«Последний вагон» (2023): воспитание – дело сердца

Две недели нового учебного года позади. Дети с разной степенью переживания радости от встречи с новыми знаниями отправляются в школу, на поиск новых приключений, которые им приносит каждый день, а родители укрепляются терпением и пытаются сохранить нервы, помогая им с домашними заданиями. Чтобы глубже погрузиться в атмосферу предстоящего учебного года, Николай Чирков рекомендует посмотреть фильм «Последний вагон», вышедший на платформе Netflix в конце мая этого года.

Это семейное, доброе кино, в котором отчетливо отражены моменты христианского воспитания, отношений и мечтаний, но самое главное – в нем отражена вера в процесс воспитания, который в опыте становится вопросом и делом сердца, как его определял св. Франциск Сальский.

Сюжет

В фильме показана история мальчика Икаля, который путешествует по Мексике с родителями. Его отец работает на строительстве железнодорожных путей и его семья вынуждена постоянно перемещаться, из-за чего Икалю трудно заводить друзей. Но по прибытии на новое место и зачислении в школу Малиналли Тепенепатль, которая расположена в старом вагоне поезда, его жизнь меняется. Там он встречает учителей Джорджину и Дона Эрнесто, своих новых друзей Чико, Валерию, Туэрто и пса Кетцаля. Благодаря им всем он узнает, что такое настоящая дружба, вера и преданность своей мечте. В фильме параллельно разворачиваются две фабулы. Одна – история мальчика Икаля, а другая история школьного инспектора Хьюго.

Начнем с первой. Икаль живет странствующей жизнью со своим отцом, который работает на железнодорожных путях, и больной мамой. Мальчик никогда раньше не ходил в школу, но это меняется, когда они добираются до последнего города. Фильм начинается со сцены, когда Икаль впервые встречается на озерах с новыми детьми. Они находят труп бездомного и тыкают в него палкой, проверяя, действительно ли это умерший человек. Сама картина реалистична и грустна: детей это совсем не пугает и не страшит, как будто это очевидная вещь и все к ней привыкли.

После встречи с трупом Икаль знакомится с местной школьной учительницей мисс Джорджиной, которая уговаривает родителей мальчика зачислить его в школу. Она учит его читать, вдохновляет его мечтать о чем-то большем для собственной жизни и знакомит его с одноклассниками, которые становятся его близкими друзьями. Когда приходит время переезжать в следующий город, Икаль не хочет переезжать и тем самым терять своих первых преданных друзей. Тем временем школьный инспектор едет из города в город, информируя учителей, что они должны закрыть свои школы в рамках правительственных реформ.

Прежде всего, это фильм о взрослении. Сюжет картины позволяет зрителям увидеть, как человек превращается в лучшую версию себя – человека не только для общества, но прежде всего для самого себя. В картине отчетливо прослеживается личностный рост каждого из школьной компании, и это самая большая победа каждого из этих ребят.

«Последний вагон» — это перевод оригинала фильма на русский язык (исп. El Último Vagón), но, что более интересно, для англоязычных стран название фильма было переведено как «Там, где заканчиваются пути» (англ. Where the Tracks End). Тут игра слов: прежде всего, подразумеваются железнодорожные пути, так как весь сюжет фильма связан с железной дорогой и школой, расположенной в переоборудованном вагоне поезда. С другой стороны, слова «заканчиваются пути» означают какую-то конечную станцию, позицию. Этой позицией может служить изменение самого себя: обретение, понимание или принятие – все что может стать заключением пройденного этапа жизни.

Фильм начинается с того, что Икаль знакомится со своим новым окружением. Мальчик не привык заводить друзей, потому что работа его отца предполагает, что его семья должна жить как кочевники. Этот новый город каким-то образом заставляет Икаля захотеть остаться, потому что ему нравятся новые друзья, которых он там завел. Мальчик чувствует себя как дома, вероятно, впервые за много лет, вокруг Валерии, Туэрто и Чико. Его привязанность может исходить из того, что он достигает своего раннего подросткового возраста и, наконец, может понять, что ему подходит, а что нет. Икаль легко вписывается в новую компанию, и группа детей, похоже, не против общаться с ним.

