Ежегодно в преддверии Недели молитв о единстве Христиан во многих странах Европы, по инициативе поместных Конференций Католических епископов, проходит День иудаизма. В этом году, уже во второй раз, он пройдет в С-Петербурге, по инициативе группы мирян.
Мы побеседовали с о. Норбертом Хофманном, секретарем Комиссии Святого Престола по религиозному взаимодействию с иудаизмом.
— Отец Норберт, чем занимается Комиссия Святейшего престола по религиозному взаимодействию с иудаизмом, когда и при каких обстоятельствах она была создана и какова ее миссия?
— Комиссия Святейшего престола по религиозному взаимодействию с иудаизмом была образована в русле идей, выраженных в декларации Второго Ватиканского собора Nostra aetate, подписанной 28 октября 1965 году. Непосредственно после окончания Собора святейший престол начал серию встреч с представительными еврейскими организациями; в результате самими же иудеями в 1970 году был создан Международный еврейский комитет по межрелигиозным консультациям. Именно эта организация была и является официальным партнером в диалоге с комиссией Святейшего престола, образованной 22 октября 1974 года. Комиссии вверена миссия проведения в жизнь принципов декларации Nostrae aetate, касающихся иудео-христианского диалога.
— Что из себя представляет День иудаизма? Как он проводится в разных странах?
— День иудаизма – особая памятная дата, призванная напомнить католикам об иудейских истоках христианской традиции. Иисус, Его Матерь и Апостолы были евреями, а первые христиане жили согласно иудейским обычаям своего времени. Кроме того, День иудаизма призван оживить иудео-христианский диалог. Этот день отмечают 17 января в Италии, Австрии, Польше, Нидерландах и Швейцарии.
— Под каким девизом проходит этот День в этом году?
— Каждая епископская конференция самостоятельно организует этот День. Поэтому у него нет девиза на международном уроне, каждая Конференция решает этот вопрос сама.
— Какие шаги предпринимаются сегодня для развития диалога с иудеями и какие практические результаты уже достигнуты?
— Комиссия ведет диалог с двумя организациями: одна из них – упомянутый выше Международный еврейский комитет по межрелигиозным консультациям, другая – Верховный раввинат Израиля. Многие еврейские организации и объединения поддерживают регулярные контакты с Комиссией Святейшего престола и организуют конференции и встречи. Отношения между католиками и иудеями становятся более глубокими, а связи между ними – более крепкими. Конструктивно развивается диалог между двумя традициями веры, например, в области каритативных учреждений. Проблемы обсуждаются в атмосфере взаимного доверия.
— Какова цель иудео-христианского диалога?
— Его главная цель – лучше узнавать друг друга, обоюдно познавать традиции христианской и иудейский религий. Открывать общее, осознавать различное в атмосфере уважения и любви. То, что разъединяет иудеев и христиан, мы видим в личности Иисуса. Иудеи никогда не признают, что Иисус – это ожидаемый Израилем Мессия и Сын Божий. Мартин Бубер, еврейский философ из Германии, размышлял о том, что иудеи и христиане могут найти общее в вере Иисуса, и о том, что разделяет их вера в Иисуса.
— Чему христиане могут научиться у иудеев?
— Будучи христианами, мы можем учиться у иудеев тому, как Богу отводится первое место в человеческой повседневности. Ортодоксальные иудеи многократно в течение дня повторяют слова о том, что Бог Израилев един есть и именно Его следует возлюбить всем сердцем (молитва «Слушай, Израиль»).
— Что бы Вы могли пожелать католикам Санкт-Петербурга?
— Я желаю вам плодотворных размышлений о роли иудейской традиции в христианстве, а главное – стать подлинными свидетелями любви и веры в Иисуса Христа.
Беседовал Михаил Фатеев.