Вера — благодать от Бога

Существует мнение, что верить или не верить в Бога зависит от нас самих. Некоторые еще считают, что начать верить зависит от нас, а возрастание этой веры — от Бога. Эти мнения основаны на том, что мы видим в повседневной жизни: многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат; следовательно эти хотят веровать, а те — нет. Кто не знает об этом? Кто отрицает это? Все это очевидно. Важно другое: откуда родилась в верующих эта вера — от самих себя или от Бога. Правильный ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. По сути именно от этого зависит вся психология религиозной жизни и в конечном итоге — наше отношение ко всему окружающему и к самим себе.

Если вера зависит от нас самих, то существует ли Божья благодать, о которой так много говорит Священное Писание Нового Завета? Если вера есть наша собственность, то все последующее, вся христианская жизнь, некоторым образом дается по нашей заслуге и, значит, не является уже благодатью (благодать — благой дар), а по долгу данная награда. Тогда почему бы не приписать человеку все, чтобы сумевший приобрести то, чего не имел, сам же и увеличивал бы приобретенное? И тут мы в опасности присвоить себе то, что принадлежит одному Богу. Нашу надежду мы полагаем на самих себя, незаметно в нас развивается гордость, уводящая от Бога и любви к ближнему, и мы близки к тому, о чем говорили пророки: «Проклят всякий, надеющийся на человека»( Иер. 17:5).

С другой стороны, если вера, из- за которой мы являемся христианами, есть дар Божий, то существует ли свобода человеческой воли? Если все от Бога, и Им, и в Нем (Рим. 11:35,36), если не мы избираем Его, а Он избирает нас, если «никто не может придти к Иисусу Христу» (Ин. 6:44), то есть уверовать в Него, если не привлечет его Бог Отец, то почему Он не всех учит, чтобы пришли к Сыну, почему Он «одних милует, а других ожесточает»(Рим. 9:16 ). Прежде всего скажем: ответы на все эти вопросы есть. Церковь, по Божьей благодати, хранила, хранит и сохранит до конца времен в Себе все истины Божественного Откровения в чистоте и неповрежденности, несмотря на ожесточенные споры вокруг этого учения. Неудивительно, что вокруг истины толпятся много ложных предрассудков и ошибочных рассуждений; но несмотря на многоразличные опасности на пути спасения, христианам необходимо преодолеть эти препятствия.

Итак, с чего нам надо начать? Прежде всего нам надо обратиться к авторитетам, то есть к тем, кто заслуживает безусловного доверия, в ком мы твердо уверены, что с ними говорил Сам Бог. Посему возьмем в руки книгу, название которой — Слово Божие, Библия, Священное Писание, которую писали пророки и апостолы по Божьему вдохновению. Наиболее полно и подробно обо всем этом говорит апостол Павел, более всех потрудившийся ради Евангелия. К нему и обратимся. Некогда Павел пылал враждой к гонимой им христианской вере и яростно ей противился. «Однажды внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9). Так он был обращен в христианскую веру Тем, Кому предстояло это сделать, по слову пророка: «Ты, обратив, оживишь нас» (Пс. 84:7), чтобы не только из не хотящего стал желающим веровать, но и чтобы в последствии от преследователя претерпеть гонения, защищая ту веру, которую ранее преследовал. Так ему было даровано не только веровать в Него, но и страдать за Него. И потому, повествуя о той благодати, которая не дается по каким-либо заслугам, но производит все заслуги, апостол говорит: «Не потому, чтобы мы сами были способны помыслить что от себя, но способность наша от Бога» (2 Кор. 3:5).

Святой Киприан Карфагенский, живший и пострадавший за Христа в 3 веке, говорил: «Ни в чем не следует хвалиться, поскольку ничто не является нашим» (Квирину, кн.3, гл.4). Чтобы доказать это, он представил в свидетельство слова апостола: «Что имеешь, чего бы не получил? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). Здесь апостол достаточно ясно выступает против человеческой гордости, и именно, чтобы никто не хвалился человеком, и тем самым и самим собой. У одного человека есть вера, а у другого — нет. Если у меня, например, есть вера, я не могу этим хвалиться, так как она не от меня; то, что у меня есть вера, не моя заслуга. Она родилась в моем сердце по действию Бога, и вовсе не по моим предшествующим заслугам, а по милости Бога.

Человек, превозносящийся над другим, мог бы сказать: меня отличает вера моя, праведность моя или еще что другое. Опережая подобные мысли, апостол говорит: «Что имеешь, чего бы не получил?» От кого ты имеешь это? Разве не от Того, Кто отличил тебя от другого, не даровав ему того, что даровал тебе? Всякий, дерзнувший сказать будто имеет от себя самого веру, потому что не получил ее, открыто противоречит истине: не потому, что верить или не верить не принадлежит свободной воле человека, но потому, что в избранных воля уготовляется Господом (см. Притч. 80).

Что же значит : воля уготовляется Господом? Это значит, что мы сами это делаем, и Бог делает так, чтобы мы делали. Об этом ясным образом говорит Бог через пророка Иезекииля: «Я сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих» (Иез. 36:27). На этой вере основана наша молитва за обижающих нас и гонящих нас. Если бы Бог не творил желающих из не хотящих, то Церковь бы не молилась по заповеди Господней за своих преследователей(Мф. 5:44). Всякое добро, рождающееся в нас, нисходит к нам свыше, от Бога, вплоть до того, что Он совершает в нас и само хотение. Об этом ясно пишет апостол Павел, проповедник благодати: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Когда Бог хочет, чтобы произошло то, что не может произойти иначе как по человеческому желанию, то сердца людей склоняются к желанию этого. В книгах Священного Писания Ветхого Завета, Царств и Паралипоменон, мы можем видеть, что Бог произвел в человеческих сердцах, и как привел волю тех, которых хотел привести к тому, чтобы царем был поставлен Саул, а потом Давид. И как тогда Господь приклонял сердца людей к овладению земным царством, так и сейчас Он приклоняет сердца, угодные Ему, для овладения Небесным Царством. Если это становится нам ясным, то многие изречения Священного Писания перестанут быть для нас темными и непонятными; для нас откроется смысл многих изречений, которые касались только лишь нашего уха, но не доходили до нашего сердца.

Приведем лишь несколько свидетельств Писания, в которых говорится, что ради Небесного Царства Бог действительно действует в сердцах избранных Своих: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим» (Пс. 118:36), — молится Богу пророк Давид. Вот еще: «Господом направляются стопы человека, и он желает путь Его» (Пс. 36:23). «Приготовляется воля Господом» (Притч. 80). «Да будет Господь наш с нами , как был с отцами нашими: да не оставляет нас и не отвращает нас от Себя; да приклонит сердца наши к Себе, чтобы ходили мы всеми путями Его» (3 Царств. 8:54-58). «Дам им сердце, чтобы познали Меня, и уши слышащие» (Варух. 2:31). «Дам им сердце новое, и дух новый вложу в них, и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих, и суды Мои соблюдать будете и творить»(там же, 36-37). «От Господа направляются стопы мужа, смертный же как постигнет пути свои?» ( Притч.20:24). И еще: «Всякий кажется праведным самому себе, управляет же сердцами Господь» (там же, 21:2). И еще: «И уверовали все, предназначенные к жизни вечной» (Деян. 13:48). Многое уже нами сказано, и наверное этого вполне достаточно, чтобы, по крайней мере, заинтересовать любящего истину и дать повод вновь задуматься над важными в духовной жизни вопросами о благодати Божией, заслугах человека, предопределении святых и свободе человеческой воли.

Игорь Родионов