3 февраля — бл. Такаяма Укон, «самурай Христа»

3 февраля Католическая Церковь чтит память блаженного Юстуса Такаямы Укона, самурая-христианина, отказавшегося от всего имущества, привилегий и родины ради веры во Христа. Живший в 16 веке, он был причислен к лику блаженных в 2017 году.

Юстус Такаяма Укон (детское имя — Хикогоро) родился в 1552 году в семье даймё замка Сава в области Ямато (даймё — класс крупнейших военных феодалов средневековой Японии, — прим. ред.). Он был старшим сыном Томотеру Такаямы, также известного как Хида-но-ками, главы клана Миёси Нагаёси, самой могущественной фигуры в регионе Кинай того времени. Высокое положение семьи давало им контроль над обширными землями и армиями. Поэтому, когда в 1564 году, Томотера Такаяма принял крещение от иезуитов, вместе с ним в католичество обратилась не только вся его семья, но и около 150 приближенных и слуг, а затем — и десятки тысяч человек, населявших его владения.

12-летний Хикогоро получил христианское имя «Юстус» в честь раннехристианского мученика Иустина. В письмах иезуитов он значился как Justo Ukondono, то есть Дон Юстус Укон, или как «Такаяма Укон». Имя «Укон» происходит от государственной должности, на которую он претендовал. С тех пор мальчик рос в атмосфере глубокой любви к христианству и уважения к иезуитам, с которыми был связан период христианизации Японии, у истоков которого он оказался. А процесс этот был стремительным — уже к концу XVI века в Японии насчитывалось около 300 тысяч христиан.

В 1573 году великий объединитель Японии Ода Нобунага решил отдать Хида-но-ками удел Такацуки вместе с недавно сгоревшим замком. Хида-но-ками принял это «повышение», но вскоре решил отойти от политических дел, как считается — для углубленного изучения христианской веры. Так его старший сын Такаяма Укон стал полноправным даймё в 21 год.

Молодой полководец снискал благосклонность Нобунаги. Тот был человеком прогрессивных взглядов и симпатизировал христианам хотя бы потому, что сотрудничество с португальскими торговцами и миссионерами-иезуитами приносило Японии доход с восточноазиатской торговли и скидки при покупке европейского оружия, а заодно — армию верных ему японских христиан. Он даже позволил Укону построить семинарию в своём главном имении — замке Адзути — в 1576 году. Благодаря значительным финансовым вложениям Такаямы семинария была возведена всего за месяц, также ему удалось убедить многих местных самураев отдать туда на обучение их сыновей.

Уже к концу 1579 года во владениях самого Укона в Такацуки было около 8 тысяч христиан, спустя год — 14 тысяч, спустя ещё один, в 1581-м — 18 тысяч, и это притом, что общая численность населения города составляла всего 25 тысяч человек. В этот период стараниями Такаямы было построено около 20 церквей и часовен. Он объявил ультиматум местным буддийским монахам: либо они принимают христианство, либо покидают его земли. После того, как сотня монахов приняла крещение, буддизм был фактически изгнан с земель Такаямы.

В те годы отец Сеспедес, настоятель семинарии в Осаке, в одном письме дал такую характеристику Такаямы: «Дон Юстус Укон действительно редкая птица на земле. Его добродетель растет с каждым днем, так же как и его совершенство. И хотя Укон влиятельный лорд и живет в миру, может показаться, что он живет вне его, потому что, хотя он никогда не отлынивал от своих обязанностей, но всегда находил пути и способы приводить всех к знанию о Создателе. Он говорит столь ярко о вещах Божьих, что, признаться честно, никто более из японских братьев не смог бы лучше». Будучи верным супругом и любящим отцом (он женился в 1574 году, впоследствии родились три сына, двое из которых умерли, и дочь), Такаяма Укон вел свою жизнь «столь добродетельно, что равных ему не найти», отмечал отец Сеспедес.

Всё начало меняться после гибели Нобунаги в 1582 году. Преданный своим лучшим военачальником Акэти Мицухидэ, он был вынужден совершить сэппуку (ритуальное самоубийство самураев через вспарывание живота — прим. ред.). В ходе войны, продлившейся до прихода к власти Тоётоми Хидэёси, второго объединителя Японии, начались первые христианские гонения, были разрушены многие храмы, включая построенную Уконом семинарию в Адзути, а некоторые христианские даймё были убиты. И хотя Такаяма в этой войне был на стороне Тоётоми Хидэёси и пользовался особым положением в числе его приближенных самураев, после окончательного утверждения своей власти в 1587 году, Хидэёси издал указ, объявляющий христианство чужеродной вредной религией и призывающий к изгнанию иезуитов и запрету миссионерской деятельности.