Эта связь с обществом усиливается, когда местная пожилая женщина по имени мисс Джорджина пытается помочь Икалю. Женщина, которая уже много лет руководит своей школой в вагоне, находит в ребенке что-то особенное и хочет еще больше побудить мальчика заняться чтением и посещать школу. Она понимает, что постоянное передвижение его семьи препятствует образованию Икаля, но она хочет взять на себя ответственность с этого момента, потому что считает, что ни один ребенок не должен быть лишен образования. Родители Икаля зарабатывали тяжёлым трудом на строительстве железной дороги и никто из них не нуждался в образовании (в фильме показано, что они не умеют ни читать ни писать), но учительница понимала, как важно не бояться шагнуть вперед и не идти по стопам родителей. После уговоров отца Икаля, ему разрешают посещать школу.

Икаль желал нормальной жизни, потому что устал переезжать с места на места всю свою жизнь. Опасения мальчика искренние, потому что любой ребенок его возраста хотел бы иметь устойчивую жизнь в окружении друзей и школы. Мальчик не требовательный, но он знает, что его отец и мать услышат его желание, и они это делают. Их решение является разумным, потому что мальчик в возрасте десяти лет должен быть с детьми своего возраста, а не с рабочими на стройке. Глубокий интерес Икаля к обучению влияет на решение его родителей начать образование.

Школа, которой управляет мисс Джорджина, находится внутри заброшенного вагона, но она с харизмой учителя, который живет воспитанием, дает нужные импульсы, чтобы заинтересовать детей учебой. Икаль и его друзья любят ходить в школу, потому что они вместе проводят время и изучают различные предметы у мисс Джорджины. В городе её уважают за работу, которую она делает. Из ее манер ясно, что она обожает детей и любит делиться с ними знаниями. Ее владение предметами и методы преподавания заставляют родителей и детей доверять ей. Она знает, что умы маленьких детей нужно отточить, и это можно сделать только с помощью правильного обучения, преподавания, но главное – с помощью любви и веры в них.

Дальше история переносит нас в жизнь Хьюго Валенсуэлы, который работает инспектором в Департаменте образования. Неясно, как долго Хьюго работал с этим отделом, но прямо сейчас его работа включает в себя проверку школ и отчетность об их деятельности. Хьюго кажется простым человеком, который лишь выполняет свою работу, но, судя по всему, он не хочет выполнять некоторые из данных ему поручений. Его работа не дает ему рычагов для принятия решений в соответствии с его идеями и ценностями. Отягощающим бременем для Хьюго является новая школьная реформа, которая предполагает закрытие всех негосударственных, частных и маленьких школ. На этом моменте две истории соединяются в одну и красной нитью тянутся на протяжении всего фильма.

Разговоры о важном

Этот фильм и простой, и сложный одновременно. Сложным делает его не сюжет, а тот смысл, который выражен историей мальчика Икаля. В российских школах появился новый предмет — «Разговоры о важном». Я не знаю, о чем конкретно там рассказывают детям, но вот в этом фильме в процессе обучения действительно происходят «разговоры о важном» — о том, что ценно для формирования человеческой личности и сердца.

Разговоры Икаля и его друзей невинны, и со стороны приятно слышать, как они говорят о мечтах, о том, как будет выглядеть их взрослая жизнь и старость. Как важно, оказывается, мечтать о будущем. И как важно идти за своей мечтой. В фильме поднимаются сразу несколько важных тем. Это тема жизненного призвания, любви и отношений в обществе.

