Книга святого кардинала Дж. Генри Ньюмена “Размышления и молитвы” (Meditations and Devotions) увидела свет уже после его смерти, в 1893 году. Коллега Ньюмена и литературный душеприказчик о. Уильям Невилл пересмотрел и отобрал ряд бумаг покойного, который задумывал написать книгу для чтения и медитаций в соответствии со временем и праздниками года, своеобразный “Ежегодник посвящений”, но так и не успел это сделать. Книга была посвящена ученикам “Ораторской школы искусств” (The Oratory School), католической школы, которую основал св. Дж. Генри Ньюмен в 1859 году.
Книга состоит из трех больших частей: “Размышления на май месяц”, “Размышления на Крестном пути” и “Размышления о христианском учении”. В свою очередь “Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц” состоят из четырех частей, посвященных Непорочному Зачатию, Благовещению, Скорбям и Успению Богородицы. На каждый день мая предлагается свое отдельное размышление.
“Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц” впервые публикуются на русском языке в переводе Михаила Костылева.
IV. Об Успении Девы Марии
24 мая
Мария — Sancta Dei Genetrix, Пресвятая Богородица
Когда мы постигаем верой великую фундаментальную истину о том, что Мария есть Матерь Божья, то вслед за этим нам открываются о Ней и другие возвышенно-чудесные истины. И одна из этих истин состоит в том, что Она была освобождена от обычного удела смертных. Ведь каждый из смертных людей однажды должен не только умереть, но и в качестве праха возвратиться в прах. И Она должна была умереть, и умерла, подобно тому как умер Ее Божественный Сын – ибо ведь и Он был человеком. Благочестивые писатели приводили разные причины того, почему, хотя тело Ее было на время отделено от души и положено во гроб, не осталось там, но вскоре вновь соединилось с Ее душой; почему Господь воскресил Ее к новой и вечной жизни в небесной славе.
И самая очевидная причина для такого заключения состоит в том, что коль скоро сила Божья подняла других служителей Бога из могилы, то невозможно даже и предположить, что наш Господь мог не даровать такую привилегию Своей Матери.
Св. Матфей говорит нам, что после крестной смерти нашего Господа «гробы отверзлись; и многие тела усопших», т. е. уснувших смертным сном, восстали «и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф 27:52-53). Св. Матфей говорит про «многие тела усопших святых», имея в виду святых пророков, священников и царей ветхозаветных времен, и указывает на то, что они восстали в ожидании дня Страшного суда.
Можем ли мы предположить, что подобная милость была оказана Аврааму, Давиду, Исайе, или Езекии, но не Матери Божией? Разве Она не претендует на любовь своего Сына настолько, чтобы иметь то, что есть у других? Разве Она не была ближе к Нему, чем величайшие из святых до Нее? И мыслимо ли, чтобы закон могилы допускал послабление по отношению к ним, но не по отношению к Ней? Поэтому мы с уверенностью говорим, что наш Господь, сохранив Ее от греха и последствий греха Своими Страстями, излил все заслуги этих страданий на Ее тело, а также на Ее душу.
25 мая
Мария — Mater Intemerata, Матерь непорочная
Другое соображение, которое заставило набожные умы поверить в Вознесение Богоматери на небеса вскоре после Ее смерти, и что у Нее не было нужды в ожидании дня Страшного суда и всеобщего воскресения, основывается на учении об Ее Непорочном зачатии.
Под Ее Непорочным зачатием подразумевается, что Она не только никогда не совершала никакого греха, даже простительного, ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках, но, более того, вина Адама, или то, что называется первородным грехом, никогда не пребывала на Ней – та самая вина, что является достоянием всех остальных потомков Адама.
Под Ее Успением подразумевается, что не только Ее душа, но и Ее тело по смерти были взяты на небо, так что не было длительного периода Ее сна в могиле, как это бывает у других, даже великих святых, которые ждут воскресения своих тел в день Страшного суда.
Одна из причин веры в Успение Богоматери заключается в том соображении, что Ее Божественный Сын слишком сильно любил Ее, и Он не мог допустить, чтобы Ее тело продолжало пребывать в могиле. Вторая причина, не менее актуальная и весомая, состоит в том, что Она была не просто дорога Господу подобно тому как мать дорога сыну, но и то, что Она была запредельно свята, совершенна, и сверх меры преисполнена благодати. Адам и Ева были сотворены праведными и безгрешными, и на них была ниспослана великая мера Божьей благодати; и, следовательно, если бы они не согрешили, их тела никогда не обратились бы в прах. Но они согрешили, и было сказано: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19). И коль скоро Ева, прекрасная дщерь Божья, если бы не согрешила, никогда не стала бы прахом и пеплом, не должны ли мы сказать, что Мария, ни разу не согрешившая, сохранила тот дар, который Ева, согрешив, потеряла? Что сделала Мария, чтобы лишиться привилегии, данной нашим прародителям в начале? Неужели Ее красота может увянуть, а Ее чистое золото померкнет без всякой причины? Это невозможно. Поэтому мы верим, что хотя Она и умерла на краткое время, как и Сам наш Господь, но, подобно Ему, Она вновь воскресла из мертвых Его всемогущей силой.
