Во вторник 3 февраля в Москве продолжилась встреча монашествующих Архиепархии Божией Матери в рамках «Года посвященной Богу жизни».
Второй день встречи начался с совместной Адорации и Святой Мессы. Предстоятелем на ней стал кустод Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского Ордена Францисканцев — Братьев Меньших Конвентуальных о. Николай Дубинин. Свою проповедь он начал с того, что «год посвященной Богу жизни — это возможность присмотреться внимательнее к красоте и важности жизни, посвященной Богу». Он заметил, что монашество является лишь одной из форм посвящения, в то время как в этом году мы благодарим Бога за всё обилие и разнообразие форм посвященной жизни, к которым относится и посвящение дев, и различные посвящения мирян, включающие супружество. «Жизнь любого человека призвана быть отражением красоты и радости Господа», — подчеркнул отец Николай, — «так как мы созданы по образу и подобию Его». При этом цель полного посвящения себя Богу в монашестве, как он заметил, — свидетельствовать об истине Евангелия и красоте и радости Бога.
Особое внимание отец Николай обратил на логотип Года посвященной Богу жизни, который включает три слова: «Евангелие, пророчество, надежда». «Эти слова призваны напоминать нам о том, чем должна быть жизнь людей, посвященных Богу. Мы должны свидетельствовать о том, что Царствие Божие приблизилось и возможно здесь, среди нас». Задавшись вопросом, зачем нужны монашествующие сегодня, отец Николай сравнил людей, полностью посвятивших себя Христу, со специями, которые не являются главным ингредиентом блюда, но придают ему вкус: «Господь захотел, чтобы мы были такими приправами, и это великий дар и радость для нас».
Продолжилась встреча небольшой конференцией в здании курии. Отец Мариано Седано CMF, преподаватель католической духовной семинарии «Мария — Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге, рассказал о месте посвященной жизни в экклезиологии II Ватиканского собора. До него монашество воспринималось как некое промежуточное состояние между мирянами и клиром. Но неизбежно приходит понимание того, что Господь призывает к посвященной жизни людей из тех и других. Вот основные заключения Собора, касающиеся монашеской жизни, которые привёл о. Мариано:
— Монашествующие — сердце Церкви, часть её харизматического, а не иерархического устройства.
— Монашеская жизнь есть подражание образу жизни Христа, Марии и апостолов, оставивших всё ради Царствия Божия. Монашеская жизнь делает видимым Христа в этом мире.
— Монашество как наиболее удобный путь служения людям.
— Монашество как видимый знак Царствия Божия.
Также о. Мариано в своём докладе подчеркнул важность знания истоков собственных конгрегаций и орденов: «Открытие истоков ведёт к пониманию харизмы. В этих истоках мы черпаем воду духовности, воду идентичности, воду счастья. Нужно верить в свою харизму». Он подчеркнул важность открытия и развития своей харизмы уже в период формации, и в то же время — необходимость сохранения собственной идентичности: «Каждый член конгрегации обогащает и обновляет её».
Не обошлось без обсуждения важности общинной жизни и трудностей, с которыми сталкиваются монашествующие в этом смысле. «Самое опасное для общины — это мечты об общине», — заметил о. Мариано. — «Когда ты любишь свои мечты об общине больше, чем своих братьев, ты настоящий террорист! Нынешние мультикультурные общины, особенно, здесь, в России — это вызов Святого Духа, необходимость научиться любить реальность, в которой мы находимся. И источник этой любви и радости внутри нас — Христос».
Второй доклад, с которым выступил о. Алессандро Ратти OFMConv из Падуи, был посвящен примерам св. Франциска Ассизского и св. Антония Падуанского как двум образам монашеской жизни. Отец Алессандро начал с небольшого экскурса в историю, рассказав о том, что в первые десятилетия деятельности ордена францисканцев их не воспринимали как настоящих монахов, так как они жили и проповедовали в миру (с той же проблемой в то же время столкнулся орден доминиканцев). И только в середине 13 века св. Бонавентура оправдывает собратьев, доказывая, что они самые настоящие монахи, призванные вести ангельский образ жизни. При этом Бонавентура переосмысляет восприятие самих ангелов, подчеркивая их деятельное служение, совмещаемое с созерцанием Бога. «Братья, как ангелы, призваны восходить к Богу в созерцании и нисходить к людям в деятельном служении», — сказал о. Алессандро. Далее он рассмотрел историю и основания формирования образа св. Франциска-серафима, погруженного в созерцание Бога, и св. Антония-архангела, несущего благую весть людям.
После конференции последовала общая вечерня и фуршет, в ходе которого миряне могли пообщаться с монашествующими в неформальной обстановке и задать волнующие их вопросы.
Прекрасным завершением дней посвященной Богу жизни в Москве стал благотворительный концерт в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, организованный фондом «Искусство добра».
Текст: Анастасия Орлова
Фото: Наталья Гилёва
Фото предоставлено Информационной службой Архиепархии Божией Матери в Москве