочарование, провал и чувство вины.
Они (и я) каким-то образом упустили хорошую новость о Пятидесятнице. Хорошо, что мы, католики, отмечаем это торжество каждый год и говорим о нём в ходе катехизации, но многие из нас, очевидно, не поняли его значения.
Потому что, если бы мы поняли, то были бы другими. . . смелыми, а не робкими; энергичными, а не вялыми; увлеченными, а не скучающими. Посмотрите на апостолов до и после Пятидесятницы, и вы увидите разницу, которую произвел в них Дух.
Евангелие — это Благая Весть не только потому, что нам открыты Небеса, но и потому, что мы получили возможность стать новыми людьми здесь и сейчас. Второй Ватиканский собор настаивал на том, что каждый из нас призван к вершинам святости (Lumen Gentium, глава V). Не силой воли, заметьте. Но силой Святого Духа. Святость заключается в вере, надежде и особенно — в божественной любви. Эти «добродетели», буквально — «силы», даны нам Духом. Более того, Дух дает нам еще семь даров, которые являются совершенной верой, надеждой и любовью, что позволяет нам жить сверхъестественной, богодухновенной жизнью. Некоторые думают, что это — только для избранных, «мистиков». Фома Аквинский учил обратному, говоря, что дары, перечисленные в Книге Пророка Исайи 11:1-3 (разум, совет, крепость, ведение, благочестие, премудрость и страх Господень), являются «стандартным снаряжением», данным нам при Крещении, так что все мы призваны быть «мистиками».
Второй Ватиканский собор также учит, что каждый христианин призван служить. Для этого нам тоже нужна сила. И поэтому Дух дает и другие дары, называемые «харизмами». Это происходит, как учит св. Фома, не столько для нашего собственного освящения, сколько для служения другим. Не существует исчерпывающего списка харизм, хотя апостол Павел упоминает несколько (1 Коринфянам 12:7-10, Римлянам 12:6-8), начиная от дара языков до христианского брака (1 Коринфянам 7:7). Харизмы раздают не священники; они даются непосредственно Духом через Крещение и миропомазание, а иногда даже вне таинств (Деяния Святых Апостолов 10:44-48).
Могучие дары, которые бесплатно раздаются всем. Похоже на путь к хаосу. Но Господь также наделил апостолов и их преемников объединяющей харизмой главенства. Роль пресвитеров — не делать все самостоятельно. Скорее, они должны различать, окормлять и координировать харизмы мирян, чтобы они созрели и работали вместе для большей славы Божьей (LG 30).
Так что же, если вы, как и я, не совсем поняли, что именно произошло с вами в таинстве миропомазания? У меня для вас хорошие новости. Вы действительно получили Духа и Его дары! Вы когда-нибудь получали новую кредитную карту с пометкой «Необходимо позвонить, чтобы активировать перед использованием»? То же самое с Духом и Его дарами. Вы должны «позвонить» и «активировать» их. Делайте это сегодня и каждый день, особенно каждый раз, когда участвуете в Святой Мессе. Потому что каждая Евхаристия — это новая Пятидесятница, когда Дух и Его дары изливаются заново (CCC 739, 1106).
Вот почему христианская жизнь — это приключение. Всегда будут новые сюрпризы Духа!
Марчеллино Д’Амброзио
Источник (англ.): Catholic Exchange