Прошла неделя Адвента – чем эта неделя отличалась от обычной нашей жизни? Как себя чувствуют наши адвентовые постановления?
Сегодня, как всегда во второе и третье воскресенье Адвента, смотрим на Иоанна Крестителя, всматриваемся в его пример и слушаем его слова, его указания.
Это покровитель Адвента, это человек, про которого уже пророк Исаия, в Ветхом Завете говорит: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Читаем сегодня, что «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне…» И нам надо присоединиться к этому народу, идущему к Иоанну Крестителю.
Что делал Иоанн, чему учил? Что делали люди, которые вышли к нему?
Первое слово, определение, над которым предлагаю поразмышлять, которое подсказывает нам Божье слово, определение, которое должно присутствовать в нашем переживании Адвента — это пустыня. Иоанн вышел в пустыню… «Глас вопиющего в пустыне». Народ, который идет к Иоанну – выходит в пустыню…
Адвент, наше переживание Адвента, ожидания пришествия Господа, должно иметь в себе элемент пустыни – места тишины, места, где ничего нет, и ничто нас не отвлекает, места, где нет также и разных удовольствий, удобств…
Так много людей жалуется, что их жизнь это постоянная гонка, спешка, нет времени, постоянно бегаешь, что-то делаешь, постоянно на нервах… Стоит себе задать вопрос – хочет ли Бог, чтобы мы так жили? Живем ли мы в такой спешке ради Божьей славы? Прославляем ли мы Бога такой жизнью? Если нет, значит надо срочно что-то в жизни менять.
И уже слышу многих – работа, надо на что-то жить, так трудно найти работу… Зачастую работа стала идолом в нашей жизни, или это отговорка, когда нам просто не хочется.
Нам надо выйти в пустыню, как Иоанн. Нам надо, как Иоанн, надеть одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, и есть акриды и дикий мёд. Что это значит? – Отказаться от некоторых удовольствий, начать более скромно жить, вести более суровый образ жизни.
Интересно, что многие люди, следуя какой-то неизвестной и опасной моде, готовы жертвовать своим временем, от чего-то отказываться, чтобы обрести какой-то непонятный душевный мир. Я имею в виду хотя бы практику йоги, которую никак невозможно и нельзя совместить с христианством, о которой предупреждают экзорцисты.
Дорогой брат, дорогая сестра!
Хочу предложить тебе христианскую медитацию, чтобы каждый из нас попробовал во время этого Адвента: выйти – выходить в пустыню и вслушиваться в голос Бога, в слово Божие, размышлять, медитировать над ним. Попробуй найти себе сегодня, или в ближайшие дни полчаса, когда никто не будет Тебе мешать. Ты никуда не торопишься, что бы ни было, раньше этого времени, ничего другого делать не будешь. Полчаса в пустыне. Найди место, в котором никто и ничто не будет Тебя отвлекать. Постарайся, чтобы это было в тишине – без шума, без музыки. Отключи телевизор, компьютер, радио… Стоит сесть не в удобное кресло, чтобы не уснуть, но на твердой табуретке, на полу, либо встать на колени…
Возьми с собой Библию, открой один отрывок – небольшой отрывок из Евангелия. Помолись сначала к Святому Духу, чтобы Он вел тебя, твои мысли в это время. Прочитай этот отрывок один раз, через несколько минут еще раз… представь себе ситуацию, которую он описывает… найди одну фразу, или одно слово, которое как-то особенно обратило твое внимание. А потом подумай – что Бог хочет тебе сказать, не кому-то другому – лично тебе.
Через Божие слово, слово Библии, Бог говорит нам – это не мудрость ученых, философов, это живое слово. Читая слово Божие, мы встречаемся с Богом. Попробуй почувствовать, что это Бог сидит рядом и тебе говорит. Попробуй эти полчаса спокойно быть с этим словом, быть в пустыне… Это задание для смелых людей, на сегодня, на эту неделю.
Я бы хотел услышать, что ты думаешь и что чувствуешь после такого выхода в пустыню. Но после, а не что теоретически об этом думаешь сейчас – это меня не интересует.
Это первое слово, определение сегодняшнего Евангелия – пустыня. Второе это – исповедуя грехи свои.
«И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои».
Нет обращения, нет глубокой веры, без раскаяния, без таинства исповеди. Бывает, что человек попал в такую жизненную ситуацию, что не может исповедоваться, но даже тогда, надо бы подойти к священнику и поговорить – возможно, эту ситуацию можно как-то решить. Я много раз встречал таких людей, которые не знали, что они могут исповедоваться. Кто-то им сказал, что им нельзя, они поверили и даже священника не спрашивали – что им делать, чтобы исповедоваться?
Я встречал также и таких людей, которые реально не могли исповедоваться, но они приходили, хотели хотя бы поговорить, рассказать о своих грехах и проблемах. Это тоже хорошо.
Чаще всего нам либо не хочется, либо трудно разорвать связь с грехом, либо стыдно сказать… Адвент это время, чтобы переступить через себя, сделать шаг в сторону дружбы с Богом, исповедовать свои грехи.
Когда я проводил несколько раз адвентовые или великопостные реколлекции в приходах, я спрашивал настоятеля, о чем надо сказать, что подчеркнуть, какая тема по его мнению важна? Очень часто ответ был – скажи про исповедь – люди редко исповедуются, не хотят исповедоваться, плохо готовятся к исповеди… И, к сожалению, если меня спросит священник, который приедет на реколлекции в мой приход, я ему скажу то же самое.
Злой дух все делает, чтобы нас оттянуть от исповеди, мы под его влиянием исповедь откладываем, нам стыдно что-то сказать, говорим, что в этом нет смысла, много, много разных объяснений. Пусть каждый из нас прочитает себе еще раз это предложение и подумает, вслушается – что Бог хочет ему – тебе сказать: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои».
Исповедуя грехи свои… Выйти в пустыню и исповедовать грехи свои – это два определения, над которыми стоит задуматься сегодня; которые могут нам помочь переживать, глубоко переживать, Адвент, а значит – готовиться к пришествию Господа.
Св. Иоанн Креститель, помоги нам в этом.
о. Марэк Ящковски
Источник: Размышления на каждый день