Кардинал Джордж Пелл: «Бог просит меня сделать Его работу»

Семья и детство

Будущий кардинал родился 8 июня 1941 года в городке Балларат на юге Австралии, в 100 км от Мельбурна. Его родителей звали Джордж Артур и Маргарет Лилиан. Предки отца были из английского города Лестер, он зарабатывал тем, что был боксером в тяжелом весе. Его мать имела ирландские корни. Также в семье была его сестра Маргарет, которая стала скрипачкой и играла в Симфоническом Оркестре Мельбурна. Доход семье приносил отель родителей.

Отец-редемпторист Майкл Мэйсон, который дружит с Пеллом вот уже 50 лет, вспоминает: «Джордж и Маргарет происходят из большой рабочей семьи. Раньше я садился на велосипед, крутил педали до дома Джорджа и мы слонялись вокруг или играли в шахматы. Дети обычно помогали в баре, и я поражался, как Джордж умудряется дружить с самыми разными людьми».

С детских лет Джордж-мл. был физически развитым ребенком, очень активно занимался разными видами спорта, в том числе австралийским футболом (обычный футбол здесь называют соккер), крикетом, теннисом и баскетболом. Сейчас же предпочитает прогулки и плавание. Также мальчик увлекался театром и книгами. Любимой книгой школьных лет кардинал называет произведение Эмили Бронте «Грозовой перевал».

Свое образование Джордж начал в школе Лорето Конвент, а позже — в Колледже Сент-Патрик. Тот же о. Майкл Мэйсон: «У Джорджа в школе всегда все было хорошо. Он всегда выделялся на общем фоне, отчасти из-за своих   размеров. Он был очень популярен».

И вот, казалось бы, учеба, друзья, семья, футбол, что еще нужно? В Сент-Патрике Джорджу даже предлагают профессиональный контракт в команде «Ричмонд», он задумывается о карьере доктора или юриста… Но вдруг ощущает, что вместо всего этого он должен целиком и полностью посвятить себя Богу и Его Церкви. Это даже вызвало небольшой семейный скандал, отец был расстроен неожиданным выбором сына, но юноша настоял на своем.

Вот как сам Пелл объяснял свой выбор: «Грубо говоря, во мне боролись страх и уважение, я долгое время сопротивлялся, но в итоге пришел к убеждению, что Бог просит меня сделать Его работу. Я безуспешно пытался избежать этого, хотя меня до сих пор удивляет, как я решился».

Призвание, образование, священство

Итак, в 17 лет Джордж ступил на непростую дорогу к Богу. Первой остановкой стала Семинария Corpus Christi в Уэрриби, штат Виктория, куда Джордж вступил в 1960 году. Там он познакомился с Денисом Хартом, своим будущим сменщиком в Архиепархии Мельбурна. По словам Харта, Пелл проявил себя как начитанный человек, спортсмен и хороший лидер. А уже через 3 года он оказался среди «избранных», которых отправили учиться в римский Папский Урбанианский Университет.

16 декабря 1966 года Кардинал Григорий-Пётр Агажанян (француз армянского происхождения) рукоположил Пелла во диаконы. Став священником, Пелл продолжил своё образование в Англии и в 1970 году получил в Оксфорде PhD по церковной истории. Во время учебы также служил капелланом для католических студентов Итонского колледжа, где отслужил первую Римскую Мессу со времен Английской Реформации!

В 1971 году Пелл возвращается в родной Балларат, где его определяют служить в приходе Суон Хилл помощником священника. После двух лет он перешел в приход Балларат-Ист, где задержался уже на целых 10 лет. А в 1984 году взял на себя еще и приход Бунгари.

Именно в период 1973-1984 гг. впервые проявляется талант Пелла как церковного лидера и администратора. Он возглавил Аквинатский кампус в Институте Католического обучения, позже возглавлял весь этот институт (1981-1984), служил Епископским Викарием по образованию, получив между делом Masters of Education degree в мельбурнском Университете Монэша (1982), а также работал редактором журнала балларатского прихода «Свет». После такой бурной деятельности дома его карьера пошла вверх. В 1985 он перебрался в Мельбурн, чтобы возглавить Колледж Corpus Christi, где раньше учился.

