Богословие в сказках, или Христианская микология

Здесь хорошим подспорьем может стать волшебная или авторская сказка. Только не надо углубляться в дебри народных сказаний, а то можно доразмышляться до самых неожиданных вещей. Все-таки не стоит забывать, что народные сказки хранят в себе глубокие языческие корни…

Осенняя пора более всего располагает к размышлениям на грибную тему. Каких грибных сказочных персонажей Вы можете вспомнить?

Гриб-лесовик. Этот персонаж довольно часто встречается в сказках. В большинстве случаев он добр и мудр и с удовольствием помогает героям волшебного повествования. Однако с ним не стоит ссориться. В старом фильме «Морозко», созданном на основе нескольких народных сказок, гриб-лесовик наказывает Ивана – вдовьего сына медвежьей головой. Почему? Молодой человек, наделенный прекрасной внешностью и непомерным самомнением, попросту хамит этому пожилому персонажу. В обычной жизни старику пришлось бы только утереться и пойти своей дорогой. В сказке лесовик может постоять за себя пусть и таким экзотическим образом.

Здесь есть о чем подумать. Нет, я не предлагаю размышлять об уважительном отношении к старшим. А вот другая тема: как нужно реагировать на обиду и обидчика? Всегда ли стоит прощать? Не в смысле: жить с обидой долгие годы, чувствуя себя униженным – обиженным, а в смысле: всегда ли нужно позволять вытирать о себя ноги безнаказанно. Вспоминается старый анекдот про одинокого монаха, идущего по лесу. На него напали разбойники и стали его бить. Один ударил монаха по правой щеке, а второй – по левой. Святой муж смолчал и никаких действий не предпринял. Тогда обнаглевший разбойник ударил его по лицу еще раз. После этого монах, бывший мужчиной не хрупким, аккуратно развесил лихих людей по ближайшим березам и собрался продолжить свой путь, как ни в чем не бывало. Разбойники возмутились: «Почему ты с нами так поступил? Ведь твой Бог велит подставлять правую щеку, когда тебя ударят по левой». «Так то оно так, — ответил монах, — но Он нигде не говорил о том, что делать, если ударили в третий раз».

Впрочем, Сам Господь не особенно миндальничал со Своими оппонентами и обидчиками. Вспомним, сколь резки были Его ответы на вопросы фарисеев или как Он изгнал торгующих из храма. Может, все-таки не стоит путать христианство с пацифизмом.

С другой стороны, должный отпор может заставить нахала задуматься и изменить свое поведение. Именно так и происходит в сказке «Морозко». Иван – вдовий сын становится снова человеком, только научившись себя вести по-человечески. В данном случае наказание подвигает человека на путь самосовершенствования. И здесь еще одна тема для размышления: всегда ли мое христианское лицо похоже на человеческое? Не являю ли я миру вместо лика Христова медвежью морду?

А почему, собственно, лесовик превратил Ивана именно в медведя? Дело в том, что у древних славян языческий бог Велес некоторое время изображался в виде медведя. Впоследствии, с развитием скотоводства, его облик видоизменился. Велес стал «скотным богом». С другой стороны, медведи – очень коварные животные. Существует множество историй о том, как люди выхаживали медвежонка, а он потом задирал своих спасителей. Медведи славятся своей хитростью и ловкостью как охотники. Этому совсем не мешает их косолапость и «шумность».

Медведь очень поход на человека, пожалуй, больше других зверей. Не столько внешне, сколько в поведении. Он – не благодарный, не чуткий, агрессивный, прожорливый… Прекрасно дрессируется и может быть обучен массе полезных вещей.

Иван – вдовий сын в начале сказки более всего походил на наглого косолапого, пришедшего громить чужую пасеку. Став чудищем, он остановился и задумался. Он сумел победить зверя, в данном случае медведя, в себе. Именно эта победа над собой сделала его человеком, а совсем не волшебство.

Вспомним «Аленький цветочек» или западный вариант этой сказки, «Красавица и чудовище». Страшилище сначала заново открывает в себе образ Божий, его душа снова становится человеческой, доброй и любящей. И только потом происходит внешнее преображение. Изменение, которому способствуют милые девушки, сумевшие увидеть несчастную душу поросшего шерстью существа и своим добрым сердцем эту душу исцелить.

