Что значит «Верую в Святого Духа»?
Веровать в Святого Духа – значит поклоняться Ему так же, как Богу Отцу и Сыну. Это значит верить, что Святой Дух приходит в наше сердце, чтобы мы, как Божьи дети, познали нашего Отца, Сущего на небесах. Движимые Святым Духом, мы можем изменять облик земли.
Перед Своей смертью Иисус обещал ученикам, что пошлёт им «другого Утешителя» (Ин 14, 16), когда Он Сам уже не сможет быть с ними. И когда потом на учеников первой Церкви излился Святой Дух, они поняли, чтO имел в виду Иисус. Они познали глубокую уверенность и радость в вере и получили определённые ХАРИЗМЫ; то есть они смогли пророчествовать, исцелять и творить чудеса. До сего дня есть в Церкви люди, которые обладают такими способностями и реализуют их.
* * *
ХАРИЗМА (от греч. charis – привлекательность, очарование, дар, благодать) – дар благодати Святого Духа, о котором говорится, например, в Первом послании к Коринфянам: исцеление, чудотворение, пророчество, способность говорить на языках и их толковать, мудрость, знание, вера и т.д. Сюда также относятся семь Даров Святого Духа; это особые Дары к руководству, управлению, делам милосердия и провозглашению веры.
* * *
См. также ККЦ 683–686
Какую роль играет Святой Дух в жизни Иисуса?
Без Святого Духа нельзя понять Иисуса. Как нигде больше проявляется в Его жизни присутствие Духа Божьего, Которого мы называем Святым Духом.
Именно Святой Дух вызвал к жизни Иисуса во чреве Девы Марии (Мф 1, 18), подтвердил, что Он есть возлюбленный Сын (Лк 4, 16–19), вёл Его (Мк 1, 12) и поддерживал Его жизненные силы до самого конца (Ин 19, 30). На кресте Иисус испустил дух. После Своего воскресения Он даёт Святого Духа Своим ученикам (Ин 20, 20). Так Дух Иисуса перешёл на Его Церковь: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).
* * *
«Кто просит «Приди Святой Дух», должен быть готов к тому, чтобы просить «Приди и помешай мне там, где надо помешать». (ВИЛЬГЕЛЬМ ШТЕЛИН (1883–1975), протестантский богослов)
* * *
«Он побуждает нас принимать другого, Он воспламеняет в нас огонь любви, Он превращает нас в миссионеров Божьей Любви». (Бенедикт XVI о Святом Духе)
* * *
См. также ККЦ 689–691, 702–731
Под какими именами и знаками является Святой Дух?
На Иисуса Святой Дух нисходит в образе голубя. Первые христиане познали Святого Духа как исцеляющий елей, как живую воду, как сильный ветер и как огненные языки. Иисус Христос Сам говорит о Помощнике, Утешителе, Учителе и Духе Истины. В таинствах Церкви Святой Дух даруется через возложение рук и помазание елеем.
Мир, который Бог заключил с людьми после Потопа, был возвещён Ною через явление голубя. Уже языческая античность знала голубя как символ любви. Поэтому ранние христиане сразу же поняли, почему Святой Дух – олицетворенная любовь Божья – снизошёл на Иисуса в образе голубя, когда Тот принимал крещение в Иордане. Сегодня голубь – признанный во всём мире символ мира и один из главнейших символов примирения человека с Богом (ср. Быт 8, 10–11)
* * *
«В Иисусе Христе Бог стал человеком и позволил нам заглянуть в душу самого Бога. И мы видим там кое-что совершенно неожиданное: таинственный Бог – это не бесконечное одиночество; Он – событие любви, в которой существует Сын, говорящий с Отцом. И оба Они – единое целое в Духе, который является, так сказать, атмосферой дарения и проявления любви, делающей Их единым Богом». (Бенедикт XVI, в канун Пятидесятницы, 2006 г.)
* * *
См. также ККЦ 691–693
Как понять, что Святой Дух «вещал через пророков»?
Бог ещё в Ветхом Завете исполнял мужчин и женщин Духом, так что они возвышали свои голоса в защиту Бога, говорили от Его имени и приуготовляли народ к пришествию Мессии.
