Невероятная история акушерки, которая помогла родиться 3000 детей в Освенциме

Картина, которая чаще всего ассоциируется с Освенцимом, это смерть. Это не удивительно, ведь более миллиона мужчин, женщин и детей были убиты в самом большом концентрационном лагере на территории оккупированной Польши. Но в этом месте смерти, происходили и другие истории, которые демонстрируют храбрость, непреклонность, надежду и даже радость. Одна из таких историй — биография польской акушерки, которая помогла родиться на свет 3000 детей, несмотря на приказ убить их. 

Станислава Лещинская родилась в 1896 году в городе Лодзь в центре Польши. Она была женой, матерью и акушеркой. Когда нацисты вторглись в Польшу в 1939 году, Лещинская и ее семья решили присоединиться к Польскому сопротивлению, чтобы помочь людям из еврейских гетто с едой и документами.

Деятельность семьи была раскрыта Гестапо, и несколько лет спустя Лещинская и ее дочь (на тот момент студентка-медик) были отправлены в Освенцим, а ее сыновья — в другие лагеря, на тяжёлые трудовые работы. Ее муж и старший сын смогли сбежать, но мужа она больше никогда не видела. Он был убит, сражаясь с нацистами во время Варшавского Восстания в 1944 году.

В Освенциме Лещинская работала акушеркой. Хотя многих беременных женщин убивали прямо на месте, некоторым удавалось сохранить беременность до родов. Акушерка работала в отделении для беременных, которое, как описывает его сайт History.com, представляло собой «ряд грязных бараков, предназначенных не для ухода за беременными женщинами, а скорее для доведения их до смерти». Женщины, которые работали в этом отделении — «сестра» Клара и «сестра» Фани, — были обязаны объявлять детей мертворожденными, а затем топить их в ведре. Как не квалифицированные медсестры они не имели права принимать участие в самих родах.

Когда Лещинской сказали о ее обязанностях, она категорически отказалась. Клара избила её, но та всё равно изо всех сил старалась сохранить жизнь младенцам и матерям. Перед каждыми родами она совершала крестное знамение и молилась. Она также давала матерям моменты покоя, когда читала молитвы и тихонько пела.

Несмотря на ее усилия, многие новорожденные были убиты через несколько часов после рождения, а некоторые матери позже умерли из-за ужасных санитарных условий в отделении. За 2 года в Освенциме Лещинская и ее дочь помогли родиться 3000 детей. Она даже выступила против печально известного «ангела смерти» Йозефа Менгеле, когда он приказал ей убить детей.

К счастью, не все дети были убиты. Некоторых забрали на усыновление в немецкие семьи и они считались «арийскими» детьми. В страстном желании воссоединить детей и матерей Лещинская делала детям татуировки, в надежде, что их опознают в зрелом возрасте. Некоторые женщины были в таком отчаянии, что сами убивали своих детей, лишь бы не отдавать их в руки нацистов. Некоторым матерям — не еврейкам позволялось оставить детей, но в виду запрета на кормление грудью эти младенцы часто умирали от голода.

Несмотря на все эти ужасы, Лещинская, прозванная «Матерью», крестила христианских младенцев и всячески заботилась о молодых матерях. По данным историков медицины Сьюзан Бенедикт и Линды Шилдс, половина из этих 3000 младенцев была утоплена , 1000 умерла от голода или переохлаждения, 500 были отправлены в немецкие семьи и 30 младенцев выжили — всего один процент. Это ужасает, но Лещинская относилась к матерям с любовью и заботой, и старалась подчеркнуть достоинство каждой новой жизни, пусть даже всего на час или два.

Преданная акушерка продолжала свою работу вплоть до освобождения лагеря, после чего вернулась в свой родной город и продолжила работу там. Её наследие продолжает жить в её детях, которые стали врачами. Некоторые пациенты рассказывали о её героических подвигах, например, Мария Соломон поведала о том, как она рожала в Освенциме: «И по сей день я не знаю, какую цену она заплатила, чтобы помочь мне родить моего ребёнка. Моя Лиз обязана своей жизнью Станиславе Лещинской. Я не могу думать о ней без слез».

Соломон также рассказала о том, как сама стала крёстной матерью. Лещинская попросила её принять на себя эту роль во время таинства крещения, и хотя ребёнок прожил всего три недели, она получила возможность насладиться ролью крёстной матери и была искренне предана своему крестнику Адаму. 

Подобно другим великим католикам, пережившим ужасы концентрационного лагеря, таким как героический святой Максимилиан Кольбе, Лещинская нашла опору в вере, которая питала её молитву и верность. Эта женщина затронула множество жизней, принося немного утешения тысячам людей, даже когда это подвергало опасности ее собственную жизнь. Она рассматривала каждого ребёнка как великий дар Господа и продолжала молиться о детях, пришедших в мир через её руки. Процесс беатификации Станиславы Лещинской инициирован епархией Лодзи в Польше.

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Юлия Кабьер