Любовь (Amour) 2012

Любовь! От чего и как она зажигается и почему вдруг исчезает, как искра в ночи? Верность ли это как у жен декабристов или мимолетное видение, которое и удержать-то невозможно? Мы все знаем, что на этот сюжет написаны сотни романов и поэм, снято тысячи видеоклипов и фильмов.

Один из них – французско-немецко-австрийский художественный фильм, драма режиссёра Михаэля Ханеке «Любовь» (фр. Amour), премьера которой состоялась на 65-м Каннском кинофестивале, где лента получила главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Эта картина получила также Оскар как лучший иностранный фильм. Фильм сложный и многогранный. Хотя, после его просмотра ко мне постоянно возвращается вопрос: «А была ли Любовь?». Нет-нет, поймите меня правильно, не сентиментальность или упрямство доказать, «что любой ценой мы к счастью путь построим?», а именно Любовь.

Сюжет фильма невероятно прост. В дом супружеской пары Жоржа и Анн, великолепно сыгранными Жан-Луи Трентиньяном и Эммануэль Рива, прожившей многие годы вместе, и в глазах которых светится любовь и взаимное уважение, приходит испытание. И испытание не из легких. Анн переживает операцию, которая имеет последствием частичный паралич ее тела. С какой точностью показано в этом фильме наше человеческое возмущение и протест, когда наше тело отказывается следовать нашему рассудку! Анн даже хочет покончить жизнь самоубийством, так как ей кажется, что ее жизнь потеряла смысл и представляет невыносимую ношу для Жоржа. Как же точно подмечено, что наше общество очень часто смотрит на человеческую личность лишь через призму ее полезности и производительности. И здесь нам стоит задуматься, насколько мы человечны не на словах, а по сути. А уровень человечности проверяется именно в отношениях к детям, старикам, больным, бедным и маргиналам.

Жорж переживает это всё как самый преданный рыцарь. Он ухаживает, подтирает, умывает. Но он ведь тоже не мальчик. И он устает! Когда же, наконец, его усталость переполняет чашу возможного, он «облегчает» страдания своей супруги, да и свои тоже, просто прекращая ее жизнь и совершая убийство. Я не знаю, с каким намерением Ханеке снимал фильм, но речь идет именно не об облегчении страданий, а об убийстве. Конечно же, те, кто уже видели фильм, или те, кто его увидят, будут защищать достоинство Анн, и возможность для нее умереть. Но убийство не есть облегчение страданий!

Вот тут-то и начинается истинное размышление Ханеке о любви. Что помещало Жоржу обратиться за помощью к их дочери Еве, или в больницу? Да ничего кроме гордыни и самоуверенности, уверенности, что испытание можно выдержать в одиночку. Это очень сильное искушение – почувствовать себя Сверхчеловеком или Богом. Но когда человек забывается и воображает, что он есть верховный судия жизни и смерти, он совершает непоправимое. «Любовь» Ханеке напоминает нам, что человеческая взаимопомощь должна быть одним из самых важных элементов на пути добра. Если мы не воспользуемся этим путем взаимопомощи, то усталость от зла сделает из наш вершителей непоправимого. И даже самые благие намерения обратятся вдруг в дела недопустимые, невозможные оправдать. Сопровождать в страданиях – и есть облегчение страданий; убийство никогда не будет оправданием и не может быть оправдано в данной ситуации.

Напоследок хочу заметить, если вдруг кому-то покажется, что все мною написанное слишком идеалистично. Моя бабушка умирала именно так, как Анн. И ее дети и внуки ухаживали за ней дома. По-разному, но участвовали все. Потому что одному человеку, каким бы сильным он не казался, такие испытания не под силу. Конечно, такое сопровождение не из простых. Нужно много любви, внимания, молитвы, веры и надежды. Из этого сопровождения я вынес как внутреннюю уверенность одну простую вещь: не все дни всегда просты, но человек остается человеком с достоинством до последней секунды своей жизни.

Ну, и если вы еще не видели «Любовь», спешите, спешите. Этот фильм, возможно, поможет вам любить больше и любить истинно; любить милосердно, а не убивая, прикрываясь оправданиями усталости и сентиментальности.