Синодальный путь: проблема пассивности мирян

Многие верующие предпочитают пассивную роль в своём приходе, ограничиваясь участием в богослужениях, пожертвованием по воскресеньям и, как максимум, помощью в уборке храма один раз в год, однако, ничего не предлагают и ничего не привносят в жизнь приходской общины. О пассивности и безынициативности мирян как об основной проблеме поместной Церкви размышляет Лариса Беляева.

Незадолго после того, как я перешла в католичество, я услышала от одного верующего следующую фразу: «Как в католическом приходе хорошо, здесь все объясняют, вон сестры говорят и растолковывают, как и что делать». Вроде бы общая фраза, но, если мы задумаемся над ней, то увидим серьезную проблему.

С одной стороны, прекрасно: присутствуют евангелизация и катехизация, что, безусловно, легче сделать в Католической Церкви благодаря наличию мирянского устава и богослужениям на русском языке, то есть «бремен неудобоносимых» как таковых не предполагается.

С другой стороны, получается, что недавно присоединившиеся члены Церкви приходят «на готовенькое», от них не ожидают инициатив и внесения чего-то нового и свежего, да и сами они не сказать чтобы к этому стремились. Это очень печально, ведь каждый верующий, как и каждый человек, уникален и обладает своими талантами и способностями, которых, быть может, нет у других. Так же как и Тело Христово состоит из многих разных членов и каждый из них важен и незаменим. Если бы мы делились дарами, данными нам Богом, и делали бы это согласно нашему вероучению, то тем самым мы ничего б не теряли, наоборот, обогащались бы, и тем самым обогащали и развивали наши общины, приходы и Церковь.

Выходит, одна из основных проблем в Церкви сегодня – вовсе не странные частные мнения, которые могут преподноситься почти как «учительные»; не детские обиды на весь окружающий мир (на другие конфессии, родственников, клириков или мирян); не попытка отдельных ее представителей изобразить из себя этакую «элиту», фактически провозглашая, что «община (или даже Церковь) – это мы и только мы»; и даже не отсутствие у многих из нас необходимой формации, хотя это и является основной причиной всех этих проблем. Самая главная наша беда – это пассивность, безынициативность, да и в какой-то степени и безответственность большинства членов Церкви, особенно недавно присоединившихся.

Все вышеперечисленные трудности, кроме последней и основной, разрешить достаточно легко. Нет необходимой формации? Вполне возможно восполнить отсутствие знаний и понимания каких-либо вещей. Есть преподаватели и просто компетентные люди, в интернете выложено множество лекций и обучающих материалов, написано много мудрых книг. Требуется только готовность слышать и воспринимать что-то новое. И тогда многие другие проблемы Церкви уйдут сами собой. Действительно, грамотный католик постарается воздержаться от своеобразных богословских суждений и оскорбительных замечаний в адрес других конфессий и их представителей и в конечном итоге придет к пониманию того, что ни Христос, ни Церковь ни в коем случае не учат ставить себя выше других, неважно, единоверцев или нет.Однако для этого нужно наше желание и стремление учиться, а также готовность к начинаниям и делам. А этого в большинстве случаев и нет.

К сожалению, можно заметить, что многие из нас предпочитают пассивную роль в приходе. Участие для большинства заключается в следующем: люди приходят на богослужения, молятся, жертвуют на нужды прихода, может быть, иногда помогают в уборке храма или прочих насущных заботах. Но, как правило (разумеется, нет правил без исключений), ничего нового не приносят, ничего не предлагают, в прочей жизни прихода не участвуют. Попытаемся разобраться, почему.

Во-первых, причиной может быть робость и застенчивость. Это вполне естественно для человека, который оказался в непривычном ему месте, в месте сакральном, и, самое главное, это понимает. Было бы очень хорошо, если бы мы все – и священники, и сестры, и прихожане – уделяли немного внимания недавним членам Церкви. Никто не говорит, что надо навязывать свое общество, и, тем более, свои субъективные мнения, но приветливый кивок, улыбка, пара вежливых вопросов могут значительно помочь человеку адаптироваться.

