В годовщину публикации Апостольского обращения святого Папы Иоанна Павла II FAMILIARIS CONSORTIO (о задачах христианской семьи в современном мире) публикуем отрывок из этого документа, посвященный месту супружества крещенных в божественном замысле о творении и роли Таинства брака для самих супругов и всей Церкви.
Общение Бога с человеком окончательно исполняется во Иисусе Христе, Женихе, возлюбившем человечество, и дарующем ему Себя как Искупителя, соединивши его в Своё Тело.
Он являет первоначальную истину о супружестве, истину о «начале» и, освобождая человека от жестокосердия, соделывает его способным к полноценному осуществлению этой истины.
Это откровение достигает своей окончательной полноты в той любви, которой Слово Божие, воплотившись, одаряет человечество, и в той жертве, посредством которой Иисус Христос предает Самого Себя на крестную смерть ради Своей Невесты, Церкви. В этой жертве полностью раскрывается замысел, запечатленный Богом в человечестве мужчины и женщины от самого их сотворения; супружество же крещенных становится, таким образом, действительным знамением Нового и Вечного Завета, заключенного в Крови Христовой. Дух, уделяемый Господом, дарует новое сердце и делает мужчину и женщину способными любить так, как и Христос нас возлюбил. Супружеская любовь обретает полноту, внутренне подчиненную той супружеской любви, которая является надлежащим и исключительным способом, с помощью которого супруги участвуют и призваны переживать любовь Самого Христа, жертвующего Собою на Кресте.
В одном из своих заслуженно знаменитых посланий Тертуллиан воспел величие и красоту супружеской жизни во Христе: “Как смогу выразить счастье того супружества, которое заключает Церковь, утверждает евхаристическая жертва и запечатлевает благословение; которое возглашают ангелы, а Отец утверждает?… Как прекрасны узы двоих верующих, соединенных единою надеждой, пребывающих в единой верности, в едином служении! Оба они – единомышленники и оба служат единому Господу; и нет меж ними разделения ни по плоти, ни в духе. Итак, воистину двое в одной плоти, а где плоть едина, един и дух”.
Принимая Слово Божие, и верно размышляя о нем, Церковь торжественно учила и учит, что брак крещенных есть одно из семи Таинств Нового Завета.
Ибо через Крещение мужчина и женщина окончательно вводятся в Новый и Вечный Завет, брачный Завет Христа со Своей Церковью. Именно благодаря нерушимости Завета эта глубочайшая общность жизни и супружеской любви, установленная Творцом, возвышается и включается в брачную любовь Христа, укреплённая и обогащённая Его спасительной силой.
В силу таинственного характера супружества, взаимная связь супругов становится еще более глубокой и нерасторжимой. Их принадлежность друг другу, освящённая Таинством, является реальным отображением отношения Христа к Своей Церкви.
Поэтому супруги являются для Церкви постоянным напоминанием о том, что произошло на Кресте; они служат друг другу и своим детям свидетелями спасения, причастниками которого соделались в Таинстве. Брак, подобно каждому Таинству, есть напоминание, осуществление и пророчество о деле искупления: «Как напоминание, Таинство сообщает им благодать и заставляет воспоминать великие дела Божии и свидетельствовать о них пред детьми; как осуществление – оно сообщает им благодать и долг воплощать в жизни, по отношению друг к другу и к своим детям, требования всепрощающей и дарующей искупление любви; как пророчество, оно дарует им благодать и призывает их жить и подавать свидетельство надежды грядущей встречи со Христом”.
Как всякое из семи Таинств, брак также, но по-своему, является реальным знамением дела искупления. “Заключившие брачный союз, будучи супругами, оба в нем участвуют, и до такой степени, что главным и непосредственным последствием супружества (res et sacramentum) является не сама сверхъестественная благодать, но христианская супружеская связь, общение двоих, христианское по свое сути, ибо оно представляет тайну Воплощения Христова и тайну Его Завета. Особым является также и их участие в жизни Христовой: супружеская любовь имеет всеобъемлющий характер, она подчиняет себе все составляющие личности – зов плоти и инстинкта, силу чувств и привязанности, стремление духа и воли. Любовь направлена к глубоко личностному единству, не только соединяющему в одну плоть, но и ведущему к тому, чтобы было единое сердце и единая душа. Она требует нерасторжимости и верности в полном обоюдном дарении и раскрывается деторождению (ср. Павел VI, Humanаe vitae, 9). Одним словом, речь идет об обычных чертах, характеризующих каждую естественную супружескую любовь, но в новом значении, которые не только очищают и укрепляют её, но также возвышают её настолько, что она становится выражением истинно христианских ценностей.
Читать документ целиком: Gloria.TV