Жизненное призвание

В школе Икаль борется с чтением, и мисс Джорджина берет на себя ответственность за то, чтобы научить его читать, полагая, что мальчик может научиться, только если она даст ему время и проявит терпение. Она не принуждает, она оставляет свободу. Ее методы обучения кажутся разнообразными и доступными, что позволяет Икалю склоняться к обучению. Мисс Джорджина открывает Икалю свои трудности с чтением из-за увеличения катаракты на глазах. Мальчику грустно, и это снова мотивирует его улучшить свои способности к чтению. Икаль жаждет получить больше знаний здесь из-за того, что он видит, как мисс Джорджина борется, но продолжает делать то, что любит. Это позволяет мальчику быть более определенным в своей страсти к обучению чтению и письму. Ее борьба как живое свидетельство заставляет его задуматься над своим жизненным призванием и решить, что он хочет стать учителем, когда станет старше. Чтобы так же, как его учительница, вдохновившая его научиться читать, он мог вдохновлять других детей.

Любовь

Любовь Икаля к Валерии, его подруге и однокласснице, ведет зрителя в сторону молодой, невинной первой любви, когда дети делают все для одного человека, о котором они заботятся и любят. Икаль очень хочет отвезти Валерию в цирк – к ее заветной мечте, но ему не хватает денег на билеты. Понимание Валерией положения Икаля помогает зрителям понять, что у детей в этом юном возрасте есть самые искренние и чистые намерения в проявлении любви и заботы.

Отношения в обществе

Их друг Чико – персонаж, который всегда ищет неприятностей. Из его саркастических слов можно понять, что мальчик происходит из очень бедного окружения, и, чтобы выжить, Чико ворует. Причина, по которой Чико реагирует так, как он это делает, заключается в том, что у него нет никакой балансирующей фигуры (человека) и основы в жизни, которая научила бы его воздерживаться от противоправной деятельности. Икаль особенно старается быть честным с ним, но Чико делает то, что чувствует, чтобы не спать голодным. Чико удается достать билеты в цирк. Мальчик купил билеты на деньги, которые украл. Хотя он сделал это в качестве жеста щедрости, Чико в конечном итоге был пойман за преступление. Беззаботное поведение маленького мальчика уступает болезненному выводу: Чико, кажется, отказался от жизни в этом городе, и его единственной мечтой остается незаконно въехать в Америку и стать миллионером. Чико сирота и чувствует, что общество его не принимает. Это раненое сердце, но все меняется, когда в опыте реальных отношений, построенных на любви и принятии друзей, он обретает веру в общество.

Внимание! Дальше следует спойлер, касающийся важнейших поворотов сюжета. Если вы решите посмотреть этот фильм, лучше отложить оставшуюся часть статьи на потом. Впрочем, думаю, мой обзор не сильно повлияет на удовольствие от просмотра данного фильма. Это очень доброе и искреннее кино без двузначных контекстов и скрытых смыслов.

Итак, вы предупреждены.

Вернемся к жизни школьного инспектора Хьюго, задача которого – ходить из города в город и продавливать новые законы, из-за которых закроют множество школ, и дети потеряют доступ хоть к какому-то элементарному образованию. Хьюго не хочет этого делать, но его работа требует переступать через себя.

Отец Икаля в какой-то момент объявляет, что останется в городе и уйдет с работы ради стабильности своего сына, который обрел друзей. Он понимает, что жизнь Икаля больше не может быть кочевой. Это кажется сюрпризом для Икаля, потому что он решил, что в какой-то момент ему придется переехать. Мы видим Икаля счастливым, когда он получает то, чего хочет: стабильную жизнь и друзей, с которыми ему не придется расставаться. Внезапная смерть отца становится шоком даже для зрителя, потому что счастье Икаля было заразительным, и можно было бы надеяться, что теперь ничто не заставит Икаля вновь переехать. Но это трагическое событие побуждает мальчика и его мать думать о возвращении в другой город. Вместе со смертью отца потеряли единственный источник средств к существованию.

За глубоким горем мальчика из-за потери отца следует болезненный переезд в другой город. Чтобы попрощаться с любимым учеником, мисс Джорджина делает последнюю фотографию класса с Икалем и Чико в кадре.

