Разрыв традиции, неофиты и образ “польской церкви”

Сравнивать католичество в России я могу только с Польшей. Конечно, бросается в глаза разрыв христианской традиции, который произошел здесь. В Польше даже при коммунистах была возможность более или менее нормальной жизни Церкви. И литургия, и катехизис, и благотворительность, и христианские движения — все было. Даже те, кто ходил лишь некоторое время и потом уходил — и для них это не проходило даром; этот период оставался в их жизни, и на духовном, и на культурном уровнях; у этого все равно были плоды.

В России, конечно, много неофитов. Это и те, кто крещен только что, и те, кто был крещен когда-то — но только крещен, больше ничего. И начальное рвение неофитов — сильная сторона нашей Церкви здесь. Как говорил Максим Грек — “ревность по Боге”.

Бывает, что приходят заинтересованные люди, но пока готовятся к крещению, или сразу после него, исчезают. Опять же: уверен, что и эти семь-восемь месяцев подготовки непременно дадут плоды.

Почему они уходят? Думаю, основных причин две. Во-первых, это особенность современного менталитета, так называемый “религиозный супермаркет”, когда люди приходят туда, где им “нравится”. Во-вторых, есть некоторые проблемы с понятием верности. И как следствие — потребительский подход.

Есть и другие причины, общественного плана. Те удары, которые обрушились на Россию в 20 веке, можно без преувеличения называть антропологической катастрофой. Каковы следствия? Очень низкий уровень доверия, слабые связи между людьми. Проблемы с тем, чтобы увидеть смысл своего труда, а не просто зарабатывать деньги.

Коммунизм был сумасшедшей системой, но там все же была система ценностей. А теперь для многих никакой системы нет. Только потребительский подход.

С тем, что люди ставят знак равенства между католичеством и польскостью, я встречаюсь нечасто, но такие случаи бывают. Иногда люди спрашивают, польская ли это церковь.

Но на самом деле и этот забавный образ иногда дает хорошие плоды. Например, в случае с людьми, у которых были католиками бабушки или дедушки. Для некоторых это становится отправной точкой их поиска. Люди знают, что родственники были католиками, да и их самих, возможно, крестили в детстве. И они задумываются — а может, это не только этикетка? Может, в этом есть что-то, что я ищу? К тому же и родственники могли передать что-то, даже если и ничего не говорили. Бог может использовать любую возможность, которую мы даем Ему.

о. Здислав Шманьда OP

Источник: Русские католики