Почему в течение 30 лет Своей жизни Иисус вообще никак не проявлял Себя публично?
Иисус хотел разделить с нами нормальную жизнь и освятить тем самым наши будни.
Иисус был ребёнком, Которого воспитывали его родители и Который видел от них любовь и симпатию. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2, 52). Он относился к еврейской сельской общине и принимал участие в религиозных ритуалах. Он освоил профессию ремесленника и должен был проявить Себя в ней. То, что Бог в лице Иисуса возжелал родиться в человеческой семье и вырасти в ней, сделало эту семью местом пребывания Бога и прообразом помогающей общины.
* * *
«Дети учатся в семье любить, так как они сами любимы; они учатся уважать другую личность, так как сами уважаемы; они узнают Бога, так как первое Откровение они получают от папы и мамы, которые дарят им всё своё внимание». (Послание Конгрегации вероучения епископам «О сотрудничестве мужчины и женщины в Церкви и мире», 31.05.2004)
* * *
См. также ККЦ 531–534, 564
Почему Иисус позволил Иоанну крестить Себя, хотя Он не имел грехов?
Крещение означает погружение. В Своём крещении Иисус погрузился в историю греховности всего человечества. Он подал нам этим знак. Чтобы избавить нас от наших грехов, Он однажды погрузится в cмерть, но силою Своего Отца вновь восстанет к жизни.
Грешники – солдаты, проститутки, сборщики податей – тянулись к пророку Иоанну Крестителю, потому что искали «крещения покаяния для прощения грехов» (Лк 3, 3). В сущности, Иисусу это крещение не было нужно, так как на Нём не было греха. И то, что Он захотел пройти через это крещение, указывает нам на две вещи: Иисус принимает на Себя наши грехи и Иисус понимает это крещение как предвестье Своих страданий и Своего воскресения. В ответ на этот знак Его готовности умереть за нас отверзлось небо: «Ты Сын Мой Возлюбленный» (Лк 3, 22).
* * *
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 18–19).
* * *
«Между грешниками и праведниками есть что-то общее, поскольку на самом деле нет вообще ни одного праведника». (ГЕРТРУДА ЛЕФОРТ (1876–1971), немецкая писательница)
* * *
См. также ККЦ 535–537, 565
Почему Иисус был искушаем? Мог ли Он действительно поддаться искушению?
Иисус – истинный человек, поэтому Он мог на самом деле претерпевать искушения. В Иисусе Христе мы имеем не просто какого-то избавителя, «который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр 4, 15).
«Каждый день… христианин должен бороться, как боролся Христос в пустыне иудейской, где Он в течение сорока дней был искушаем диаволом… Речь идёт о духовной борьбе, которую ведут против греха, и в конечном счёте – против сатаны. Это борьба, вовлекающая в себя человека целиком и требующая постоянной и неослабевающей бдительности». (Бенедикт XVI)
* * *
См. также ККЦ 538–540, 566
Творил ли Иисус чудеса или это всего лишь благочестивые сказки?
Иисус совершал настоящие чудеса, так же как и апостолы. Новозаветные авторы основываются на реальных событиях.
Уже самые древние источники повествуют о многочисленных чудесах, даже о воскрешении мёртвых, как подтверждении возвещённого Иисусом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12, 28). Чудеса совершались в общественном пространстве; некоторые из тех, кого они коснулись, были известны поимённо, как, например, слепой Вартимей (Мк 10, 46–52) или тёща Петра (Мф 8, 14–15). Были чудеса, которые еврейскому окружению представлялись шокирующими кощунственными поступками (например, исцеление расслабленного в Субботу, исцеление прокажённого). И, тем не менее, иудаизм тех времён их не оспаривал.
* * *
«И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими» (Мк 7, 3).
* * *
«Там, где хочет Бог, отступает закон природы, – говорит бесплотный [ангел], – и то, что превыше человека, совершается». (Византийский обряд (Благовещение, стихира на Великой Вечерне)).
* * *
См. также ККЦ 547–550
Почему Иисус совершал чудеса?
Чудеса, которые совершал Иисус, были знамениями наступающего Царства Божия. Они были выражением Его любви к людям и подкрепляли Его миссию.
Чудеса Иисуса не были средством самовыражения мага. Он был исполнен силой исцеляющей любви Господа. Через чудеса Он показывал, что Он – Мессия, и Царство Божие начинается в Нём. Так становится различимым наступление нового мира: Он избавлял от голода (Ин 6, 5–15), несправедливости (Лк 19, 8), болезни и смерти (Мф 11, 5). С изгнания бесов начал Он Своё победное шествие против «князя мира» (Ин 12, 31; имеется в виду сатана). Однако Иисус не устранил из мира все беды и всё зло. Его основное внимание было направлено на освобождение человека от рабства греха. Главным для Него была вера, которую Он подкреплял в том числе чудесами.
* * *
«Нигде в мире не случалось столь великого чуда, как в той маленькой вифлеемской пещере; здесь соединились в одно: Бог и Человек». (ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (1379/1380–1471), немецкий мистик, считается автором книги «О подражании Христу»)
* * *
См. также ККЦ 547–550