Архитектура и Разум Церкви. Часть 1

Празднуя Литургию в церковном здании, мы далеко не всегда понимаем сакраментальный язык окружающих нас форм и изображений, который, тем не менее, является неотъемлемой частью нашей христианской традиции. Чтобы чуть лучше понять назначение церковной архитектуры, обратимся к размышлению американского архитектора Майкла Райя.

Хотя некоторые из приведенных ниже принципов могут понравиться христианам из других общин, следует отметить, что они в первую очередь изложены с точки зрения католического взгляда на сакраментальное богословие, и рассматриваются в свете того значения, которое они несут для нашей работы в качестве архитекторов для заказчиков католиков.

«… ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ ЦЕРКОВНОГО ЗДАНИЯ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ЯЗЫКУ ЦЕРКВИ».

ОНТОЛОГИЯ И ЯЗЫК

Физические объекты общаются с нами на нескольких уровнях. Учёный может сказать вам, что яблоко и его части состоят из определенных молекулярных структур. Базовый уровень восприятия для большинства людей — просто еда, но это также и символ: здоровья, первородного греха, чрезвычайно успешного технологического бренда… Отец Дуглас Мартис, директор Литургического института в семинарии города Манделайн, использует воду в качестве примера для объяснения различных смыслов, которыми обладают символы в таинствах: “Когда Церковь говорит «вода», она имеет в виду не только химическую  формулу H2O. Она имеет в виду воды крещения, воды творения, воды потопа, воды Красного моря, воды Иордана, кровь и воду, излившиеся из пробитого ребра Христа, и воду живую. вытекающую из престола в книге Откровения — и она имеет в виду всё это, всё сразу, всё одновременно».

С архитектурой дело обстоит точно также. Здания состоят из частей, которые можно рассматривать с точки зрения материалов, из которых они сделаны, но они также служат определённой цели и выражают идеи, которые являются центральными для нашей веры. Архитектура говорит. Архитекторы и дизайнеры несут ответственность за формулирование того сообщения, которое передаёт каждое проектируемое ими здание. Язык архитектуры здания католической церкви должен гармонировать с языком самой Церкви. Для того чтобы обрести понимание этого языка — научиться видеть и слышать сакраментальный язык глазами и ушами Церкви — требуется образование не только для тех, кто участвует в процессе планирования и проектирования, но также для служителей и мирян, которые будут праздновать литургию в церковном здании. Такой способ понимания посредством разума Церкви является неотъемлемой частью нашей христианской традиции и источником жизни для нашего участия в литургии. Если мы надеемся показать людям красоту, присущую совершаемой Мессе, мы должны предоставить что-то осязаемое, чтобы указать на неё.

«… МЫ ВЕРИМ, ЧТО ВЕЩИ, ОТОБРАННЫЕ ДЛЯ СВЯЩЕННОЙ ЦЕЛИ, САМИ ЯВЛЯЮТСЯ СВЯЩЕННЫМИ; ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ».

КРАСОТА И САКРАМЕНТАЛЬНОСТЬ

Понимание церковной архитектуры с онтологической точки зрения означает, что мы хотим, чтобы церковное здание выражало то, чем оно принципиально является: физическим представление Небес на земле. Месса уже является раем на земле, поэтому всё, что окружает литургию, должно направлять наше внимание на неё и говорить нам: «Смотрите, это действительно нечто особенное». Месса обладает внутренней красотой как высшая форма молитвы и присутствие искупительной жертвы Христа за всё человечество. Богослужебная архитектура — один из тех языков, посредством которых мы описываем эту красоту. Литургия неотделима от архитектурной среды, церковного здания, так же как крещение неотделимо от воды. Нам нужен алтарь и свечи. Нам нужно увидеть мириады ангелов и святых, изображённых едиными с нами в молитве. Церковь всегда считала эти идеи центральными в праздновании евхаристической тайны. Материальные объекты являются неотъемлемой частью всех таинств. Бог решил не только создать материальный мир и вдохнуть в него саму Свою жизнь, но и обитать в том, что Он создал, возвышая природу бытия всех созданных вещей; и в наибольшей степени человека. Поэтому мы считаем, что вещи, отобранные для священной цели, сами по себе священны; они являются продолжением сакраментальной жизни Церкви. Так же, как мы по определению и материальны, и духовны, таинства также содержат необходимый материальный компонент, который является священным и существует вместе с духовной реальностью.

ОБЩИННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Литургия, или общинное поклонение, объединяет в нашей вере как вертикальные, так и горизонтальные аспекты. И храм (вертикальная ось), и община (горизонтальная ось) являются важными библейскими образами, символически представляющими реальность, лежащую в основе Мессы, однако споры по поводу выражения этих аспектов в церковном дизайне на протяжении многих лет создавали поляризацию в обществе архитекторов и литургистов.

Оба элемента богословия христианского богослужения — единая, истинная и совершенная жертва в святой святых, а также собрание и устроение мистического Тела Христова, которое участвует в этой жертве — неотделимы и взаимосвязаны в нашей 2000-летней традиции. Мы не только принимаем участие в Жертве Христа, но именно в этом участии мы становимся больше чем просто собрание крещеных христиан: мы становимся членами равными по достоинству, но разными по функциям, объединенными в Теле Христовом. По словам апостола Павла, каждый играет свою роль, действуя от имени главы Христа. Рукоположенный священник действует вместо Христа здесь, на земле, ведя Тело в акте поклонения, что является функцией, отличной от общего священства, которое даровано и должно осуществляться всеми верующими мирянами.

