Папа Франциск приносит радость людям по всему миру. Это было хорошо видно во время его недавнего визита в Юго-Восточную Азию и Океанию. И не меньшее количество людей он выводит из себя. Например, когда он сказал, что «все религии – это пути к Богу», это встревожило многих католиков, которые верят, в соответствии с Катехизисом, что «всё спасение приходит от Христа как Главы, через Церковь, которая есть Его Тело». Они забеспокоились, что Папа утверждает нечто иное. Но так ли что? Том Хупес предлагает нам ряд инструментов, чтобы перестать поддаваться реакции и трезво анализировать то, что мы слышим от Понтифика.
Я написал целую книгу о том, что нужно очень ясно понимать, «Что Папа Франциск говорит на самом деле», а статья, посвящённая обзору этой книги, собрала 20 тысяч просмотров после большого интервью Папы программе «60 минут» американскому каналу CBS.
Итак, есть три простых действия, которые могут предпринять католики, которые озабочены или обеспокоены тем, что сказал Папа.
Первое: ещё раз проверьте по Катехизису
Часто высказывания Папы, вызывающие беспокойство, являются всего лишь парафразом утверждений Катехизиса.
То, что я процитировал выше, взято из п. 846 Катехизиса Католической Церкви. То, что сказано непосредственно перед этим пунктом и непосредственно после этого также очень важно. Непосредственно перед этим Церковь учит об истине в других религиях и говорит о мусульманах, которые вместе «с нами поклоняются единому и милосердному Богу, Который будет судить людей в последний день» (ККЦ п. 841).
А сразу после, в том же п. 846, Катехизис учит: «А кто без вины своей, не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но всё же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием Его благодати стремится исполнять своими делами Его волю, которую познает благодаря голосу совести, те могут наследовать вечное спасение».
Второе: сверившись с Катехизисом, проверьте контекст
Всегда полезно прочитать не только пересказ журналистов, но и собственные слова Папы, которые нетрудно найти, если копнуть чуть глубже. Если же вы читаете журналистский материал, то учитывайте, что это за издание, и каковы его пристрастия, так же, как вы делаете это, когда читаете обычные новости.
Когда Папа говорит что-то о католической вере в вероучительных документах, мы должны иметь в виду догмат о папской безошибочности, и в этой ситуации католики связаны «послушанием веры». Но когда Папа говорит что-то в неформальной обстановке, никто не ожидает от него безошибочности.
В Сингапуре между Папой и молодыми людьми, представлявшими разные религии, состоялся разговор в форме импровизированной сессии вопросов и ответов. В Сингапуре очень небольшой процент католиков, и в этой беседе Папа не пытался дать им окончательный ответ об учении Католической Церкви. Напротив, он постарался дать не-католикам самые первые представления о том, чему учит Католическая Церковь.
В то же время, католики выражают «послушание духа» (см. ККЦ 892) и тогда, когда Папа предлагает поучения, помогающие лучше понимать Откровение, не претендуя на их безошибочность и не придавая им официальной формы выражения. И в этих случаях нам стоит обращать внимание на его слова.
В этой беседе Папа показал нам, что, когда дело идёт о свидетельстве веры перед неверующими, мы должны делать упор на то, что они понимают правильно, а не на то, в чём ошибаются. Сам Иисус так делал, например, в разговоре с Самарянкой у колодца, ясно давая понять при этом, что Он – единственный Спаситель. А в притче о Добром Самарянине Иисус подчеркнул святость других вер.
Третье: следуйте за Папой, добавляя те детали веры, которые вы считаете важными
И последнее: если вы думаете, что Папа что-то упустил или выразил что-то неясно, то, возможно, Святой Дух призывает вас к действию. Идите и делайте то, что делал Папа: встречайтесь с людьми, которые не знают Иисуса Христа, и делитесь с ними своей любовью к Нему.
У католиков есть «обязанность и священное право проповедовать Евангелие всем людям», как это формулирует Катехизис (ККЦ, 848), или «Есть такого рода проповедь, которая ложится на каждого из нас как ежедневная обязанность. Она заключается в том, чтобы донести Евангелие до тех людей, которых мы встречаем, будь то наши соседи или совершенно незнакомые люди», — как говорит об этом Папа Франциск (п. 127).
Он сказал это в энциклике «Радость Евангелия», которой следовал и в своей беседе в Сингапуре.
«Если текст был написан для утешения, его не следует использовать для исправления ошибок; если он был написан как увещевание, его не следует использовать для обучения доктрине; если он был написан для того, чтобы научить чему-то о Боге, его не следует использовать для изложения различных теологических мнений» (п. 147).
Выступление Папы в Сингапуре было призвано утешать. Если хотите продвинуться дальше, возьмите тексты, предназначенные учить. Например, декларацию «Dominus Iesus» о единственности и спасительной вселенскости Иисуса Христа и Церкви или раздел Катехизиса «Церковь и нехристиане».
Бог – это Бог
«Чем здешняя молодёжь, то есть вы, произвела на меня самое большое впечатление, так это своей способностью поддерживать межрелигиозный диалог», — сказал Папа. Он похвалил их за то, что они ведут диалог, а не спорят. «Если вы начнёте спорить: ‘Моя религия важнее твоей…,’ ‘Моя – настоящая, а твоя – нет’, к чему это приведёт? Куда это приведёт?» Молодой человек из толпы предложил ответ: «К разделению».
Папа предложил то, что он обозначил как «сравнение», говоря, что религии ведут к Богу как «разные языки, разные идиомы». «Но Бог – это Бог для всех», — сказал он, — «мы все – дети Божьи. […] Бог только один, а мы, наши религии – это только языки, пути, чтобы к Нему прийти. Некоторые [из нас] – сикхи, некоторые – мусульмане, некоторые – христиане. Но это только разные пути. Понимаете?» Папа повторил, что «межрелигиозный диалог» требует от этих молодых людей мужества. «И молодость – это пора мужества», — сказал он.
Том Хупес
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: TIZIANA FABI | AFP