Дорогие братья и сестры!
Сегодня Торжество Иисуса Христа Царя Вселенной – последнее воскресенье литургического года. Это напоминает нам о конце нашей жизни, что каждый из нас однажды встанет перед Богом и даст отчет за свою жизнь. Иисус сегодня дает нам образ, как будет проходить этот Божий суд, который часто называем даже страшным судом.
Прежде чем посмотрим на конкретные слова Иисуса, Его решения на этом суде, посмотрим сначала на самого Иисуса. В конце жизни, после нашей земной жизни, мы увидим Иисуса как Царя. Но Царем вселенной, а значит всего и всех во вселенной, Он является и сегодня. Вопрос – принимаю ли я Иисуса Христа как своего Царя, Царя своей жизни? – как единственного Царя своей жизни?
Что это значит? Это значит, что Иисус занимает первое место в нашей иерархии ценностей. Итак, например, начинается новый день своей жизни – кому я в первый момент дня поклоняюсь? О чем я думаю? Что делаю?
Первый момент нашей жизни, когда только встаем, должен быть означен крестным знамением – я прославляю Бога, отдаю Ему себя и все мое в этот день, я прошу о Его благословении. Первый момент каждого дня, это момент в котором я приглашаю Бога в свою жизнь, в котором я подтверждаю, что сегодня также выбираю Его как Царя моей жизни – моего личного Царя. Значит, я хочу Ему служить, я хочу делать то, чего Он хочет. Это место, это роль утренней молитвы? Как я начинаю день? Как я молюсь утром?
Вечером надо бы снова встать перед Богом – вечер это конец, конец дня, который напоминает нам конец нашей жизни. Поэтому я вечером встаю перед Богом и делаю испытание совести – как я пережил этот день? В первый момент этой вечерней молитвы я должен поблагодарить Бога за то, что Он есть, что Он мой Царь, что я мог Ему служить. Благодарю Его за то, что Он меня любит и замечаю конкретные моменты, когда Он в течение дня проявил эту свою любовь. Потом смотрю на себя – как я отвечал на Его любовь, как я использовал Его дары – силы и таланты, которые он мне дал. Такова ли наша вечерняя молитва? Как она проходит?
Мое воскресенье – святой день, день господень, когда мой Царь приглашает меня на Трапезу, на Святую Мессу. Как я воспринимаю это приглашение, как я на это приглашение отвечаю? Ведь если это мой Царь, значит я стараюсь изо всех сил, чтобы участвовать в Святой Мессе. Что только могу, откладываю на потом, или от чего-то отказываюсь, чтобы попасть на воскресную Святую Мессу. А если не могу никак, не по своей вине, то не останавливаюсь на этом, но спешу, чтобы прийти и участвовать в первый возможный день. Если куда-то уезжаю, думаю – есть ли там храм, служится там Святая Месса – если да, организую все так, чтобы на нее попасть.
Так делаем всегда, если Иисус Христос истинно является нашим – моим личным Царем, если я Его выбрал за своего Царя, если я в сердце своем принял такое решение – я хочу, чтобы Иисус Христос был моим Царем, я хочу Ему служить.
Проблема только в том, что мы часто теоретически так говорим – Иисус является моим Богом, моим Царем, но в конкретных решениях, в конкретных выборах мы этого не подтверждаем.
Да, Он мой Бог, Он мой Царь, но мне не хочется идти на Мессу – холодно, я так устал за неделю, столько еще надо сделать – пусть меня Бог простит… Этот выбор, это решение обнаруживает, что мы так до конца еще не решили, что Иисус Христос это мой Царь, мой Бог.
Моя работа, моя учеба, мои другие дела, часто стоят выше в моем сердце – туда я готов идти и больным и уставшим – но Богу могу уделить время и силы, только если все остальное в порядке и спокойно. Разве можем тогда сказать – Иисус Христос это мой Царь, мой Бог?
Но принять Иисуса как царя, это не только практики духовной жизни, это не только молитвы, не только моя набожность. Это, своего рода логика жизни, стиль жизни, это своеобразный способ мышления. Если выбираем Иисуса как Царя, мы начинаем на жизнь смотреть глубже, смотреть выше, видеть то, чего не видят неверующие.
