Служение освобождения
Одной из сравнительно новых форм духовной помощи верующим является «служение освобождения». Эта практика более распространена в Католической Церкви латинского обряда, нежели в Католических Церквях восточного обряда. Но и в Восточных Католических Церквях такое служение имеет и свое место, и обретает свои особенности.
В духовной жизни греко-католики Белоруссии приращены к своим историческим польско-литовски
Одной из важных черт харизмы этих движений и общин является совместная общинная молитва. Молитва призвана не только соединить каждого конкретного члена общины с Богом, но и открыть людей для общения друг с другом, поскольку в этом братском общении также присутствуют Божии дары. Эта благодать общения между людьми внутри общины дает каждому силы для развития веры и духовного роста. В наш век повального индивидуализма духовное значение христианской общины как никогда актуально.
Община
Община, о которой пойдет речь, сформировалась по инициативе настоятеля прихода свв. Петра и Андрея города Бреста протоиерея Игоря Кондратьева. Формировалась эта община из приходской молодежи, посвятившей свое время активной молитвенной жизни и изучению Св. Писания. Молитвенные практики этой общины представляют собой молодежные богослужения, идентичные практикам движения «Новый путь». Названием этой общины о. Игорь и его друзья избрали библейское «Маранафа» (по-белоруски – «Мараната») – возглас, обозначающий в Ветхом Завете «Господь грядет». Со временем община выросла и составила заметную часть в приходе, возникли крепкие христианские семьи, и уже самые маленькие члены общины присутствуют на воскресной Божественной Литургии и на собрании молитвенной группы общины «Маранафа».
О чем хотелось бы подробно рассказать в этой статье, так это об опыте служения освобождения, которое проводилось в этой общине, взяв в качестве примера всего один случай.
«Пациент»
Особенность нашего времени состоит в том, что именно в наши дни всерьез заговорили о различного рода психологических зависимостях, как о серьезной проблеме. Еще сто лет назад даже проблема алкоголизма не воспринималась всерьез, а на все упоминания этой проблемы отшучивались цитатой из Несторовой летописи: «Руси веселие есть пити, не можем без того и быти». Громадные разрушения, произведенные в общественной жизни алкогольной зависимостью, и признание вреда наркомании (в нач. ХХ века употребление наркотиков началом кратчайшей дороги в могилу не считалось) привели к признанию серьезности этих проблем и опасности таких явлений.
В конце ХХ века список серьезных психологических зависимостей вырос. Об одной из таких зависимостей хотелось бы поговорить отдельно, поскольку в рассказе о служении освобождения речь пойдет об избавлении именно от этой зависимости.
Оккультизм. Одно из стойких увлечений нашего времени. Даже считающие себя верующими христиане нет-нет да и глянут одним глазком в гороскоп или пойдут на прием к очередному «магистру народной сибирской магии». Христианам не нужно подробно объяснять, в чем именно состоит вред такого рода увлечений, но человеку, живущему без веры во Христа, это не очевидно. Рационально люди часто осознают свою зависимость от магических действий, но ничего поделать не могут и, подсев на иглу «магических ритуалов» и связанных с ними ощущений, несут свои сбережения очередному «целителю», а души предают во власть дьявола – «человеконенавис
«История болезни»
Довольно приятная, милая женщина среднего возраста начала заниматься оккультизмом из соображений бизнеса, как «шарлатанской» «целительской практикой», желая заработать деньги для семьи в начале 90-х годов. То есть начало пагубной страсти было «игрушечное», без веры в действенность оккультных ритуалов, но потом «способности» проявились, и ритуалы магии стали уже более «одухотворены» присутствием некой силы, которую христианство величает «духом нечистым». Несмотря на то, что ее «пациенты» были уверены в том, что им становится лучше, сама «волшебница», назовем ее Елена, видела, что на самом деле им становится все хуже и хуже. Все хуже становилось и ей самой. Осознание пагубности этого занятия поначалу не прервало ее оккультных практик, поскольку ремесло «целителя» приносило доход. Когда человеческие силы были уже на исходе и по собственным словам Елены, «дьявол выпил меня как стакан воды», целительница стала искать помощи у Церкви.
Искренне считая себя одержимой бесом, она обращалась к православным священникам, занимающимся «отчиткой», и католическим экзорцистам, пока ей не объяснили, что у нее нет одержимости, требующей особого литургического экзорцизма (обряда изгнания дьявола).Что она может сама покончить с этой зависимостью, если обратится к Богу, станет исполнять Божии заповеди и регулярно приступать к Святым Таинствам Покаяния и Евхаристии. Кто-то из священников посоветовал ей найти общину, в которой практикуют служение освобождения.
