— Отче, расскажите, пожалуйста, об этом семинаре и Вашем в нем участии.
— Ко мне обратились представители Аграрного университета, расположенного в Пушкине, и попросили принять участие семинаре, который будет посвящен трем темам: миграции, развитию и сельскому хозяйству. Интерес Папского Совета, подсекретарем которой я являюсь, к этому мероприятию связан вот с чем: очень часто во время разнообразных встреч, в том числе и с епископами из отдаленных епархий, мы говорим о том, насколько важна формация молодежи. Неважно, идет ли речь о формации клириков или мирян. Те пастыри, которые так или иначе сталкиваются с проблемами миграции, должны активно обращаться к молодым людям, разъясняя им социальные вопросы разного плана. Существуют проблемы торговли людьми, рабства, контрабанды, проституции – и все они связаны с процессами миграции. Поэтому на семинаре я буду говорить об этом на основе социального учения Церкви.
— А можно немного поподробнее рассказать, о чем будет идти речь в Вашем докладе?
Как писал Папа Бенедикт XVI в энциклике Caritas in veritate, любовь – основание социального учения Церкви. Любовь определяет два главных критерия: справедливость, помогающая верно относиться к социальным реалиям современности, и солидарность, то есть стремление разделять с братьями имеющиеся блага.
В контексте миграции это особенно важно, поскольку мы подразумеваем, что светская власть, государственная администрация, должна и обязана заботиться о соблюдении прав человека, особенно в отношении тех, кто подвергается риску насилия.
Говоря о миграции, нужно помнить, что люди нередко вынуждены покинуть свою родину; они не вольны в выборе собственного будущего, не имеют достаточной свободы для реализации жизненных планов. Большая часть мигрантов, таким образом — вынужденные мигранты. Права вынужденных мигрантов часто нарушаются.
В своем докладе я буду говорить о необходимости соблюдения прав человека, прав личности. Это неотъемлемая часть учения Церкви. Каждый человек – дитя Церкви, поэтому так важно поддерживать каждую личность, каждую жизнь, каждую семью, их человеческое достоинство.
Кроме того, я буду говорить о воздействии миграционных процессов на сельскохозяйственные регионы. Какие причины заставляют сегодня сельское население перемещаться в другие страны или же в города? То есть я буду говорить о внутренней миграции и миграции заграницу.
Здесь возникают проблемы, связанные с необходимостью учиться за границей, необходимости усваивать иностранный язык и чуждую культуру, адаптироваться к чуждым условиям проблемы сохранения собственных убеждений, веры. Свобода вероисповедания – одно из основных прав человека, которое следует соблюдать.
Затем я собираюсь говорить о том, какие способы решения перечисленных проблем социальное учение может нам предложить. Как расставить все по своим местам и сделать мир лучше. Существует множество путей: прежде всего, активно обращаться к администрации и правительству – на локальном уровне – с законодательными инициативами.
Результатом подобных инициатив должно стать формирование международной законодательной базы, регулирующей права и статус мигрантов. Это позволило бы предотвращать незаконную миграцию, соблюдать права человека и способствовать интеграции мигрантов в принявшей их стране.
— Но ведь процесс интеграции не так прост…
Интеграция – это не ассимиляция. Мигранты не обязаны расставаться с традиционными для них ценностями и убеждениями. Да, им необходимо соблюдать установленные в данном регионе законы и правила поведения, но это не ведет к утрате исконной идентичности. Таково послание социального учения Католической Церкви.
Залог успешного взаимодействия и взаимного обогащения именно в том, чтобы люди сохраняли собственную идентичность. Только тогда диалог будет настоящим диалогом, основанным на взаимном уважении. В построении таких отношений неизменно будут возникать проблемы и препятствия, и они уже ощутимы.
Одна из них – смешение культур, и это происходит даже на религиозном уровне. Посмотрите хотя бы на католиков, православных, лютеран и представителей иных деноминаций. Мы стараемся помочь епископату вести экуменический диалог, а если речь идет о представителях иных религий – диалог межрелигиозный. Он строится на солидарности, на понимании общих ценностей. Основой может стать развитие каритативных учреждений, например.
Кроме того, важно помогать людям развиваться, получать образование, способствовать гармоничной самореализации каждой человеческой личности. Об этом также говорит Бенедикт XVI в своей энциклике.
Мы не увидим подлинного социального прогресса, если он не будет включать развитие каждого человека в отдельности. Развитие должно быть интеллектуальным, социальным и, конечно же, духовным.
Во многих случаях мы стараемся удовлетворить лишь основные потребности человека – здравоохранение, жилье, потребность в работе. Но не мене важно пойти далее – помочь людям осознать, каковы их подлинные нужды, каковы их духовные потребности. Мы можем предоставить им помощь в получении образования, профессиональном и социальном развитии, в развитии духовном. Мы можем помочь им перейти на новый уровень существования и на новый уровень обретения идентичности.
— Беседуя в России о миграции трудно сейчас не затронуть актуальные события. Как, по Вашему мнению, ситуация на Украине повлияет на миграционные процессы в Европе?
Думаю, этот конфликт, как и любой иной конфликт, спровоцирует волну миграции. Люди оставят свои дома и будут искать новое место обитания, возможно, даже покинут свою страну. Люди опасаются вооруженного противостояния, не хотят участия в войне, поэтому предпочитают уезжать.
Европа должна быть готова к притоку мигрантов с Востока. Но это также должно стать предупреждением для Российской Федерации: если население не чувствует себя в безопасности, если ощущает давление, миграция, переезд – первый выход, который представляется рядовому человеку. Все это, конечно, очень грустно.
Я молюсь о том, чтобы власти обоих государств нашли пути для диалога и учитывали не только национальные интересы, но и интересы местного населения, а также международный контекст, столь важный в современном глобализирующемся мире. То, что происходит в одной стране, неизбежно отражается и на тех государствах, которые ее окружают.
Между нами существует столько сложных и плотных связей и взаимодействий, что миграция населения отразится не только на тех регионах, которые мигранты покинут и на тех, куда они приедут, но и на других областях. Поэтому конфликтная ситуация вокруг Крыма неизбежно отразится не только на России, но и на странах Евросоюза.
— Спасибо Вам большое!
Беседовали Михаил Фатеев и Анастасия Паламарчук