26 мая
Мария — Rosa Mystica, Мистическая Роза
Мария – самый красивый цветок в духовном мире, который когда-либо видели люди. На бесплодной и опустошенной земле силой Божьей благодати во все времена произрастали цветы святости и славы. И Мария – их королева. Она – королева духовных цветов; и поэтому ее называют Розой, ибо роза справедливо считается из всех цветов самой красивой.
Но кроме того, она есть Мистическая или Таинственная Роза; ибо «мистическое» означает «таинственное» или «скрытое». В чем же Она ныне «сокрыта» от нас больше, чем другие святые? Что означает это именование, которое мы относим к Ней? Ответ на этот вопрос знакомит нас с третьей причиной того, почему мы верим в воссоединение Ее священного тела с Ее душой и Ее вознесение на небеса вскоре после смерти – вопреки тому мнению, что Она как прочие святые должна оставаться в могиле до всеобщего воскресения в день Страшного суда.
Вот эта причина: если Ее тело не было взято на небеса, то где оно? Как так получается, что оно скрыто от нас? Почему мы не слышим о том, что Ее могила находится здесь или там, в том или другом месте? Почему к нему не совершаются паломничества? Почему, подобно другим святым, нет никаких Ее мощей? Разве это не естественно – с благоговением относиться к местам, где погребены дорогие нам умершие люди? Мы хороним наших великих людей со всевозможными почестями. Св. Петр говорит о гробнице Давида, известной в его дни, хотя он умер за много сотен лет до него. Когда тело нашего Господа сняли с Креста, Его также положили с почетом в гробницу. Такую же честь перед этим оказали святому Иоанну Крестителю, и об его могиле святой Марк говорит как о общеизвестной. Христиане с древнейших времен приезжали из других стран в Иерусалим, чтобы увидеть святые места. А когда миновало время гонений, стали еще больше обращать внимания на тела святых, таких как св. Стефан, св. Марк, св. Варнава, св. Петр, св. Павел, а также на тела других апостолов и мучеников. Их тела, ставшие мощами, привозят в большие города, а часть мощей отправляется в самые разные уголки мира. Таким образом, от первого до сего дня Церкви в высшей степени подобало самое нежное и благоговейное отношение к телам святых. Итак, если и был кто-то, о ком больше всего должны заботиться, то о ком может идти речь, как не о нашей Царице Мира? Почему же мы ничего не слышим о теле Пресвятой Богородицы и тех или иных Ее мощах? Разве мыслимо, чтобы те, кто так благоговейно и бережно относится к телам святых и мучеников, пренебрегали Той, что была Царицей мучеников и Царицей святых, которая была самой Матерью Господа нашего? Это невозможно. Почему же тогда она является скрытой Розой? Ответ прост: потому, что Ее священное тело находится уже на небе, а не на земле.
27 мая
Мария — Turris Davidica, Башня Давида
Башня в самом простом понимании – высокое строение, предназначенное для защиты от врагов. Давид, царь Израиля, построил для этой цели замечательную башню; и поскольку он является фигурой или прообразом нашего Господа, то и его башня является фигурой, обозначающей Деву – Мать нашего Господа.
Ее называют Башней Давида, потому что Она блестяще исполнила долг защиты своего Божественного Сына, когда на Него нападали враги. У тех, кто не является католиком, принято воображать, что почести, которые мы воздаем Ей, препятствуют тому высшему поклонению, которое мы воздаем Ему; что в католическом учении Она затмевает Его. Но такое соображение всецело противоречит истине.
Ибо если слава Марии столь велика, то как не может быть еще больше Тот, Кто есть Господь и Бог Марии? Он бесконечно выше Своей Матери; и вся та благодать, которая наполняла Ее, есть не что иное, как преисполненность и избыток Его непостижимой Святости. История преподает нам тот же урок. Посмотрите на протестантские страны, которые три столетия назад отбросили всякую преданность Ей, полагая при этом, что, убрав почитание Ей из своих помыслов, они тем самым расчищают место для хвалы Ее Сыну. Но действительно ли из нечестивого поведения по отношению к Ней у них проистекло новое благочестие? Как раз наоборот: такие страны, Германия, Швейцария, Англия, и другие, вставшие на подобный путь, в значительной мере перестали поклоняться Ему и со временем стали забывать веру в Его Божественность. В то время как католическая церковь, где бы она ни находилась, почитает Христа как истинного Бога и истинного Человека так же твердо, как и в прежние времена; и действительно было бы странно, если бы когда-нибудь случилось иначе. Таким образом, Мария — это Башня Давида.