Иисус перед Пилатом сказал – царство Мое не от мира сего, царство Мое не отсюда…
Это царство руководствуется другими принципами, которые непонятны людям, которые живут всего лишь по принципам этого мира. Например, недавно я прочитал, что в рейтинге Forbes самых влиятельных людей мира, 4 место занимает Папа Римский Франциск… Читаю дальше, что о нем пишут, и не могу понять. Читаю так: «Религиозный лидер 1/6 человечества — 1,2 млрд человек, Франциск куда более активно, чем его предшественники, модернизирует Римскую католическую церковь сообразно реалиям XXI века. В октябре понтифик признал правоту авторов теорий эволюции и Большого взрыва и заявил, что «Бог не волшебник», шокировав часть паствы. Ранее папа так же либерально высказывался о гомосексуальности («Кто я такой, чтобы судить их?»). Акценты в своем служении с защиты консервативных догм он сместил на внимание к проблемам бедности и гендерного неравенства. Так первый латиноамериканец во главе РКЦ завоевал любовь миллионов — и место в рейтинге Forbes».
Так может посмотреть на Папу Франциска только человек, который не знает, что есть еще какой-то другой уровень мышления, что есть какая-то духовная жизнь. Так может посмотреть ограниченный человек, который этот мир видит всего лишь в горизонтальном измерении. Человек, который это пишет, видит, что Папа Франциск популярен, но он не может понять почему? Это не вмещается в его человеческие рамки. Политики — это ему понятно, но тут теряется. Поэтому из каких-то медийных сенсаций он пытается сложить свою картину и еще в конце пишет: «так Папа завоевал любовь миллионов — и место в рейтинге».
Вот что значат слова Иисуса – Царство Мое не от мира сего…
Принять Иисуса как царя, это логика жизни, стиль жизни, это своеобразный способ мышления. Если выбираем Иисуса как царя, мы начинаем на жизнь смотреть глубже, смотреть выше, видеть то, чего не видят неверующие. И в эту новую логику жизни вписывается сегодняшний образ суда – Бог приходит к нам в лице самых бедных, нищих, голодных, жаждущих, одиноких, оставленных, страдающих… «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (…) так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
В этом мире ценятся сила, власть, богатство… Там, в Царстве Иисуса Христа, ценится любовь – считается каждый бедный, страдающий, одинокий, брошенный, оставленный человек.
Но мы не должны ждать, что встретим голодных, нищих или, как их часто называем, бомжей… Каждый человек, который подошел к нам, с какой-либо просьбой, которому тяжело и мы можем ему помочь, можем облегчить его страдания, даже если нам не хочется – это человек, который будет нас судить в последний день. Каждый человек, который рядом страдает, по-разному страдает — сегодня чаще люди страдают от одиночества, от депрессии, страдают психически, духовно – если такой человек рядом с нами живет и страдает, мы об этом знаем и никак не помогаем, такой человек будет нас судить в последний день. Это Иисус Царь Вселенной приходит к нам в лице этого человека.
Это не значит, что мы должны каждому, кто нас просит, помогать, не думая, не рассуждая, наивно – нет. Ведь если мы дадим алкоголику деньги и он на эти деньги напьется, это трудно считать хорошим поступком… Но мы должны принять человека как человека, не отворачиваться от человека, выслушать его, подумать, что ему на самом деле нужно, как я могу ему реально помочь? Иногда достаточно с ним поговорить, что-то подсказать, выслушать, чтобы он почувствовал себя человеком.
Мы не можем быть бездушными, безразличными к другому человеку, к его нуждам. Чувствительность, чуткость — это черты настоящего христианина. Это логика в царстве Иисуса. В другом человеке приходит к нам Иисус, наш Царь, наш Бог. Поэтому человек должен для нас значить больше, чем деньги, чем наши удовольствия, чем наша удобная жизнь, чем другие ценности.
Стоит тут заметить еще одно – этот человек, про которого Иисус говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», этот человек может быть совсем рядом. Это может быть твой ребенок, который нуждается во времени отца. Часто всё, что ребенок слышит от отца это – я устал, завтра поиграем, посмотри мультик…
Этот меньший, это твой ребенок, это твоя жена, твой муж, который нуждается в твоем времени, твоем внимании. На самых близких тоже надо посмотреть, слушая слова Иисуса: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (…) так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
Самые близкие тоже могут быть нашими судьями в последний день, в них тоже к нам приходит Иисус Христос Царь Вселенной. Дорогой брат, дорогая сестра! Зная все это, можешь сейчас сказать: «Иисусе Христе, я Тебя выбираю как моего Царя и Бога, я сознательно и добровольно принимаю решение – хочу, чтобы Иисус Христос был моим личным Царем, моим единственным Царем». Если да – скажи сейчас «Аминь».
о. Марэк Ящковски
Источник: Размышления на каждый день