Примерно в то же время Такаяма Укон получил послание-ультиматум: «Закон Христа идёт от дьявола, и он стремительно распространяется по Японии благодаря его (Укона) пропаганде». Это, отмечал Хидэёси, «вызывает крайнее недовольство, потому что из-за загадочного союза между христианами, который даже ближе, чем связь между братьями, он опасается, что христианство может стать угрозой для японской монархии. Узнав, что он (Укон) обратил в свою веру людей в Такацуки и недавно людей Акаши, а ещё, что он уничтожил их храмы и сжег их идолов, повелитель Японии не собирается более терпеть подобного. И потому если он (Укон) собирается и дальше оставаться в услужении, он должен отвергнуть христианскую религию».

Об ответе Такаямы Укона мы знаем из письма иезуита отца Пренестино от 1 октября 1587 года: «Укон, как доблестный солдат и ревностный последователь Христа, человек острого ума, наполненный любовью и страхом Божиим, ответил бесстрашно, что он не совершил ничего против Его Величества, и что если он сделал людей Такацуки и Акаши христианами — то это дело он считал достойным похвалы. А что касается того, что он должен оставить свою веру, то он никогда её не отбросит и не поставит под угрозу своё спасение, даже если ему предложат целый мир. И поэтому он здесь и сейчас отдаёт земли Акаши Вашему Величеству».

Такой ответ разгневал Хидэёси и он лишил Такаяму всех земель, что тот принял с великим смирением и, поступив на службу к даймё провинции Кага Маэде Тосинаге, перебрался в Канадзаву. Оставаясь христианином, он продолжал свою «проповедь» среди японской знати даже на фоне усиливающихся гонений против христиан. В 1596 году Тоётоми Хидэёси приказал арестовать и казнить всех христиан в Киото и Осаке. Такаяма Укон значился одним из первых в списке, однако был вычеркнут по протекции кого-то из японских аристократов. Новость об этом отнюдь не обрадовала Укона. Как сказал Маэда Тосинага своим самураям после разговора с ним, «Такаяма Укон, если бы он наслаждался милостью и благосклонностью нашего сёгуна (Хидэёси), он был бы первым, ну или хотя бы вторым человеком во всей Японии, но он не желает отказаться от своей христианской веры».

В 1614 году Токугава Иэясу, новый сёгун и последний из объединителей Японии, издал указ о полном запрете христианства в стране. Все миссионеры должны были покинуть Японию, все церкви — снесены, а японские христиане должны были вернуться к вере своих предков. Укон и в этот раз не стал отказываться от своей веры и решил покинуть Японию. Вместе с 300 другими католиками он отправился в изгнание на Филиппины, находившиеся под властью Испании. 21 декабря 1614 года он прибыл в Манилу, где был тепло принят местными иезуитами, которые, конечно же, немало знали об этом героическом христианском даймё. Испанские колонисты даже рассматривали возможность вторжения в Японию с целью свержения власти сёгуна и защиты местных католиков, однако, Укон считал, что его христианский долг — принять выпавшие ему испытания с кротостью, ведь цель его — победить зло в себе, а не в других.

Впрочем, жизнь его в Маниле оказалась недолгой. Возраст, многочисленные раны, полученные в молодости, долгий путь на корабле и смена климата дали о себе знать. Здоровье Укона стремительно ухудшалось и 5 февраля 1615 года он умер от лихорадки с именем Иисуса Христа и Девы Марии на устах. Ему было 63 года.

Такаяма Укон был похоронен со всеми почестями, положенными даймё, в церкви в честь св. Игнатия. В декабре 1945 года, после битвы за Манилу во время Второй мировой войны, его мощи вместе с останками других людей, найденными в руинах этой церкви, были перенесены в дом Общины Святейшего Сердца Иисуса в Кесон-Сити. Контейнеры с известными и неизвестными останками, включая останки Такаямы, были захоронены в двух нишах, что сделало его единственным даймё, похороненным на филиппинской земле. 

Первая попытка открыть процесс прославления Такаямы была предпринята уже в 1630 году, священниками из Манилы, но провалилась из-за изоляционистской политики Японии, которая препятствовала сбору необходимых документов; ходатайство было подано, но отклонено. Вторая попытка, в 1965 году, провалилась из-за ряда допущенных ошибок. И только в конце XX века процесс был начат на епархиальном уровне, а уже 21 января 2016 года был издан указ, признающий его героические добродетели. Церемония беатификации состоялась в соборе Осаки 7 февраля 2017 года. Папу Франциска на ней представлял Префект Конгрегации по канонизации святых кардинал Анджело Амато. В декабре 2023 года японский кардинал Маэда Манё сообщил, что в Ватикане ведется расследование чудес, связанных с заступничеством блаженного Юстуса Такаямы Укона.

Несмотря на то, что его смерть не была насильственной, она стала следствием его долгих преследований, поэтому Церковь почитает Укона как мученика, и его память 3 февраля предваряет память 26 других японских мучеников, святого Павла Мики и его сподвижников, казненных через распятие 5 февраля 1597 года в Нагасаки по приказу того же Тоётоми Хидэёси.

Анастасия Бозио

По материалам платформы Konnichiwa Club, статьи А.О. Акиньшина «Христианский даймё Юстус Такаяма Укон: его деятельность и вклад в христианство» и др. материалов из открытых источников

Изображение: Wikimedia