В Ветхом Завете Бог избирал мужчин и женщин, которые были готовы к тому, что Он будет утешать, направлять и предостерегать через них Свой народ. Именно Дух Господень говорил устами Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Иоанн Креститель, последний среди этих пророков, не только предвидел пришествие Мессии: он ещё и встретил Его и возвестил о Нем как об Избавителе от власти греха.
* * *
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1, 1–2).
* * *
См. также ККЦ 683–688, 702–720
Что произошло в день Пятидесятницы?
На пятидесятый день по Своем воскресении Господь ниспослал с небес на Своих учеников Святого Духа. Началось время Церкви.
В день Пятидесятницы Святой Дух сделал охваченных страхом апостолов мужественными свидетелями Христа. И в самое короткое время тысячи людей приняли крещение: это был час рождения Церкви. Происшедшее в день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ чудо, когда апостолы заговорили на разных языках, показывает, что Церковь с самого начала была предназначена для всех; она Вселенская (именно таково значение слова католическая, пришедшего в латинский язык из греческого) и миссионерская. Она говорит со всеми людьми, преодолевает этнические и языковые преграды и может быть понята всеми. По сей день Святой Дух является жизненным эликсиром Церкви.
* * *
ПЯТИДЕСЯТНИЦА – пятидесятый день после Пасхи. Изначально праздник, в который Израиль вспоминал заключение Завета с Богом. После события в Иерусалиме для христиан этот день стал праздником сошествия Святого Духа.
* * *
«И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать, (…) ибо, каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян 2, 4,6).
* * *
См. также ККЦ 731–733
Что делает Святой Дух в Церкви?
Святой Дух созидает Церковь и движет её вперёд. Он напоминает ей о её миссии. Он призывает людей к служению в ней и преподает им необходимые дары. Он ведёт нас ко всё более глубокому общению с триединым Богом.
Даже когда на протяжении долгой истории часто казалось, что Церковь «оставлена всеми добрыми духами», то и тогда Святой Дух несмотря на все ошибки и человеческие недостатки не прекращал Свое действие. Уже одно её 2000-летнее существование, а также многочисленные святые всех эпох и культур являются зримым доказательством Его присутствия. Святой Дух – это Тот, Кто содержит Церковь как единое целое в истине и ведёт её ко всё более глубокому познанию Бога. Именно Святой Дух воздействует на нас через Таинства и делает живым Священное Писание. Людям, которые полностью открываются навстречу Ему, Он и сегодня преподает Свои Дары (харизмы).
* * *
«Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 12–13).
* * *
«Наше понимание ограничено; отсюда и смысл ниспослания Духа, Который вновь и вновь из поколения в поколение вводит Церковь в величие тайны Христа». (Бенедикт XVI)
* * *
См. также ККЦ 733–741, 747
Что делает Святой Дух в моей жизни?
Святой Дух открывает меня для Бога. Он учит меня молиться и помогает мне служить другим людям.
«Тихий гость нашей души» – так называет Святого Духа св. Августин. Кто хочет Его почувствовать, должен быть тих и безмолвен. Часто Этот Гость очень тихо говорит в нас и с нами – например, голосом нашей совести или через иные внутренние и внешние импульсы. Быть «храмом Святого Духа» означает: телом и душой служить Этому Гостю, Богу в нас. Наше тело, таким образом, в определённом смысле является жилищем Бога. И чем больше мы открываемся Святому Духу в нас, тем в большей степени Он становится Учителем нашей жизни, тем чаще даже сегодня Он дарит нам Свои харизмы для созидания Церкви. Так в нас произрастают вместо дел плоти плоды Святого Духа.
* * *
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5, 19–21).
* * *
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5, 22–23)
* * *
Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец…
ИВАН НИКИТИН (1824–1861), русский поэт, о Библии
* * *
«Наше понимание ограничено; отсюда и смысл ниспослания Духа, Который вновь и вновь из поколения в поколение вводит Церковь в величие тайны Христа». (Бенедикт XVI)
* * *
См. также ККЦ 738–741