Святой Престол предлагает новый подход в подготовке пар к католическому браку. 15 июня Дикастерия по делам мирян, семьи и жизни опубликовала руководство для тех, кто занимается этой пастырской работой. Оно дает ориентиры епархиям, чтобы трансформировать текущие форматы подготовки к браку в приходах и превратить этот процесс в путь уверения в любви как в призвании от Бога не только для самой пары, но для всей христианской общины. Обзор нового документа подготовила Анастасия Бозио.
Предисловие к документу «Катехуменальные пути к супружеской жизни» написал Папа Франциск. В нём Святейший Отец напоминает, что «Церковь во все времена призвана возвещать красоту и обилие благодати, заключающиеся в таинстве брака и вытекающей из него семейной жизни, особенно — молодежи». Понтифик представляет этот документ как плод пятилетней работы над послесинодальным апостольским обращением «Amoris laetitia», с одной стороны, и с другой — как долгожданный ответ на предложения, изложенные ещё в апостольском обращении св. Иоанна Павла II «Familiaris Consortio» (п. 66).
«Посвящать время — это признак любви: если мы не посвящаем время человеку, это признак того, что мы его не любим. Это приходит мне на ум всякий раз, когда я думаю, что Церковь тратит много времени, несколько лет, на подготовку кандидатов в пресвитеры или в монашествующие, и всего несколько недель — на тех, кто готовится к браку», — пишет Папа. — «Подобно священникам и посвященным, супруги также являются детьми Матери-Церкви, и столь большая разница в обращении неправильна. Супружеские пары составляют подавляющее большинство верующих и часто являются столпами приходов, волонтерских групп, ассоциаций и движений».
Также Святейший Отец указывает на такие катастрофические последствия поверхностной подготовки к браку как недействительность брака или его фактический распад при столкновении с первыми же трудностями: «Эти неудачи приносят с собой большие страдания и оставляют в людях глубокие раны. Они остаются разочарованными, озлобленными, а в самых болезненных случаях даже перестают верить в призвание к любви, начертанное самим Богом в сердце человека».
Далее Папа обращается к структуре и содержанию документа, который предлагает катехуменальный путь, состоящий из трёх этапов: подготовка к браку, венчание, сопровождение пары в первые годы супружества. Текст содержит конкретный пастырский опыт, уже реализованный в разных епархиях мира, однако, Святейший Отец призывает не воспринимать его как набор неких «волшебных формул», которые станут работать автоматически: «Это платье должно быть «скроено» для людей, которые будут его носить. На самом деле, речь идет об ориентирах, которые необходимо принять, адаптировать и применить на практике в конкретных социальных, культурных и церковных ситуациях, в которых живет каждая поместная Церковь».
«Смелее! Начнем делать первые шаги! Начнем процессы пастырского обновления!», — призывает Папа Франциск. — «Давайте положим наши умы и сердца на служение будущим семьям, и я уверяю вас, что Господь поддержит нас, даст нам мудрость и силу, вдохновит всех нас возрастать в энтузиазме и, прежде всего, даст нам испытать «сладостную и утешительную радость евангелизации» (Evangelii gaudium, 9), когда мы возвещаем Евангелие семьи новым поколениям».
Святейший Отец также выразил пожелание, «чтобы за этим первым документом как можно скорее последовал другой, содержащий конкретные пастырские методики и возможные пути сопровождения, специально посвященные тем парам, которые пережили крах своего брака и живут в новом союзе или вступают в повторный гражданский брак. Церковь, на самом деле, хочет быть рядом с этими парами, а также пройти с ними via caritatis (Amoris laetitia, 306), чтобы они не чувствовали себя покинутыми и могли найти в общинах открытое и братское принятие, помощь в различении и участие».
Опубликованный документ рекомендует переосмыслить и разработать собственный путь подготовки к браку на уровне епархий и приходов, вдохновляясь опытом катехумената при подготовке к Таинству Крещения. При разработке этого пути рекомендуется учитывать ряд требований: он должен быть достаточно продолжительным, чтобы у пар было время как следует всё обдумать и «созреть»; в центре подготовки должны находиться вера и опыт встречи со Христом; путь следует разделить на этапы, отмеченные — где это возможно и уместно — обрядами посвящения, совершаемыми внутри общины; он должен включать в себя все эти элементы (не исключая ни одного): формацию, размышление, обсуждение, диалог, литургию, общину, молитву, празднование.
Краткая схема всего пути подготовки представлена в документе следующим образом:
A. Предкатехуменальный этап (пастырство детей, молодежное служение)
B. Промежуточный этап (несколько недель) — время приема кандидатов
Обряд вступления в катехуменат (по заключению этапа приема)
C. Катехуменальный этап (начальная подготовка — около года, обряд помолвки, краткая пауза перед началом непосредственной подготовки, непосредственная подготовка — несколько месяцев, краткая пауза перед венчанием, сопровождение в первые 2-3 года супружеской жизни).
Документ содержит описание каждого этапа с обоснованием его важности для готовящейся к католическому браку пары. Однако формы сопровождения на каждом этапе допускают гибкость. Авторы подчеркивают, что путь этот не может быть универсальным: «Столкнувшись со множеством конкретных ситуаций, епархия/приходы могли бы предусмотреть общую форму катехуменального пути, а затем оценить, как персонализировать путь в соответствии с потребностями конкретных пар. Тут важна пастырская креативность, а также гибкость в отношении конкретной ситуации различных пар: религиозной практики, социальных и экономических мотивов, возраста, совместного проживания, наличия детей и других факторов, связанных с решением венчаться».
Епархиям рекомендуется также предусмотреть период проверки для разработанного пути, запустив его для начала в одном или нескольких приходах. «После этого первого эксперимента необходимо будет собрать мнения и оценки как пастырских работников, так и участвующих пар, чтобы вместе обдумать обнаруженные достоинства и недостатки и приступить к соответствующим корректировкам», — говорится в документе.
Дикастерия просит привлекать к пастырскому сопровождению обрученных семейные пары, а также экспертов по определенным темам, таким как вопросы биоэтики и сексуальности. В отдельном пункте документа, посвященном сопровождению пар в кризисе, подчеркивается ценность участия пар, переживших аналогичный опыт, и необходимость специальной формации для супругов, которые могли бы сопровождать молодые пары в кризисные моменты, а также пары, находящиеся в сепарации.
«В деле сопровождения супружеских пар вся церковная община должна быть вовлечена в совместное путешествие», — говорится в документе. — «Священники, пастырские работники, но особенно — супружеские пары, различные по возрасту и по числу совместно прожитых лет, которые ставят свой опыт на службу тем, кто идёт путём катехумената к браку».
Пока руководство опубликовано на итальянском и испанском языках. Первым шагом к формированию нового пути подготовки к браку на местах должен стать перевод документа на другие языки и ознакомление с ним пастырей, катехизаторов и самих христианских семей, которые могут стать инициаторами изменений в отдельных приходах и общинах, а также предложить собственный опыт для сопровождения обрученных и разработки новых катехетических программ.
Анастасия Бозио
Фото: AFP