Хьюго поручено закрыть эту школу, которой управляет мисс Джорджина, и в его папке мы видим ту самую фотографию класса, сделанную в момент прощания с Икалем. Постепенно мы осознаем сильную связь между Хьюго, этой фотографией и школой, которую он собирается посетить. Связан ли Хьюго с кем-либо на фотографии? Или с самой мисс Джорджиной?

Тут две истории – прошлого и настоящего – соединяются в единое целое. Мы понимаем, что Хьюго – это Икаль. Он, наконец, приходит в школу, чтобы увидеть, как Валерия, в которую он был влюблен, управляет школой, а мисс Джорджина уже давно умерла. Он вернулся сюда, чтобы оценить состояние этой школы, надеясь, что Департамент сможет поддержать её. Но приказ начальства – иной.

Картина заканчивается на том, что Хьюго отказывается закрывать школу, потому что здесь началось его обучение. Он учился, чтобы стать учителем, потому что в детстве он понимал, как важны знания, как важно их открывать и передавать, и какую пользу это приносит маленьким детям, лишенным такой возможности. Из действий Хьюго можно понять, что влияние мисс Джорджины на него было огромным, и сохранить эту школу открытой – значит сохранить ее наследие. Также Валерия дарит Хьюго подарок, оставленный мисс Джорджиной для него на случай, если он когда-нибудь вернется.

Ее предположение сбылось слишком поздно. Она оставила ему коробку, полную комиксов о супергерое Калимане, с которых начались его первые шаги в чтении. После ухода мисс Джорджины он чувствует себя так, как будто часть его детства умерла. Но, оставляя этот подарок, мисс Джорджина надеялась, что он поможет Хьюго сохранить воспоминания о ней.

Концовка фильма показывает, что Хьюго живет жизнью учителя – то, чем он всегда хотел заниматься. Неизвестно, смог ли Хьюго помешать Департаменту образования закрыть школу мисс Джорджины. Но по выражению счастья на его лице можно предположить, что он, вероятно, смог открыть еще одну школу для детей в своем городе. Икаль смотрит на горизонт с чувством удовлетворения: он делал то, что всегда хотел. Через всю свою жизнь он может подтолкнуть следующее поколение открыть ценность образования и преподавателей, которые окажут влияние на жизнь каждого из них.

Пока я смотрел и анализировал этот фильм, во мне резонировали мысли св. Франциска Сальского, который ревностно выступал за образование и воспитание, считая это важной основой человеческого совершенства и взросления на пути веры. В свидетельстве учительницы мисс Джорджины, в её вере в Бога и в ученика, мы можем видеть воплощение слов св. Франциска, который рассуждал о том, что вера, далекая от жизни и повседневных обязанностей, это призрачная вера. Учительница прекрасным образом совмещает это в себе: через свою работу, полную веры и любви к ученикам, она проявляет и свою веру в Бога. Её жизненный путь становится свидетельством ее личной истории с Богом. Св. Франциск писал, что «необходимо в особенности учитывать личный путь каждого человека. У каждой души есть своя история и своя тайна. Бог любит ее постоянно и берет ее в том месте, где она находится, чтобы она двигалась вперед». Мисс Джорджина также учитывает путь каждого из своих учеников. Это видно в сцене демонстрации домашнего задания с насекомыми и животными. Для каждого она могла подобрать слова, которые могли пробудить в нём веру в самого себя.

Мисс Джорджина является не просто орудием в руках Бога, движущего души вперед, ко встрече с их Создателем, но настоящим протагонистом своей истории. Четко, но в то же время с любовью и заботой она говорит ученикам о важности пути, и слова её вновь созвучны мыслям св. Франциска, который считал, что вся христианская жизнь – «путь», на котором существуют взлеты и падения, остановки и движение вперед, порою быстрее и иногда медленнее. Важно идти вперед, а не оставаться в посредственности. Воспитание – дело сердца.

Николай Чирков

Фото: en.kinorium.com