Для некоторых присутствующих в храме Литургия Навечерия становится их собственной, не символической, а вполне реальной Пасхой – переходом от жизни в ветхом Адаме к жизни вечной во Христе. Это те, кто в эту ночь принимает крещение.
Вместе с ними и за них будет молиться вся община, к которой предстоятель обращается со словами:
«Возлюбленные, поддержим единодушно надежду братьев наших своими молитвами. И да поможет Всемогущий Отец Своей милостью тем, кто приближается к водам возрождения».
За своих катехуменов община молится в единстве со всей Церковью, а значит, в ней участвуют не только ныне живущие ее члены, но и те, кто уже созерцает Господа лицом к лицу. Литания всем святым, которая поется, пока к крещальной купели выносят пасхал, напоминает собравшимся, какие замечательные люди сейчас молятся за наших катехуменов – апостолы, мученики, исповедники, подвижники.. Святые покровители крещаемых обязательно упоминаются в литании: чувство дополнительной поддержки не помешает в самые последние волнительные минуты перед крещением.
Но сначала освящается сама купель с крещальной водой. Начало молитвы об освящении воды говорит, что ради сегодняшнего момента, ради таинства крещения Господь от начала времен готовил сотворенные Им воды: «Ты многими образами в истории Спасения подготовил водную стихию, чтобы через нее являлась благодать крещения». Вода, как и катехумены, проходит свой путь подготовки к тому, чтобы стать материей Таинства, и об этом напоминает продолжение молитвы об освящении воды:
Боже, Твой Дух в начале носился над водами, чтобы они уже тогда вобрали в себя силу освящения.
Боже, Ты показал образ возрождения в водах потопа и явил в нем начаток Таинства, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетели.
Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещеного.
Боже, Твой Сын от Иоанна во Иордане крестился, был помазан Духом Святым, взошел на крест, источил из раны в боку кровь и воду, а по Воскресении заповедал ученикам Своим: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа»
Далее священник один или три раза погружает горящий пасхал в купель с водой: это воспоминание и о крещении Иисуса в Иордане, и о Его погружении в смерть. Прикосновение к водам Бога Отца посредством Духа Святого делает бесплодную чистую воду рождающей, плодоносящей, и главный ее плод — жизнь. Точно так же Христос, входя в жизнь крещаемого, делает его жизнь плодоносящей, рождающей «любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру». Силой Духа Святого воды потопа и смерти становятся водами жизни, «чтобы все, через крещение погребенные со Христом в смерть, с Ним же и совоскресли».
Торжественные приготовления к крещению катехуменов вызывают закономерную легкую зависть у тех, кто был крещен в детстве и не в состоянии вспомнить этого знаменательного события. Утешает лишь то, что каждый год на пасхальной литургии вместе с катехуменами все верные – священство царственное — обновляют свои крещальные обеты (точно так же, как в Великий Четверг духовенство, священство служебное, обновляет свои обещания). Вместе с катхуменами мы отрекаемся от сатаны и всех дел его, и провозглашаем, что веруем во все, во что верит и чему учит Святая Церковь (и здесь главное внимательно следить за вопросами священника и в порыве благочестия не перепутать, когда нужно кричать «отрекаюсь», а когда «верую»).
И вот на головы катехуменов изливается вода крещения, а на их чело – миро, помазание Духа Святого. Остальных же верных также окропляют освященной водой, что сопровождается пением антифона «Vidi aquam» — ««Vidi aquam egredientem de templo, a latere dextro, alleluia: et omnes, ad quos pervenit aqua ista,salvi facti sunt, et dicent, alleluia, alleluia» Видел я воду, стекающую с правой стороны храма, и все, кого достигает эта вода, исцеляются и восклицают: аллилуйя, аллилуйя)».
Если именно сегодня наступает момент, когда собственная вера слабеет, то лучше всего посмотреть, как новокрещеные возвращаются от купели на свои места в храме. Бог не постыжает надежду своего народа, и молитвы, читавшихся после ветхозаветных чтений на Литургии Слова, на наших глазах получают ответ. Крещение в пасхальную ночь совершается, «дабы Церковь видела, как исполняются надежды древних праведников»: «Боже, Отче всех верных, даруя благодать усыновления, Ты по всей земле умножаешь детей своего обетования».
Далее литургия продолжается обычным образом – а в первой в своей жизни Евхаристии участвуют несколько новых сыновей и дочерей Божиих.
Ну, и, конечно, какая же Пасха без самого главного пасхального возгласа?
Перед благословением священник обращается к верным с самой главной радостной новостью в мире:
— Христос воскрес!
— Воистину воскрес!
Анастасия Паламарчук
Фото: Наталья Гилева