Три кардинала собрались в главном храме Алеппо… Это могло бы быть началом анекдота, но это, на самом деле, маленькое чудо. Чудо, что Церковь Христова жива в Сирии, несмотря на бурю, которая сотрясает ее и всю страну. 17 сентября состоялось рукоположение в сан епископа нового ординария для католиков Латинского обряда, монс. Ханна Яллуф. Он будет отвечать за всех католиков Латинского обряда в Сирии, с кафедрой в Алеппо.
Апостольский нунций в Сирии кардинал Марио Дзенари, латинский Патриарх Иерусалима монс. Пьербаттиста Пиццабала, префект Дикастерии по делам восточных церквей кардинал Клаудио Гуджеротти, множество епископов католической и восточных Церквей и более тысячи верующих собрались в храме св. Франциска в Алеппо, чтобы участвовать в этом событии. Его масштаб обусловлен в том числе личностью нового епископа.
Решение остаться в Сирии
Сначала джихадисты ИГИЛ*, потом Джебхат ан-Нусры* и в конце – Хайят Тахрир аш-Шам* (*Запрещенные в России террористические организации) хотели превратить в ад жизнь христиан в долине реки Евфрат, начиная с жизни отца Ханна, который вместе с отцом Луаем оставался единственным священником в регионе Идлиб. Арест последнего вместе с другими христианами в ночь с 5 на 6 октября 2014 года стал роковым для 71-летнего священника. «Когда мы вошли в нашу камеру и сели на кровати, я вдруг заметил на противоположной стене свежие стыки между камнями – знак недавнего ремонта», — рассказывает отец Ханна специально для Рускатолик. – «Эти следы извести образовали францисканский крест «Тау». И я сказал своим сокамерниками: посмотрите, друзья, Бог нас не оставил. Он с нами даже здесь».
После освобождения отец Ханна собрал всю христианскую общину города, состоявшую из латинян, православных и членов Армянской Апостольской Церкви, чтобы откровенно говорить с ними: «Вы можете остаться или уехать. Я останусь здесь, пока хоть один из вас будет здесь жить». Верующие ответили, что и они останутся.
Можно вести диалог с врагом
Сила духа христиан раздражала джихадистов, которые в 2018 году в очередной раз вызвали священника в исламский суд, чтобы запретить ему носить францисканский хабит. Ранее они заставили снять кресты с храма, запретили звонить в колокола, убрали рождественские ели. Францисканец снова послушался. Он стал носить свою одежду в сумке и надевать ее только внутри домов или храма. Но даже эти преследования были бесполезны, победил отец Ханна. Когда 1 июля Папа Франциск назначил его Апостольским викарием в Алеппо вместо монс. Абу Хазена, поздравить его пришёл один из начальников исламистов. «Я не мог поверить своим глазам», — рассказывает отец Ханна. — «Он меня поздравил и спросил: «Что ты будешь делать сейчас?» Я ему ответил, что продолжу умиротворять сердца людей. Если мы будем продолжать думать о мести, мы никогда не достигнем мира».
За 22 года в качестве настоятеля прихода в г. Кнае отец Ханна научился, что «можно вести диалог даже с врагом, даже когда он у тебя все забирает, угрожает или оскорбляет. С Божьей помощью, с молитвой мы могли продолжать и даже получить обратно имущество Церкви и наших верующих».
Дом мира
На торжественной Мессе 17 сентября проповедь произнес Папский посланник, префект Дикастерии по делам восточных церквей кардинал Клаудио Гуджеротти. Обращаясь ко всем верующим, собравшимся в храме св. Франциска, он сказал: «Даже если вы принадлежите разным религиям, вы научились жить в мире вместе. Потом пришло оружие, войны… потом землетрясение… Мы используем оружие не для того, чтобы защититься от опасностей, но чтобы нападать на других, которые так же, как и мы, есть создания Божии. Церковь – дом мира. Просим отца Ханна сохранить дом мира, куда невозможно входить с оружием. Так, как он сделал в Кнае. Сегодня Дух Святой приносит мир, радость вместо грусти».
Обращаясь лично к отцу Ханна, кардинал Гуджеротти призвал его оставаться верным своим духовным корням: «Ханна, ты никогда не оставлял своего народа, даже когда это было опасно для твоей жизни. Ты призван остаться сыном святого Франциска. Вспомни знак тау, который ты увидел в тюрьме, францисканский крест».
«Сегодня Церковь в Алеппо – это центр христианского мира, где Господь являет чудо надежды», – заключил Папский посланник.
Колокола снова будут звонить
Отец Ханна любить повторять арабскую пословицу: «В грязи всегда можно найти немного золота». Золото – это маленькая христианская община, около 210 семьей, т.е. всего около 700 человек, оставшаяся там. Антиохия – город, где впервые дали имя христианам – находится всего в 45 км оттуда. «Наша вера сильна», – продолжает отец Ханна. – «Наша вера сильна, и мы можем свидетельствовать, что чем больше нас оскорбляют, тем сильнее наше желание жить и свидетельствовать о нашей вере. Слова Послания Павла к Коринфянам, кажется, написаны для нас: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас» (2-е послание Коринфянам 4, 8-12)».
Отец Ханна уже перебрался в Алеппо, но он готов вернуться в Кнае и осуществить свою мечту: «Звонить целый день в колокола, чтобы благовествовать Воскресение. Я не знаю, когда это случится, но рано или поздно это случится».
Жан-Франсуа Тири
Координатор проектов Pro Terra Sancta в Алеппо
Фото: Tawk Center