Сегодня начинается Адвент – время подготовки к празднику Рождества Христова.
Но, как оказывается, это не только подготовка к празднику. Адвент имеет свое глубокое содержание. Слово Адвент происходит от латинского – адвентус – пришествие. Адвент это время ожидания пришествия Господа. Это ожидание, Адвент, имеет три уровня: прошлый, настоящий и будущий.
Прошлый – ожидаем праздника Рождества – это событие уже совершилось, мы сейчас вспоминаем прошлое событие – как будто отмечаем день рождения Иисуса Христа.
Настоящий – ожидаем пришествия Иисуса сейчас и здесь. Он приходит к нам в Евхаристии, в Божием Слове, в другом человеке… Он приходит, когда мы Его приглашаем и ожидаем.
Будущий – Адвент напоминает нам, что мы ожидаем второго, последнего пришествия Иисуса на землю, пришествия во славе, в последний день при конце света.
Именно об этом напоминают нам всегда чтения первого воскресенья Адвента. Именно поэтому сегодня слышим – бодрствуйте! «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время; бодрствуйте; ибо не знаете, когда придёт хозяин дома». Бодрствуйте – это одно из главных слов Адвента, это первое слово Адвента. Этим словом Адвент начинаем – бодрствуйте – будьте готовы к пришествию Господа.
Чтобы глубже понять Адвент, можно представить себе такую ситуацию, когда мы кого-то, кого сильно любим, ждём. Например, жена ждёт мужа, который вовремя не вернулся с работы, где-то задержался… Она переживает, смотрит в окно, слушает за дверями, в подъезде, звонит, нервничает… Мы ждём, когда к нам собираются приехать родственники, которых мы уже давно не видели, а любим их, они дороги, важны для нас – мы переживаем, готовимся, не можем дождаться…
Такие ситуации являют нам, можно сказать, активное ожидание, полное различных чувств, действий… Уровень и сила этих чувств, переживаний, действий, зависит от уровня любви – насколько мы любим человека, которого ожидаем, насколько он нам дорог…
Вот и наше переживание Адвента, может нам показать, насколько нам дорог наш Бог, Иисус Христос, насколько мы Его любим, насколько мы любим с Ним встречаться… Наше переживание Адвента может, прежде всего, нам самим это показать.
Человека, который нам безразличен, мы не ждем, если задерживается, не приходит, мы не переживаем, а может, и радуемся… А как насчет пришествия Иисуса? Знаем ли мы такое чувство, ощущение как жажда Бога?
Адвент имеет свои определенные практики, которые мы можем принять, развивать, что-то добавлять, а можем и ничего не делать… Пусть это нам самим прежде всего покажет, как мы относимся к Богу, к Его пришествию, ко встрече с Ним.
Итак, одна из практик Адвента — это Рораты – Месса утром, через заступничество Марии, главной покровительницы Адвента.
Практикой Адвента являются Адвентовые реколлекции, которые, наверное, в каждом приходе будут совершаться (возможно, что в некоторых приходах их и не будет).
Трудно представить себе ожидание пришествия дорого Гостя без уборки – уборки сердца – без таинства покаяния, без исповеди, чтобы в день Рождества Иисус родился в наших сердцах.
Обычно на время Адвента принимаем намерение – отказываемся от чего-то (алкоголя, сигарет, конфет, кофе, от интернета, телевизора), либо что-то обещаем делать (совершать хорошие поступки, больше молиться, читать Библию, больше времени уделять своим близким). Намерение зависит от того, какая у нас проблема, какой порок. Оно должно помочь нам в работе над собой, в борьбе с грехом, с пороками.
Стоит сегодня подумать – как мы, как я буду переживать Адвент – это всего лишь 4 недели, 4 воскресенья.
В конце еще раз прекрасные слова из сегодняшнего первого чтения:
«Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблёкли как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твоё, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лицо Твоё и оставил нас погибать от беззаконий наших. Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей. О, если бы Ты расторг небеса и сошёл!»
о. Марэк Ящковски
Источник: Размышления на каждый день