Прекрасно, когда священники дают понять, что готовы слушать и отвечать на вопросы. Вне зависимости от того, «достоин» ли или «недостоин» тот или иной человек внимания с чьей-то точки зрения. Иначе кто-то может постесняться подойти к священнику, и тогда этот человек либо уйдет, не получив ответов на свои вопросы, либо будет вынужден довольствоваться частными мнениями сестер и мирян, в том числе, почерпнутыми из интернета, где, как мы знаем, представлены все возможные суждения во всем их разнообразии.

Во-вторых, к горькому сожалению, в католических приходах присутствует дух «элитарности». И, увы, часто такое восприятие транслируется. То есть катехумен вполне может услышать: «Походи-походи на катехизацию, тебе полезно. Я знаю, все православные безграмотны». Мне, например, довелось такое услышать. Мне было проще, чем другим, я получила духовное образование, и такие высказывания в мой адрес мне было достаточно легко пресечь. А те, у кого нет такого образования? А те, кто и в самом деле не обладает достаточными знаниями о Боге и вере? Все равно как если перед началом занятий учащимся скажут: «Вы не знаете того-то, не умеете этого, вы безграмотны, вы никто». В определенный момент, конечно, уже перестаешь реагировать на подобные высказывания, но горький и неприятный осадок остается все равно.

Будем же вежливы и корректны с теми, кто пришел в Церковь позже нас и, быть может, не знает или не умеет чего-то, что знаем и умеем мы. В конечном итоге, в этом нет нашей личной заслуги, что мы дольше в Церкви. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», — напоминает нам Иисус.

В-третьих, как правило, в небольших приходах основные ответственные роли распределены. И те, кто их играет, не всегда готовы привечать человека, который тоже хотел бы в чем-то участвовать. Можно спокойно относиться к тому, что кто-то еще приходит в общину и тоже пытается что-то для нее сделать, но далеко не все из нас охотно воспринимают что-то новое. Кстати, в силу немногочисленности прихожан, зачастую особые служения осуществляют те из нас, кто готов и согласен это делать, а не исключительно благодаря нашим заслугам и достоинствам.

«Зачем еще какие-то приходские мероприятия?», «Зачем учить что-то еще?», «Зачем создавать что-то еще?» — это вполне естественные недоуменные вопросы большинства людей. Какие-то частные и личные инициативы в приходах, безусловно, были бы очень нужны и важны. Но, к сожалению, этого недостаточно. Если речь идет о подобных начинаниях, то, как правило, подразумевается, что принять активное участие в них все не смогут: не все могут рисовать, создавать скульптуры, играть на органе или гитаре, петь, сочинять музыку, писать духовные размышления, не у всех получится создавать композиции для алтарей. Если кто-то из недавних католиков решит этим заняться, увы, это может вылиться в ненужное соревнование с уже существующим активом прихода. И получится что-то вроде: «Мы поняли, батюшка, слава Богу, что мы не такие как этот фарисей». Такое тоже случается, и самым грустным бывает то, что человек во многом начинает что-то делать «ради статуса в приходе».

Получается, помимо таких частных инициатив нужны и общие, которые охватили бы всех членов прихода. Что можно предложить?

  • Можно устраивать конкурсы домашних алтарей, вертепов, венков. Как правило, их дома делают многие, и все они могли бы попробовать.
  • Можно попытаться организовать приходскую ярмарку с продажей изделий ручной работы, а вырученные средства пойдут на нужды прихода. Разумеется, кому-то одному было бы тяжело изготовить все для подобного мероприятия, но если делать всем вместе, то будет значительно легче.
  • Можно предложить всем прихожанам поразмышлять над темой праздника, той или иной Тайной Розария или отрывком из Священного Писания, а потом пусть все поделятся своими мыслями. Всех следовало бы выслушать и, по возможности, услышать. Это не литературный конкурс, неважно, как изложено, главное здесь – содержание.
  • Иногда некоторые приходы предлагают прекрасные инициативы для всех желающих: размышления о домашних алтарях, о любимых святых. Возможная тема подобных рассуждений для всех – Стояния Крестного Пути.