А 30 марта 1987 года его сделали вспомогательным епископом Мельбурна и титулярным епископом Скалы. Он начал свое служение как епископ Южного Мельбурна.

Архиепископ Мельбурна и Сиднея

16 июля 1996 года Джорджа Пелла назначили Архиепископом Мельбурна вместо Сэра Франка Литтла. Паллий из рук Иоанна Павла II он получил 29 июня 1997 года. Начался новый бурный период жизни и служения австралийского прелата.

Джордж, всегда любивший общество, обрел, как шутят в Австралии, «второй дом на заголовках», т.е. стал публичной персоной и сполна этим пользовался, вступая в открытые дебаты даже с политиками. В Мельбурне же сложились и его консервативные взгляды на устройство Церкви.

Одна из первых проблем, которую Пелл поднял перед австралийцами, – растущее число атеистов, которые на 2001 г. составляли уже 1/5 населения континента. Иерарх призвал христиан, мусульман, иудеев и сикхов работать вместе, чтобы исправить это и напомнил о временах пророка Илии, когда христианство было почти полностью вытеснено культом Ваала.

Продолжал Пелл заниматься и писательской деятельностью. Из-под его пера вышли две книги: против женского священства и про семью и религиозное обучение (совм. с Мэри Хелен Вудс). Он также «атаковал» аборты и эвтаназию, которые назвал «культурой смерти», боролся против разных видов извращений над христианством, которые подавались как «искусство», а также с наркотиками, азартными играми и муниципальным жильём.

Он нашел, наконец, себе соперника по размеру и рангу – премьера штата Виктория Джефа Кеннета. Пишут, что единый, кого этот политик реально боялся, был Пелл. Во-первых, он выступил резко против партии «Единая Нация» — первых австралийских националистов и анти-мигрантов. Впрочем, «ЕН» недолго шумела на полит-Олимпе страны. Во-вторых, он одним из первых выступил с обвинением австралийских священников в сексуальных домогательствах. Пелл создал Независимую Комиссию против подобных преступлений, которую возглавил Питер О’Каллахан,

Все это не осталось незамеченным в Ватикане, и в 2001 Пелл стал Архиепископом Сиднея. И хотя этот приход был меньше Мельбурна, зато престижнее – три прошлых архиепископа из этого города получили красные шапки кардиналов. К тому времени Пелл уже стал грозой всех австралийских либералов, а Сидней – одной из их «крепостей». И вот сюда приезжает архиепископ-традиционалист до мозга костей…

И что он делает? Становится кардиналом и выбивает Сиднею ВДМ! Первое произошло 21 октября 2003, ему досталась титульная церковь Санта Мария Доменика Маццарелло, а заявку на Всемирный День Молодежи диоцез Сиднея подал в 2006 году и в 2008 выиграл право проведения праздника, на который приехал и сам Бенедикт XVI.

Карьера в Ватикане

На своём посту Пелл уделял большое внимание образованию молодежи из мирян и священников, повышал уровень учебных заведений, семинарий, культивировал свой любимый спорт и вообще здоровый образ жизни, чему сам был примером. Стоял у основания в 1989 году Католического Университета Австралии и был его проректором в 1990-1995 гг. В это же время – член Папского Совета Юстиции и Мира.

1990-2000 — член Конгрегации Доктрины Веры времен Йозефа Ратцингера. Апрель 2002 – Президент комиссии Vox Clara, которая занимается переводами литургических текстов с латинского на английский для Конгрегации богослужения и дисциплины таинств. Декабрь 2002 – член Папского Совета по делам семьи. Сентябрь 2012 – член Конгрегации по делам епископов. Февраль 2014 – Глава Секретариата по экономике, член Папского Совета Кардиналов (G-8).

