Заповеди, грех и пост: давайте задавать правильные вопросы

«Разница между «почти правильно» и «правильно» очень большая. Это разница между светлячком и молнией», – сказал Марк Твен. По аналогии с этим высказыванием писателя можно сказать, что разница между «почти правильно» и «правильно» так же велика, как разница между поиском данных и поиском мудрости.

Какое отношение это имеет к Великому Посту? В Пост мы говорим о грехе. Чтобы понять, что такое грех, нужно понять, что такое 10 заповедей. Чтобы понять, что такое 10 заповедей, нужно задать правильный вопрос, а не почти правильный.

Почти правильный вопрос таков: «Это заповеди или предложения?» Это довольно хороший вопрос, особенно в наше время, когда кажется, что практически любой моральный принцип или нравственный императив может быть переделан в предложение, просьбу или личное предпочтение. Но это недостаточно хороший вопрос. Если мы зададим только этот вопрос, то можем прийти к выводу, что 10 заповедей – это заповеди «только» или «просто» потому, что их заповедал Бог. И с такой позиции заповеди могут рассматриваться как своевольные директивы Самого Большого Ребёнка во Вселенной. Наш постмодернистский мир и так уже рассматривает мораль как нечто произвольно-директивное, так почему бы не поднять ставки и не описать Десять Заповедей как божественно санкционированные, но в остальном бессмысленные предложения, введённые высшей силой? Это может быть и будет очень хороший постмодернизм, но зато – совершенно ущербная теология.

Да, заповеди – это заповеди, а не предложения для выбора на ваш вкус. Мы не продвинемся дальше, если не зададим о них правильный вопрос: «Почему Бог установил заповеди?» Тогда мы сможем двигаться от фактов о заповедях к мудрости, которая лежит за ними. Бог дал заповеди, потому что Он рационален и добр. Он создал нас для славного предназначения, и жить по заповедям – это лучший способ, а на самом деле – единственный способ, исполнить то предназначение, для которого Бог нас создал. И это – наше счастье в Небесах.

С этим пониманием мы уже можем двинуться от заповедей к пониманию греха. Грех – это не просто нарушение божественных директив; это отказ от мудрости, любви, благости и авторитета Бога. А на самом деле, это отказ от самого Бога. Это бездумный или злонамеренный выбор в пользу нелюбви, ирреальности, анти-мудрости. Это выбор в пользу не-Бога. И такой выбор, при отсутствии божественного вмешательства, приводит к фатальному бедствию.

До того, как время пришло в движение, мятежные ангелы сделали бесповоротный выбор против Бога и Его мудрости, благости и любви. Адам и Ева, уже во времени, сделали подобный выбор с катастрофическими последствиями для себя и всех своих потомков, включая нас. Смерть, болезни, горе и тяжесть труда вошли в мир в результате их отказа согласовываться с божественной мудростью.

Та же история продолжается по сей день в каждой человеческой жизни. Я знаю, что я грешник. Я знаю, что я много раз совершал выбор против Божьих заповедей. Без Божьего милосердия у меня не было бы никакой надежды на Небеса.

Иисус Христос, Помазанник Божий, разрушил власть греха и смерти, позволив убить Себя на кресте на Голгофе. Наш Небесный Отец ответил на любовь и послушание Своего Единородного Сына, воскресив Его из мёртвых в Пасхальное Воскресенье. В наше время, особенно в период Великого Поста, Иисус входит в ту тюремную камеру, которую мы сами себе построили, в тюрьму греха, которую мы начали строить, когда выбрали слушать сатану, а не Бога. Иисус просит нас выйти из этой камеры. Однако…

К.С. Льюис напоминает нам, что «если мы примем Рай, то не сможем сохранить для себя даже самые маленькие и сокровенные сувенирчики из ада». Другими словами, чтобы быть свободными для Небес, мы должны быть свободны от всего, что мы украли из Божьего нравственного порядка. Это может быть трудно для тех из нас, у кого беспорядок в сердце. Есть ещё одно условие нашего побега из тюрьмы греха: мы можем выйти за её ворота, только если несём свой крест. Недостаточно просто следовать за Христом. Мы должны подражать Ему, мы должны позволить Ему сделать с нами то, через что прошёл Он Сам. Святой Павел во 2-м Послании к Тимофею пишет, что только если мы умираем со Христом, то и воскреснем с Ним. Эти факты напоминают нам, что благодать Христа всегда бесплатна, но никогда не бывает дешёвой.

Давайте в этот Великий Пост задавать правильные вопросы, чтобы получить правильные ответы. Когда мы задаём самый лучший вопрос, мы обнаруживаем, что наилучший ответ – это личность, Иисус Христос, наш Спаситель. Давайте же позволим Ему найти нас, примем Его благодать и последуем за Ним по пути домой.

о. Роберт МакТиг, SJ

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина

Изображение: elitsy.ru