Есть что-то в нашей «падшей» натуре, что толкает нас на непослушание. Иногда это полное и тотальное нежелание слушаться. А порой это принимает более мягкую форму, например, когда наши мамы настаивают, чтобы мы прочитали книгу, на которую у нас совсем нет времени. Мы все имеем на себе этот грех, все, кроме одного: святого Иосифа (я не считаю Деву Марию, так как она была избавлена от первородного греха). Мы многое можем узнать о нем из писаний, о его поступках, но более всего – о его молчании. Давайте посмотрим на одну историю из Святого Писания, которая открывает нам его полное послушание воле Господней.
Бегство в Египет
В Евангелии от Матфея 2:13 говорится: «Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Давайте внимательно изучим эти строки и попробуем понять задачу, вставшую перед Иосифом.
Опасность смерти
Кто-то хочет убить Иисуса, Сына Божьего. Мы часто не обращаем внимание на детали, потому что знаем историю до конца, но Иосиф не знал! Все, что знал он, это то, что кто-то хочет убить Иисуса. Но почему Господу вообще нужно бежать? Он же Бог! Феофилакт Болгарский приводит хороший довод, когда говорит: «Господь бежит, чтобы подтвердить, что Он действительно человек. Ибо если бы Он попал в руки Ирода, и Его бы не убили, то было бы ощущение, что Он был создан из плоти только внешне».
Это говорит о том, что для Иосифа это не были просто пустые действия. Возможно, это было Божественным Проведением, но это не была придумка самого Иосифа. Он был испуган, но у него не было времени поддаваться этому чувству. Он даже не уточняет у ангела никаких деталей, хотя, учитывая обстоятельства, это могло бы быть полезно. Например: «Как мне поступить с моей работой, Господи?», «У меня нет рабочей визы в Египет, и я не говорю на местном языке», и «Куда нам девать наши пожитки, ведь один осел не выдержит?» Но нет, он не говорит ни слова.
Долгий путь
Египет далеко. Очень. 692 километра. Это как от Риги до Варшавы, что на машине занимает 7 часов. И дорога не была прекрасной тропой, которую днём укрывают от зноя деревья, а ночью освещает лунный свет. К тому же, в то время было мало Holiday Inn Express, стоявших вдоль дороги. Максимальное расстояние, которое они могли проделывать, это примерно 24 километра в день, учитывая ребенка младше 2 лет и, скорее всего, одного осла. Выходит путь в 30 дней. Не забываем о солнце пустыни и о наличии бандитов и разбойников на пути.
Всего этого достаточно, чтобы назвать этот путь опасным. Повторю, что путешествовали они с маленьким ребёнком. В отличие от сегодняшнего дня, когда люди с легкостью переезжают туда, куда зовёт их работа, в то время люди не переезжали. Никогда. Я говорю не только об отдельно взятых муже и жене, я говорю о поколениях, которые не двигались со своих привычных мест. А тут Иосиф, которому ангел посреди ночи говорит собирать вещи и отправляться за тридевять земель, где он никогда не был, и откуда его собственный народ ушёл 1000 лет назад. Вряд ли бы я выбрал это направление, если бы моя семья была в опасности. И опять Иосиф не спросил, как он должен был это сделать, он не попросил указаний. Он просто отправился в путь.
Билет в один конец
Последнее, о чем я хочу поговорить, это то, что Иосифу не было дано расписание. Никто не сказал ему: «Иди в Египет на 6 месяцев». Было сказано: «Оставайся там, пока я тебе не скажу». Представьте такой разговор с женой: «Дорогая, ангел мне только что сказал, мы переезжаем в за полярный круг. Сегодня. Работы у меня там нет, но мы пробудем там какое-то время. И главное, ждать нельзя ни дня, так как государственные служащие хотят убить нашего сына». Иосиф был плотником, по тем временам – низкооплачиваемая работа. Вряд ли он мог накопить какую-то сумму на пенсию. Он жил от заказа до заказа. Если не мог работать, не мог накормить семью. Не было накоплений, которые должны были покрыть первые 3 месяца расходов при переезде. Это был шаг полной веры и подчинения слову Господнему.
Иосиф был настоящим мужчиной. Он делал все, что Господь от него требовал, каждый раз, без задержек. Это образец послушания, за которым мы все должны следовать.
Теперь я поставлю перед вами задачу: подумайте над этой историей сиз жизни святого Иосифа. Представьте себя на его месте. Теперь подумайте о своей жизни, и в каком вопросе вас призывают к послушанию. Помните, что послушание относится не только к детям в отношении родителей (четвертая заповедь). В Катехизисе Католической Церкви (2199) говорится: «Эта заповедь предполагает и подразумевает долг родителей, опекунов, педагогов, начальников, государственных чиновников, правителей — всех тех, кто располагает властью над другими людьми или над сообществом людей». Найдите то, что вы игнорировали, откладывали или отказывались сделать. Сделайте это для святого Иосифа. Думаю, вы удивитесь полученной благодати.
Святой Иосиф, покровитель трудящихся, молись о нас.
Джонатан Конрад
Источник (англ.): catholicgentleman.com
Перевод: Юлия Кабьер