28 мая
Мария — Virgo Potens, Дева пресильная
Великое мироздание, которое мы видим днем и ночью, или то, что мы называем физическим миром, управляется фиксированными законами, которые Творец вложил в него, и эти превосходные законы защищают мир от какого-либо фундаментального потрясения, краха или утраты. Одна его часть может конфликтовать с другой, и в нем могут совершаться внутренние изменения; но, рассматриваемый в целом, мир приспособлен к тому, чтобы пребывать вечно. Поэтому псалмопевец говорит: «Он утвердил вселенную, и она не поколеблется» (Пс 95:10).
Таков физический космос; но есть другой, еще более чудесный мир. Есть сила, способная изменить и покорить этот видимую вселенную, а также приостановить действие ее законов и противодействовать им; и это – мир ангелов и святых, Святой Церкви и чад ее; и оружие, с помощью которого они овладевают его законами – сила молитвы.
Молитвой можно сделать все, даже то, что невозможно в естественном порядке. Ной помолился – и Бог ответил ему, что никогда больше не будет потопа, который мог бы погубить человеческий род. Также и молитвами Моисея на землю Египетскую обрушились десять тяжких казней. Молитвами Иисуса Навина остановило свой бег солнце на небесах. Молитвами Самуила во время жатвы пшеницы пошли гром и дождь. Молитвами Илии снизошел огонь с неба. Молитвами Елисея оживали мертвые, а молитвами Езекии огромное войско ассирийцев потерпело поражение и погибло.
Вот почему Пресвятая Дева называется пресильной, а иногда и Всемогущей – потому что у Нее самый большой, больше чем у всех ангелов и святых, великий, всепобеждающий дар молитвы. Никто не имеет такого доступа ко Всесильному, как Его Мать; ни у кого нет таких достоинств, как у Нее. Ее Сын не откажет Ей ни в чем, о чем Она просит – и в этом Ее сила. Пока Она защищает Церковь, ни высота, ни глубина, ни люди, ни злые духи, ни великие монархи, ни хитрость человеческая, ни людское насилие не могут нам повредить; ибо человеческая жизнь коротка, но Мария царствует в вышних, Она – Царица вовеки.
29 мая
Мария — Auxilium Christianorum, Помощь христианам
Наша славная Царица, начиная со времен Ее Успения и Взятия на небо, является служительницей, оказывающей бесчисленные услуги избранному народу Бога на земле и Его Святой Церкви. Этот Ее титул «Помощь христианам» был установлен Церковью, поскольку память человеческая сохранила примеры помощи с Ее стороны. Божественный канон зафиксировал ряд событий, сомкнув их с прошениями Богородице, в ответ на которые помощь была оказана – и, таким образом, подобающе перечислять пять событий, так или иначе связанных с молитвой Розария.
Первое событие было связано с первоначальным установлением почитания Розария святым Домиником, когда с помощью Пресвятой Богородицы ему удалось остановить и ниспровергнуть грозную ересь альбигойцев на юге Франции.
Вторым событием была великая победа, одержанная христианским флотом над могущественным турецким султаном, и эта победа рассматривается как заступничество Богородицы в ответ на прошения Папы Св. Пия V и соборную молитву Розария со стороны всего христианского мира. В вечную память о такой чудесной милости Папа Пий ввел в Ее литанию титул «Auxilium Christianorum»; а Папа Григорий XIII, его преемник, посвятил первое воскресенье октября, день победы христианского флота, Богоматери святого Розария.
Третьим событием была, по словам Божественной канцелярии, «славная победа, одержанная близ Вены, под покровительством Пресвятой Богородицы, над свирепейшим турецким султаном, попиравшим шеи христианам; в вечную память этого события Папа Иннокентий XI посвятил воскресенье в Октаве Ее Рождества празднику Ее августейшего Имени».
Четвертым примером Ее помощи была победа над бесчисленными полчищами все тех же турок в Венгрии в праздник святой Марии Снежной, что было ответом на торжественную мольбу Братств Розария. По этому случаю Папы Климент XI и Бенедикт XIII с благодарением воздали честь Богородице и еще раз утвердили необходимость чтения Розария.
И пятым примером было восстановление Ею светской власти папы в начале нашего века, после того как Наполеон Первый, император французов, отнял ее у Святого Престола. По этому поводу Папа Пий VII во имя вечного благодарения Ей сделал 24 мая, день этой милости, праздником Помощи христианам.