Бог в каждом из нас видит эту самую несчастную душу. «И не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», — пишет св. Августин. Перед нами путь покаяния и размышления о своей жизни. Не веду ли я себя как наглый медведь? Уважаю ли свободу других людей? Не наношу ли раны тем, кто любит меня? Под чье влияние я попадаю? Дрессирует ли меня окружающий мир или обучает хороший наставник?

И совсем  не обязательно встречать гриба-лесовика и ссориться с ним, чтобы разглядеть в себе медвежью морду и приложить все усилия, чтобы снова стать человеком.

Другой литературный гриб – грибок-теремок (многим эта сказка известна как «Под грибом» Ивана Сутеева), под которым лесные жители прятались от дождя. Чем больше зверей становилось, тем больше становился гриб. Было тепло, шел дождик, грибок просто вырос. А человек, растет ли он, когда помогает ближним? Всегда ли нужно ждать, когда тебя попросят о помощи или надо предлагать помощь самому? К каким людям стоит обращаться за помощью?

Размышляя об этом замечательном грибке, стоит вспомнить и жития многих святых, открывавшим свое сердце на горечи и печали других людей. Если ты не можешь помочь человеку в трудной ситуации, можно молиться о нем.

Продолжить тему молитвенного заступничества и связи верных между собой во Христе может еще один мудрый гриб. Ему не надо бегать с места на место. Он и так все и обо всем знает, благодаря связи с матушкой-грибницей. Много думает и обо всем имеет свое мнение. Речь идет о Грибе, друге червячка Игнатия, из книги Виктора Кротова «Червячок Игнатий и его открытия». Этот гриб-отшельник оказывается добрым другом и хорошим советчиком. Сразу вспоминаются «отцы пустынники и жены непорочны», к которым люди шли за советом в стародавние времена.

Теперь не надо никуда идти. Общаться можно при помощи интернета или телефона, но дефицит общения и духовной поддержки чувствуется куда острее, чем в стародавние времена. Каждый из нас хочет, чтобы его выслушали и помогли. Мало, кто готов терпеливо слушать… Мы не готовы «носить бремена друг друга». Так что и с законом Христовым получается как-то не очень хорошо.

Мы больше всего похожи на Женечку, героиню сказки Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик». Маленькая девочка ленится собирать ягоды. Боровик предлагает ей волшебную дудочку, чтобы все листики поднялись, и за ягодами не надо было сильно нагибаться. В обмен он просит кувшинчик. Но без него некуда собирать ягоды. Если же нет дудочки, ягод не видно и нужно сильно постараться, чтобы собрать их. А хочется все получить сразу, приложив минимум усилий. Но в жизни, в том числе и духовной, так не бывает. Дело не в том, что никто никогда не дает сразу и дудочку, и кувшинчик. Если так складывается, мало кто может оценить такое везение и принять его с благодарностью. Дело в том, что слишком тяжело все снова и снова наклоняться, присаживаться на корточки, вставать на колени и искать свою потерянную драхму, и пробираться сквозь узкие врата, через которые так тяжело протиснуться верблюду. И здесь стоит спросить себя: что у меня в руках? Кувшинчик или дудочка? Что я могу с этим сделать? И где сокровище мое, рядом с которым мое сердце?

В заключение стоит вспомнить и отрицательного гриба. Таковым является Мухомор из сказки о «Зайце с чудесными ушами». Старый интриган не мог сдвинуться с места и посылал лис, чтобы они отняли у зайчика его чудесные ушки, слышащие все завтрашние лесные новости. В данном случае параллель с тем, кто хочет отнять у нас Царствие Небесное, однозначна. Только стоит спросить себя: кто я? Зайчик с чудесными ушами, честный, открытый, всем помогающий? Какой-то лесной зверек? Или одна из злобных лис? А может быть, я просто сторонний наблюдатель, слушатель или читатель, которому все безразлично, который «не холоден, не горяч»?

Грибных историй не так уж мало. Стоит собрать их в лукошко, чтобы поразмышлять о них долгими зимними вечерами, устроившись в теплом уютном кресле и пригласив Иисуса к себе на чашечку чая с вареньем.

Анна Гольдина