Святой Иосиф и победа над страхом отцовства

Однажды я услышал, как священник ободрял группу мужчин словами: «Если вы порой чувствуете себя неадекватно в роли отца, подумайте о святом Иосифе. Ему было поручено возглавить Святое Семейство, а ведь из них всех он был единственный грешник».

Я часто размышлял о том, как тяжело было Марии, но никогда не задумывался о почти невозможной задаче, данной св. Иосифу. Он должен был сохранить Богородицу, Матерь Бога, и вырастить Сына Божьего, Мессию. Мария была зачата без греха, а Иисус был полностью божественен. Они были рождены, готовые к святой жизни. Иосиф, с другой стороны, был рождён с первородным грехом. Он прожил большую часть своей жизни как простой ремесленник. Что могло подготовить его к этому новому, сложному призванию?

Мы знаем довольно мало о Иосифе из Писаний. Мы знаем, что он был справедливый и добрый человек. И что он был из Вифлеема, но жил в Назарете, когда он был обручён с Марией. Предполагается, что он уже был в зрелом возрасте, когда родился Иисус, но это не точно подтверждено в Евангелии. В Писании также говорится, что Иосиф был плотник, столяр. Но греческое слово, означающие его профессию, tekton, означает просто «ремесленник, который работает с деревом, камнем, или металлом». Ранние Отцы Церкви, такие как Иустин Философ, говорят, что Иосиф был не просто плотником, а специализировался на создании деревянного ярма и плугов – подходящая работа для названного отца человека, который станет «Властелином жатвы» и будет призывать людей под своё ярмо.

Несмотря на символизм профессии Иосифа, я сомневаюсь, что это было большой подмогой, когда ангел объявил ему план Господа. «Иосиф, сын Давида, не бойся брать в жены Марию; ибо в ней зачат ребёнок от Духа Святого. Она родит Сына; и ты назовёшь его Иисус, ибо Он спасёт Его людей от греха» (Мф 1:20-21). Я знаю, св. Иосиф был намного более благочестивым человеком, чем я. Однако я не могу не рассмеяться от наказа не бояться, когда за ним следует извещение, что моя будущая жена носит Сына Божьего – Мессию. Мало что может вызвать во мне больший страх.

Если Иосиф и был напуган, он быстро победил этот страх, приняв на себя задачу быть отцом самому важного ребёнку в истории человечества. Писания не оставили нам список отцовских качеств св. Иосифа, но мы можем проследить их местами. Мы знаем, что Иосиф был готов пожертвовать многим для своей семьи. Его первое действие после получения новостей о Боговоплощениии было оставить своё доброе имя и репутацию. Он знал, что его добродетели и рассудительность окажутся под сомнением, когда другие узнают, что Мария беременна, но он был готов это проигнорировать ради ребёнка. Позже Иосиф вновь поставил себя на последнее место ради своего приёмного сына; он безропотно оставил свои дела и повёз свою семью в Египет, где они были в безопасности.

Писания также говорят нам, что родители Иисуса были верны своим религиозным обязательствам. Они привели Иисуса в храм для его религиозного посвящения. И они отправлялись в паломничество в Иерусалим во время важных праздников. Мы также знаем, что Иисус отлично знал строки из Писаний. Он, должно быть, вырос в среде, где любили Бога и посвещали себя Торе. Евангелие от Луки говорит нам, что Иисус вырос «в мудрости и статности» (Лк 2:52). «Мудрость», о которой говорит Лука относится к служению Иисуса во взрослом возрасте. Но что же значит «статность»? Возможно, Лука просто говорит о том, что Иисус возрос и физически развился. Мне нравится представлять, как Иисус, будучи ребёнком, помогал своему отцу в мастерской, учился пилить и вырезать, развивая чутьё в своём деле, одновременно обретая сильные плечи и намозоленные руки. Позже мы видим упоминание об этом, когда неверующая толпа спрашивает: «Не сын ли это плотника» (Мф 13:55). Как оказывается, воспитание Иисуса было таким ординарным, что Его последующее служение поразило всех, кто Его знал. Возможно, толпа была бы менее недоверчивой, если бы Иисус провёл все своё отрочество в храме. Но Он провёл большую часть своего времени в мастерской отца, изучая его ремесло.

Таким образом, из Писаний мельком можно увидеть, что Иосиф был любящим и самоотверженным отцом, который был предан своей вере, трудолюбиво работал, и привил своему сыну такие же добродетели. Немудрено, что святой Иосиф является святым покровителем отцов.

Конечно, ирония этой ситуации в том, что Иосиф не был биологическим отцом Иисуса. Но именно этот урок может преподать нам этот великий святой. Потому что даже для нас, биологических родителей, наши дети не являются нашими. Они дети Господни, вручённые нам для заботы. Поэтому наша цель не просто научить наших детей подражать нам. Нам необходимо научить их следовать за их Небесным Отцом. Это кажется неисполнимым заданием. Но мы можем следовать примеру св. Иосифа и просить его о заступничестве. Если Иосиф смог позаботиться о Святом Семействе, то он уж точно может помочь нам вести наши семьи к святости.

Дэниел Стюарт

Источник (англ.): Catholic Exchange

Перевод: Юлия Кабьер

Фото: Pinterest

На страницу цикла «Год святого Иосифа»