30 мая
Мария — Virgo Fidelis, Дева верная
Это – один из титулов Пресвятой Богородицы, который особенно приличествует Ей со времени Ее Вознесения и славной Коронации, с тех пор как Она находится по правую руку Ее Божественного Сына. По какой причине он приличествует Ей – станет ясно, если рассмотреть некоторые другие примеры верности, о которых говорится в Священном Писании.
Слово «верность» означает верность начальствующему или точность в выполнении его распоряжения. В последнем смысле оно применимо даже к Самому Всемогущему Богу, Который в Своей великой любви к нам соизволил ограничить действие собственной силы словом Своего обетования и Своим заветом с собственными творениями. Он дал Свое слово, что, если мы примем Его как свой удел и отдадим себя в Его руки, Он проведет нас через все испытания и искушения и приведет нас в целости и сохранности на небеса. И чтобы ободрить и вдохновить нас, Он напоминает нам в различных местах Писания, что Господь Бог есть Бог верный (Втор 7:9; 1Кор 1:9).
Итак, Его истинные святые и слуги имеют особый титул «верных», коль скоро они верны Ему так же, как Он верен им. Это означает лишь то, что они послушны Его воле, ревнуют об Его чести, соблюдают священные интересы, которые Он обязал их соблюдать. В этом смысле и Авраам назван верным (Гал 3:9); и Моисей объявлен верным во всем доме Божьем (Чис 12:7). По этой же причине Давид назван «мужем по сердцу Божию» (Деян 13:22); св. Павел отвечает благодарностью за то, что Бог признал его верным (1Тим 1:12); и в последний день Бог скажет всем тем, кто хорошо употребил свои таланты: «Хорошо, добрый и верный раб» (Мф 25:23).
Точно так же и Мария исключительно верна своему Господу и Сыну. Пусть никто ни на мгновение не подумает, что Она не ревнует в высшей степени об Его чести, или, как воображают те, кто не является католиком, что превозносить Ее – значит изменять Ему. Ибо Ее истинные служители на самом деле в высшей степени принадлежат Ему. Как бы Она ни награждала своих друзей, Она сочла бы не другом, а предателем того, кто предпочтет Ее Ему. Как Он ревнует об Ее славе – так и Она об Его. Он – Источник благодати, и все Ее дары исходят от Его благости. О, Мария, научи нас всегда поклоняться Твоему Сыну как Единому Творцу и пребывать в почтении к Тебе как к самому любимому из созданий.
31 мая
Мария — Stella matutina, Утренняя Звезда — после темной ночи, но всегда возвещающая Солнце
Что в этом мире может служить для нашего зрения и наших чувств образом, в наилучшей степени отображающим славу того высшего мира, который находится за пределами нашего телесного восприятия? Каковы здесь самые верные знаки и обетования, какими бы скудными они ни были, того, что однажды мы надеемся увидеть в будущем? Наверняка они прекрасные и уникальные. Но, какими бы они ни были, безусловно, Пресвятая Богородица может претендовать на них как на свое достояние. Так оно и есть; два таких образа приписываются Ей, и мы знаем их как титулы в Ее литании – и один из них представлен звездой высоко в небесах, а другой — цветком внизу на земле. Она одновременно есть Таинственная Роза и Звезда утренняя.
И из этих двух образов, из которых и тот, и другой прекрасно подходят Ей, образ Утренней Звезды является для Нее все же более возвышенным и приличествующим, и это — по трем причинам.
Во-первых, как уже сказано, роза принадлежит земле, а звезда находится на небе. Мария теперь не имеет никакой зависимости от нашего мира, который располагается внизу. Она уже принадлежит небу, и никакое изменение, никакое насилие со стороны огня, воды, земли или воздуха в нашем нижнем мире не влияет на высокие звезды; и они являют себя всегда яркими и изумительными во всех уголках земного шара всем людям.
Далее, у розы недолгая жизнь; ее смерть и гниение со временем так же неизбежны, как и ее благоухание в разгар дня. Но Мария, подобно звездам, пребывает вовеки, и Она сияет ныне так же, как Она сияла в день своего Успения. И когда Ее Сын придет на суд, Она пребудет в той же чистоте и в том же совершенстве, в каких Она пребывает сейчас.
Наконец, место Утренней Звезды, коль скоро она служит предвестницей восходящего солнца, является достойной прерогативой Марии. Ибо Она светит не для себя и не от себя, но Она есть отражение нашего Искупителя, и Она в своем свете прославляет Его. Когда Она появляется во тьме, мы знаем, что Он близко. Он Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец. Вот, Он грядет вскоре, и возмездие Его с Ним, чтобы воздать каждому по делам его. «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20).
Из книги Дж. Г. Ньюмана “Размышления и молитвы” (John Henry Newman, Meditations and Devotions)
Перевод: Михаил Костылев