К сожалению, мы по большей части только слушаем. Слушаем священника на проповеди или на катехизации, слушаем ведущего молитвенной группы или сами читаем чьи-то размышления в интернете. Это все прекрасно, но процесс должен быть двусторонним. Обязательно нужно делиться своими мыслями и умозаключениями. Не может быть такого, что их совсем нет. Не верится в подобное. В конечном итоге, наши суждения – все суть частные мнения, так чего же нам стесняться?

Конечно, можно сказать, что не всем дано заниматься музыкой или иконописью, но и это при желании может до определенной степени стать чем-то «для всех».

Замечательно, что в большинстве приходов есть традиция общенародного пения. Там, где ее нет, вероятно, стоило бы организовать занятия пением для всех желающих. А где есть – там как раз возможны частные инициативы в виде концертов или красивых «вставок» на Мессах. Все-таки Богу надо нести лучшее, что есть у нас всех.

У сестер святой Елизаветы есть отличная практика – реколлекции с написанием иконы, причем подразумевается, что никаких талантов к живописи не нужно. Было бы хорошо что-то подобное устраивать и в приходах.

Все инициативы – и общие, и частные – должны дополнять и обогащать уже существующие традиции прихода, а не полностью замещать их. К уже существующей деятельности в приходе можно добавлять и другую. Например, если есть один хор, вероятно, имеет смысл попробовать собрать еще один, концертно-праздничный или, наоборот, схолу для общенародного пения, как альтернативу уже существующему. Если есть молитвенная группа Живого Розария, возможно попытаться организовать группу чтения Библии или Литургии Часов. Если какие-то конкурсы или размышления людям уже предлагаются, можно к ним добавить какие-то новые.

Если организовывать и поддерживать подобные инициативы для всех, и сам приход может стать дружнее, и новые его члены скорее будут вовлечены в его жизнь, и те, у кого есть свои личные начинания, быстрее найдут поддержку и понимание у окружающих. Ведь в таком случае предлагать и делать что-то новое будет для всех привычно и естественно.

Наконец, Церковь состоит из людей. Самых обычных, грешных. У нас у всех свои слабости и недостатки. Если община небольшая, круг общения ограничен, иногда тяжело бывает принимать своих ближних такими, какие они есть, «носить бремена друг друга».

Для того, чтобы облегчить эту задачу, можно попробовать устраивать совместные мероприятия, чаепития, прогулки, паломничества, беседы, общие молитвы друг за друга и в интенциях Папы и Церкви. При этом давать понять, что и те, кто присоединился недавно или еще только катехизацию проходит, тоже могут присоединиться, и никто им не скажет на подобной встрече, то они чем-то хуже или недостойнее тех, кто давно ходит в Церковь. А также не устраивать деления на группы и слои. Во время таких мероприятий всем нам хорошо бы стараться выслушивать друг друга, делать поправку на то, что никто из нас не совершенен и, по возможности, прощать друг другу какие-то ошибки. Ведь жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на ненужные соревнования, суету и выяснения отношений.

Конечно, сказать все это легко, а вот выполнить очень тяжело. Но мы можем искренне и от всего сердца постараться это сделать. И тогда наши намерения зачтутся, и Господь подкрепит нас в наших начинаниях.

Изменения, развитие и динамика – это неотъемлемая часть нашей жизни, в том числе, и жизни наших приходов. То, что не может измениться, не может жить, а, значит, не может умереть и воскреснуть со Христом.

В конце романа «Мастер и Маргарита» главного героя Мастера награждают покоем, покоем статичным, без изменений. При этом упоминаются «начинающие зацветать вишни». Цветущие вишни – это красота Божьего мира и отражение величия и любви Господа. Но если они будут цвести вечно, плодов они никогда не принесут. Вечная весна, как что-то неизменное, пусть и прекрасное, — нечто конечное и бесплодное. Так и наше скромное совместное молитвенное участие в Мессе – вещь необходимая и очень важная, более того, — это благодать богообщения. Но каждый человек как образ и подобие Божие призван не только к созерцанию, но еще и к творению и созиданию. Будем же к этому стремиться.

Фото: Marian Zubrzycki / / FORUM