В рамках подготовки к Великому Юбилею следующего года под девизом «Паломники надежды» 2024 год был посвящен Папой Франциском молитве, «чтобы восстановить желание быть в присутствии Господа, слушать Его и поклоняться Ему». По этому случаю российские братья-францисканцы (OFM) подготовили цикл видеороликов, приоткрывающих сокровищницу францисканской молитвы.
Франциск Ассизский, по словам Фомы Челанского, первого его биографа, был не столько «молящимся человеком, но скорее весь преображался в живую молитву» (2 Чел. 95), став образцом и учителем молитвы и для всех нас. И как ученики спросили Иисуса: «Господи! Научи нас молиться» (Лк. 11, 1), так же и первые сподвижники святого Франциска просили его научить их молитве.
И Франциск им ответил своим собственным примером и также словами: «Молясь, говорите: «Отче наш» и «Прославляем Тебя, Христе, во всех церквах, какие есть в мире, и благословляем Тебя, ибо ты святым крестом Твоим искупил мир». Сверх того, он учил их восхвалять Господа во всех Его творениях» (Бол. Лег. Глава IV, 3).
Чтобы помочь всем нам «восстановить желание быть в присутствии Господа, слушать Его и поклоняться Ему», российские францисканцы подготовили цикл видеороликов с текстами некоторых молитв святого Франциска и пояснениями к ним. Публикуем здесь три из них в текстовом формате и предлагаем ознакомиться с роликами на канале Орлена Братьев Меньших на YouTube.
1. Молитва перед Распятием
Ищешь ли ты Божью волю? Пытаешься ли ты понять, каково твое призвание, твоя миссия, возложенная на тебя Богом в Церкви и в этом нашем мире? Переживаешь ли ты кризисный период твоей жизни и хочешь быть просветленным Господом, возможно, после неудачных опытов и переживаний? Давай делать, как Франциск Ассизский!
Будучи «царем пиров», которые Франциск устраивал для молодых людей в Ассизи, культивируя мечты о славе, после тяжелого опыта войны против Перуджи, последующего плена и болезни, и после осознания в Сполето того, что ему самому должно служить не «слуге», а «Господину», в 1205 году Франциск Ассизский упорно начал искать свое призвание и спрашивать Бога в молитвах: «Что же делать мне, Господи?».
Франциск на своем пути жизни встретил прокаженного, и то, что «казалось ему горьким, стало сладостью для его души и тела». И в маленькой церквушке Святого Дамиана, перед Распятием византийского стиля, он произнес эту молитву: «Всевышний славный Боже, освети тьму сердца моего и дай мне истинную веру, твердую надежду и совершенную любовь, разумение и познание, Господи, чтобы исполнил я Твою святую и истинную волю».
Распятие ответило Франциску: «Франциск иди, почини дом мой, ты видишь — он весь разрушен!».
Распятие ответит и тебе!
2. «Хвалы Богу, Всевышнему»
Франциск, очень страдающий телом и находящийся в глубоком кризисе, поднимается в сентябре 1224 года на тосканскую гору Верна, на которой, в преддверии праздника Воздвижения Креста, получает от Бога возвышенный дар Священных Стигматов: последняя божественная печать на его жизни и его святое призвание, делающие его «Alter Christus — Вторым Христом».
И именно сейчас, от сердца Франциска, возносятся на небеса «Хвалы Богу, Всевышнему» — его молитва, подлинная, автографическая и хранимая на одной стороне «Chartula», вместе с «Благословением брату Льву» (Картула Ассизская — это скромный и очень ценный фрагмент пергамента, датированный 1224 годом и чудом дошедший до наших дней в довольно хорошей сохранности, на котором святой Франциск собственной рукой пишет вдохновенные слова благословения своему спутнику и верному другу брату Льву).
Эта «Хвала» — великолепная и грандиозная, и исходит из сердца Франциска, полного любви и утешения, и которое, наконец, обращается к Богу «на Ты», после долгого пути, пройденного через «Я-эго» самого Франциска, и «мы» братства.
В «Хвалах Богу Всевышнему» 32 раза повторяется выражение «Ты есть». Это выражение библейского происхождения, выражающее полное откровение Бога Франциску: Бога, открывшегося ему как Любовь, как полнота Любви.
«Ты» склоняется с прилагательными и существительными так изумительно! Все эти слова выражают опыт, переживание Бога, пройденный Франциском в его собственной жизни.
«Ты», который не является утешительным убежищем, в котором можно изолировать себя, но который позволяет Франциску найти свое настоящее «я» и настоящее «мы» братства.
К Божьему «Ты» Франциск пришел, отказавшись от своего самовлюбленного «я».
Если ты тоже ищешь себя, ищешь истинного и самого глубокого своего «я», то давай отправимся на поиск «Ты» Бога, и вместе с Франциском будем произносить:
Свят Ты, Господи, Боже единый, творящий чудеса.
Ты крепкий.
Ты великий.
Ты всевышний.
Ты всемогущий, Ты Отче Святой Царь неба и земли.
Ты един в трех лицах, Господи, Бог богов.
Ты благо, всякое благо, высшее благо, Господи Боже, и живой и истинный.
Ты любовь, милосердие.
Ты мудрость.
Ты смирение. Ты терпение, Ты красота, Ты кротость, Ты оплот, Ты покой, Ты радость и ликование.
Ты правда и умеренность.
Ты все необходимое богатство наше.
Ты красота.
Ты кротость.
Ты покровитель.
Ты страж и защитник наш.
Ты крепость.
Ты прибежище.
Ты надежда наша.
Ты вера наша.
Ты милосердие.
Ты все наше наслаждение.
Ты наша жизнь вечная. Великий и дивный Господь, Бог всемогущий, милосердный Спаситель.
3. «Благословение Брату Льву»
После размышления над молитвой «Хвалы Богу Всевышнему» мы переходим на другую сторону «Chartula», чтобы получить такое же Благословение, которое Франциск дал брату Льву.
Две стороны одного пергамента отражают две взаимодополняющие стороны жизни Франциска: любовь к Богу и к братьям, которых ему дал Сам Господь. Именно воспринимая каждого брата как дар, Франциск умел ценить его уникальность, осознавать и подчеркивать особые качества каждого из них. Поэтому он заявил, что «совершенного брата» не существует, а им является, на самом деле, само братство, обогащенное даром качеств каждого из братьев. Именно от разных братьев Франциск получал наставление, стимул или утешение в разные моменты жизни. А в последние годы его жизни, охваченные физическими и моральными страданиями, именно брат Лев, со своей простотой и чистотой сердца, был к нему ближе всех и хранил его секреты.
Но их отношения не были односторонними, ведь сам Франциск был для Льва источником утешения в унынии. Именно для того, чтобы поддержать его в одном из таких моментов, Франциск дал ему несколько рукописей, скрепив их тем благословением, которое он составил, опираясь на Священное Писание, в частности на слова, явленные Богом Моисею и Аарону (Числа 6, 23-26).
Если ты ищешь свое призвание, открой сердце Всевышнему Богу, не только воспевая Ему хвалу, но и благословляя братьев, которых Он ставит рядом с тобой на этом пути.
Да благословит тебя Господь
и сохранит тебя,
да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим
и помилует тебя,
да обратит Господь лицо Своё на тебя
и да дарует тебе мир.
Канал Орлена Братьев Меньших на YouTube
Молитвы св. Франциска на русском языке взяты из издания «Сочинения святого Франциска Ассизского», Издательство Францисканцев, Москва, 2009.