Тут необходимо привести серьезный комментарий. Дело в том, что любая психологическая зависимость – это, на языке аскетической литературы, – страсть, пагубная греховная привычка, пустившая корни в саму бессмертную душу человека. К греху человека склоняют дьявол и «удобопреклонная греху поврежденная грехом Адама природа человека» (св. Максим Исповедник). То есть в формировании греховной страсти враг рода человеческого принимает самое непосредственное участие. Однако когда пленение грехом уже произошло, человек «по накатанной дорожке» сам все глубже повергается в пучину греха. Фактически это болезнь. Борьба со страстями – один из самых важных элементов духовной жизни человека. Большинство людей привыкли не обращать внимания на свои страсти – чревоугодие или лживость, – но верующему необходимо не просто осознавать недопустимость такого рода вещей – христианин должен отвергать греховные привычки и побеждать их. Страсти, наносящие серьезный вред имуществу и здоровью человека, такие, как зависимость от просмотра порнографии или от азартных игр, быстрее осознаются как пагубные, и потому человек желает быстрее с ними расстаться. Потому многие люди, наблюдая за собой состояние «чего не хочу, то делаю», приходят к мыс ли об одержимости. Церковь же всегда очень аккуратно обращается с такими вещами, не спеша давать суровые определения, хотя бы и сам человек желал этого.
«Ибо пришел к врачу, да не уйдешь без исцеления» (увещание к кающемуся перед исповедью)
Елена обратилась в храм свв. Петра и Андрея к о. Игорю с просьбой помочь ей избавиться от пагубной связи с оккультизмом с помощью служения освобождения в общине. Для этого служения было выбрано особое время, Елене даже пришлось взять отпуск на работе, куда она вернулась после закрытия своего целительского кабинета.
«Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф 17, 21), – сказал Господь. Община, которая молитвенно должна была поддерживать Елену в ее решимости порвать со страстью, назначила специальные молитвенные встречи, несколько членов общины возложили на себя строгий пост (один раз в день хлеб и вода). Строгий пост приняла на себя и сама жаждущая быть свободной во Христе. Она поселилась на время служения в приходском доме, где все и происходило. Началось служение св. исповедью за всю жизнь, которая длилась несколько часов. Св. исповедь и беседа со священником помогли Елене верно разобраться в своей жизни, увидеть все великие благодеяния Божии, которыми Господь одаривал свое несчастное чадо, невзирая на грехи и страсти.
В русской церковной традиции такая практика называется «говением», то есть периодом особой духовной работы над собой.
Ежедневные размышления над Священным Писанием, свободная молитва, Розарий, поклонение Св. Дарам, византийские богослужения суточного литургического круга, и как средоточие всего дня – Святое Причащение Тела и Крови Христовых за Божественной Литургией. На важность Евхаристии в христианской жизни нам может указать то, что в Евхаристическом богослужении с нами молится вся Церковь.
И членам общины, и самой Елене было очень тяжело, не раз она боролась с искушением бросить все и уехать домой. Слава Богу, это искушение было преодолено. Борьба со страстью не может происходить без многочисленных искушений. К тому же было очевидно, что враг рода человеческого активизировал свои усилия, видя, что «добыча» ускользает из его рук и его власть над рабой Божией рушится на глазах. Потому в молитвы Розария и в молитвы самой общины были включены особые прошения об избавлении от козней лукавого. Священник также читал молитвы св. Василия Великого, входящие в обычный требник. В Греко-католическ
В один из дней служения было совершено Таинство Елеопомазания, призванное исцелить душу и тело, ведь за время пагубной оккультной практики Елена, кроме тяжкой зависимости, приобрела еще и «букет» хронических болезней. Молитвенные же прошения об исцелении присутствовали в богослужении с самого начала.
Самая важная деталь – это молитва целой общины, поддерживающая и призывающая благодать на страждущего. Господь Иисус, видя веру друзей паралитика, спущенного к Его ногам через пролом в крыше, исцелил больного, хотя сам больной никак не мог выразить свое желание исцелиться. Следуя примерам из Библии, христиане всегда молятся за своих собратьев, особенно за страдающих и нуждающихся. В этом выражается единение христианской общины, которое есть образ и подобие единства Церкви – мистического Тела Христова.
В завершение
Описанный случай – это один из нескольких случаев, о которых мне приходилось слышать, когда я довольно часто (хотя хотелось бы чаще) бывал гостем прихода свв. Петра и Андрея и общины «Маранафа». Не каждый раз служение освобождения было одинаковым, но общая идея сохранялась всегда. Вся община молится о больном чаде Божием, жертвуя свои силы, молитвы, пост из любви к ближнему. Центром этой молитвы всегда является Таинство Евхаристии – приобщение к Совершеннейшей Жертве Любви.
Свящ. Кирилл Миронов
Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2009
(чтобы оформить подписку, кликните баннер)