«Горячая пятерка: самые неудобные вопросы Джорджу Пеллу»

1.   Католические разводы

Пелл: «Если это не связано с физическим насилием, то развода лучше избежать, особенно, если речь идёт о детях».

В 2001 году Джордж хотел было вернуться к системе развода из-за вины одного из супругов, сосредоточить внимание на «ущербе, личном и финансовом, который часто следует из развода», что, по его мнению, убедит не расставаться. В качестве санкций предполагались определенные штрафы, а в качестве поощрения – дополнительные дотации парам, которые остались вместе.

2.   Уход Бенедикта XVI 

Пелл: «Богослов из него лучше, чем лидер».

Несмотря на поддержку Папы, кардинал Пелл однажды позволил себе его критиковать. И выбрал самый тяжелый для Ратцингера момент – его отставку.

Джордж высказался в ключе, что уход с Престола Петра – самое легкое решение проблем Церкви, оно дестабилизирует ее, создает прецедент, который еще долго будет мешать следующим Понтификам.

Ожидаемо, что это подняло бурю возмущения. Пришлось оправдываться. Пелл сказал, что всё, что он озвучил, уже было сказано Папой, соответственно, он ничего не нарушил, и его слова были вырваны из контекста, в то время как он сам лишь обсуждал «плюсы и минусы решения Папы».

3. Проблемы окружающей среды

Пелл: «Сначала язычники приносили в жертву природе людей. Теперь они требуют сократить выбросы углекислого газа».

Скандал в этой области разразился, когда Пелл раскритиковал теорию глобального потепления, которую считал страхом Запада перед неукротимой силой природы. Доброта Бога не гарантирует утопии, не дает гарантии, что природа не затронет вас, учил кардинал. А радикальные экологи только и занимаются потаканием этому страху, не слушая церковных лидеров, которые обладают «аллергией на глупость» и стараются открыть людям глаза на правду.

4.   Проблема ВИЧ/ СПИДа

Пелл: «Презервативы только потакают распущенности и безответственности. Таиланд в них «купается», и уровень заражения там выше, чем на Филиппинах».

И снова Пелл и Ратцингер, только теперь – на одной стороне. Австралиец поддержал немца в вопросе распространения СПИДа, в частности, среди населения Африки. Бенедикт был уверен, что не предохранение «спасет мир», а воздержание и верность брачному партнеру, а вот так широко распространяемые презервативы могут «только усугубить проблему». СПИД, по мнению Пелла – «большая духовная и медицинская проблема».

В ответ на это ученые высказали мысль, что это не сами средства предохранения распространяют заразу, но их недоступность для тех же африканцев и их крайне низкое качество. Вот с этим и надо бороться.

Как архиепископ Сиднея, Пелл поддерживал работу католических организаций здравоохранения, таких как больницы Святого Винсента и Древа Надежды, центра по уходу за людьми, живущими с ВИЧ / СПИДом.

5.   Стволовые клетки 

Пелл: «Церковь не поддерживает разрушение человеческой жизни на любой стадии после зачатия». 

Джордж «за» исследование стволовых клеток взрослых, но резко против научных экспериментов над эмбрионами. Это была его «программная» позиция в Сиднее. Под особым контролем оказались «католические политики, которые голосуют за это законодательство и должны понимать, что их голос будет иметь последствия для их духовной жизни в Церкви». Политики попытались было возмутиться, но ничего серьезного выдвинуто не было. Традиционалисты победили.

*   *  *

Борьба, скандалы, дебаты с политиками, свержение оных с их тронов, частые заходы на территорию ученых, свое острое мнение на вопросы мироздания, непоколебимая вера в Традицию и Учение Церкви создали Ватикану практически идеального «солдата» Джорджа Пелла. И теперь перед ним последняя и самая сложная битва – с финансами Ватикана, которые любят тишину еще больше, чем франки в швейцарском банке. Кардинал снова идет в неравный бой, и снова надеется выиграть. Хотя бы… у самого себя.

Подготовил: Анатолий Максимов

По материалам: www.abc.net.auwww.theage.com.au и www.catholicweekly.com.au