«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).
Ветхий Завет предлагает много принципов относительно того, как зарабатывать деньги и распоряжаться ими праведно. И в Евангелии Иисус опирался на эти уроки прошлого, развивая идею о том, что наше обращение с деньгами показывает, на самом деле, состояние нашей души.
Господь не убеждает Своих слушателей перестать стремиться к достатку. Однако Он предостерегает их не делать это более высоким жизненным приоритетом, чем послушание и служение Богу. В той же главе Он указывает на истину о человеческой природе: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Что означает стих 6:24 из Евангелия от Матфея?
Множество земных вещей могут отдалять нас от Бога. Этот стих – призыв к христианам сделать осознанный выбор не только, чему они будут служить, но и как они будут проживать каждый день.
Даже во времена Иисуса материализм властвовал над некоторыми людьми, например, над религиозной элитой и некоторыми сборщиками налогов. Они прилагали огромные усилия, чтобы сохранить свои позиции во власти, отчасти и для того, чтобы защитить свое богатство. Но Иисус знал, что любой человек может стать рабом мышления, зацикленного на постоянном стремлении «получить больше», и что это мышление может его уничтожить. Поэтому Он публично напомнил верующим, что их время и энергия должны быть направлены на то, что Божие.
Христос также говорил о более серьезной проблеме: об идолопоклонстве, когда в нашей жизни мы ставим что-то выше Бога. Жажда денег может вытеснить жажду Бога и ослабить нашу веру. Он намекнул на это в Своей притче о сеятеле: «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мк 4:18).
Что еще происходит в шестой главе Евангелия от Матфея?
Стих 6:24 Евангелия от Матфея является частью знаменитой Нагорной проповеди – это несколько поучений Иисуса, которые Он преподал слушающим, возможно, в течение нескольких дней. Слушать Его собралась вместе с учениками и огромная толпа народа. Некоторым было просто любопытно посмотреть на нового равви, а другие были глубоко увлечены идеей следовать за Богом. Но Иисус использовал этот момент, чтобы каждому человеку дать наставления о том, как жить праведно.
Начинается Нагорная проповедь с 5-й главы и продолжается до конца 7-й главы. Каждое наставление посвящено тому, как должно выглядеть угодное Богу поведение в обществе. Но в более глубоком смысле в них говорится о том, каким должен быть внутренний характер человека.
Начало 6-й главы показывает, как нужно относиться к милостыне нуждающимся, а также к молитве и посту. Иисус подчеркнул важность совершения добрых дел скромно и со смирением, а не демонстрируя свою доброту публично, как это делала религиозная элита.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф 6:3-4).
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; … А молясь, не говорите лишнего, как язычники…». (Мф 6:6а, 7а)
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф 6:17-18а)
Дальше, Иисус говорит, фактически, именно о деньгах: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф 6: 25). Он призывает нас забыть беспокойство и довериться Богу: ведь «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6: 32) и более чем способен нам это предоставить.
Значит ли это, что, следуя за Богом, мы не можем быть богатыми или мудрыми в отношении с нашими деньгами?
Деньги — это предмет, важный инструмент для получения того, что нам нужно и чего мы хотим. И некоторым людям – как в Библии, так и в современном мире, безусловно, даровано больше, чем остальным. Священное Писание не забывает напоминать нам, что все деньги, которые у нас есть, приходят только из одного источника.
«Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим». (Второзаконие 8:18)
Мы должны избегать стремления получать, удерживать и тратить деньги только для того, чтобы удовлетворять свои личные желания.
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». (1Тим 6:17-19)
Иисус призвал Своих последователей использовать богатство для добрых, а не эгоистичных целей. Две Его притчи показывают разительную разницу в том, как два разных человека распорядились своими деньгами.
- Притча о добром самарянине
Иисус рассказал историю о человеке, шедшем в Иерихон, на которого напали разбойники. Затем Он описал, как священник и левит проходят мимо, оставляя этого человека лежать избитым на улице. Но другой прохожий вмешивается, используя свои собственные деньги, чтобы помочь этому бедолаге.
«Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк 10:33-35).
- Притча о неразумном богаче
Чтобы предостеречь Своих слушателей от жадности, Иисус рассказал историю о богаче, который собрал богатый урожай. Этот человек, не зная, куда девать столько зерна, решил построить большой амбар, сложить туда всё, что у него было, и много лет вести беззаботную жизнь. Но в ту же ночь он получил страшную весть:
«… Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12:20-21).
Как мы можем начать освобождаться от власти денег над нами?
Чтобы изменить нездоровый образ мышления или модель поведения, первым важным шагом всегда является осознание себя. Поэтому даже простая попытка разложить для себя всё по полочкам, чтобы лучше понять свои мотивы, — это время, потраченное с пользой. А размышления над соответствующими стихами из Библии нас направят и воодушевят.
Вот несколько вопросов для размышления.
На какие мысли вы тратите своё время?
«… ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим 6:10).
Вы больше благодарны Богу за Его присутствие или за Его дары?
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»» (Евр 13:5).
Доверяете ли вы Богу в том, что Он обеспечит ваши нужды и даже некоторые ваши желания?
«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп 4:19).
Кто мог бы стать для вас надёжным проводником в этой области?
«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12:15).
Когда мы решаем искать прежде всего Бога и Его Царства, это не только мудро, это приводит к более умиротворённой и более радостной жизни. Ведь Он милостивый и любящий Владыка. И благословения, которые Он принесёт нам, намного превосходят всё, что можно купить за деньги.
Источник (англ.): Bible Study Tools
Перевод: Анастасия Крюкова
Фото: Pinterest