Подводя итог, можно сказать, что наша вера отражает вертикальное измерение жертвоприношения Богу и горизонтальное объединяющее измерение человечества. Собираясь на Мессу, мы физически отражаем Тело Христово, членами которого мы все являемся и главой которого является Сам Христос. Именно благодаря этому процессу мы становимся больше похожими на Бога. Прекрасная молитва, которую священник обычно произносит шёпотом при приготовлении даров, прекрасно резюмирует это: “Через эту тайну воды и вина да соделаемся мы причастниками Божества Того, Кто благоволил стать Человеком”. Цель литургии — обожение, стать подобными Богу, чтобы разделить вечность Его божественной жизни.

«КОГДА ФИЗИЧЕСКАЯ КРАСОТА, ВЫРАЖАЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ, ВНОСИТ ЧУВСТВО БЛАГОГОВЕНИЯ В НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕССЫ, МЫ ИСПЫТЫВАЕМ БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД БОГОМ КАК ПОДАТЕЛЕМ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ».

РОЛЬ САКРАМЕНТАЛИЙ

В то время как тонкости прекрасного образа мистического Тела Христова часто упускаются из виду среднестатистическим человеком, приходящим на Мессу по воскресеньям, эффект их присутствия (или отсутствия) не менее действенен на более глубоком уровне. На глубинном уровне здания способны подчеркивать или затуманивать смысл действий, совершаемых внутри них. Каждый из нас сформирован окружающей средой и несет с собой воспоминания и впечатления от действий, связанных с местом, в котором они произошли. На протяжении тысячелетий архитектура играла жизненно важную роль в человеческой культуре, и наша вера поддерживает эту роль. Таинства зримо показывают нам невидимую реальность: действия Бога. Сакраменталии помогают таинствам в этом и показывают нам кое-что из того, как Бог совершает эту работу спасения: статуи, картины, святая вода, ладан — всё это помогает нашим слабым человеческим чувствам чуть больше уловить безмерную тайну и изобилие даров, то есть Божью благодать и милосердие. Как и в случае примера с водой, приведённого отцом  Мартисом, все вещи в церкви, которые изображают воду, ссылаются на эти оттенки смысла и придают полноту символу. Когда физическая красота, олицетворяющая благодать, вносит чувство благоговения в наше восприятие Мессы, мы испытываем благоговение перед Богом как подателем этой благодати. От того, как мы переживаем литургию, может зависеть, как мы переживаем Бога. В дополнение к этому символическому пониманию, мы также должны понимать, что таинства являются действенными знаками, которые на самом деле передают благодать, которую они символизируют; мы меняемся благодаря нашему участию в таинствах. Плохо спроектированная церковь рискует упустить одну идею в пользу другой, когда ей недостаёт полноты и масштабов репрезентативных символов или той духовной реальности, которую они представляют.

«ЗДАНИЯ СПОСОБНЫ ПОДЧЁРКИВАТЬ ИЛИ ЗАТУМАНИВАТЬ СМЫСЛ ДЕЙСТВИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ВНУТРИ НИХ».

Мозаичный купол в Баптистерии Неона, Равенна, Италия. Фото: modestine4.blogspot.com

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ

Мы правильно понимаем таинства как одновременно и знак и реальность; Божье действие, которое, в свою очередь, приносит плоды в нас. Это одно из тех мест, где многие христиане оказываются в разногласии, а Церковь являет здесь прекрасный пример католического принципа «и то/и это», который является ключом к мышлению посредством разума Церкви.

Упущение главного аспекта Мессы как святой и совершенной жертвы из-за чрезмерного подчеркивания ее символической и общинной природы теряет сакраментальную природу самой Евхаристии. Таинство — это всегда знак, указывающий на нечто более глубокое. Слишком легко сверхъестественная реальность присутствия Бога сводится к простому символу общинности, если мы не относимся к ней с должным почтением. И наоборот, чрезмерный акцент на жертвоприношении, в котором мы принимаем участие, оторванный от горизонтального измерения живого собрания, лишает присутствующих возможности видеть плодотворно прожитую сакраментальную жизнь. Это via media, срединный путь, по которому Церковь просит нас идти в молитвенном размышлении о физической среде, которую мы создаем для этого возвышенного действия литургии.

Хорошо спроектированная церковь полностью передаёт богатство символа и учит о реальности, которая этим символом выражается — что Христос действительно присутствует здесь вместе с ангелами, святыми и небесными воинствами, и, участвуя в евхаристическом праздновании, мы становимся частью Его Тела, соучастниками Его божественной жизни. Благодаря крещению мы призваны продолжать миссионерскую работу Христа и нести Его присутствие в мире. Таковы взгляды Церкви в отношении Её архитектуры.

Продолжение: Архитектура и Разум Церкви. Часть 2

Майкл Райя

Источник (англ.): www.studioiodesign.com

Перевод: Проект «Вселенская Церковь по-русски»

Фото обложки: www.haunsgowest.com