Послание Папы Франциска на Великий Пост 2015

«Укрепите сердца ваши» (Иак 5, 8)

Дорогие братья и сестры!

Великий Пост — это время обновления для Церкви, общин и всех верных. Однако прежде всего это время «благоприятное» (2 Кор 6, 2). Господь никогда не просит нас о чем-то, чего прежде сам не дал бы нам: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4, 19). Мы не безразличны Ему. Каждый из нас дорог Ему, каждого из нас Он знает по имени, Он заботится о нас и ищет нас, когда мы оставляем Его. Каждый из нас интересен Ему, из-за Своей любви к нам Он не может быть безразличен к тому, что с нами происходит. Однако бывает, что когда нам хорошо и мы живем в свое удовольствие, мы забываем о других (чего Бог Отец не делает никогда), нас не интересуют их проблемы, их страдания и несправедливость, которую они переживают… Тогда нашим сердцем овладевает безразличие: когда мне относительно хорошо и удобно, я забываю о тех, кому плохо. Такое эгоистическое отношение, безразличие достигло сегодня всемирного масштаба – настолько, что можно говорить о глобализации безразличия. Речь идет о проблеме, которой мы, христиане, должны противостоять.

Когда народ Божий обращается к Его любви, он находит ответы на вопросы, которые непрерывно ставит перед ним история. Одним из самых неотложных вызовов, которому я хочу уделить внимание в этом Послании, является глобализация безразличия.

Безразличие по отношению к ближнему и к Богу – это настоящее искушение также и для нас, христиан. Поэтому мы нуждаемся в том, чтобы во время Великого Поста услышать вопль пророков, возвышающих голос и пробуждающих нас.

Бог не безразличен по отношению к миру – Он любит его настолько, что отдал Сына Своего ради спасения каждого человека. В воплощении, в земной жизни, смерти и воскресении Сына Божия окончательным образом открываются врата между Богом и человеком, между небом и землей. И Церковь подобна руке, которая держит эти врата открытыми через возвещение Слова, совершение Таинств, через свидетельство веры, действующей любовью (ср. Гал 5, 6). Однако мир стремится замкнуться в себе, закрыть эти врата, через которые Бог входит в мир, а мир приходит к Нему. Вот почему не нужно удивляться, если эту руку, которой является Церковь, отталкивают, бьют и ранят.

Вот почему народ Божий нуждается в обновлении, чтобы не стать равнодушным, не замкнуться в себе. Я хотел бы предложить вам три шага для размышлений над этим обновлением.

1. «Cтрадает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12, 26) – Церковь

Церковь предлагает любовь Божию, разрушающую эту смертельную замкнутость в себе, наше безразличие, посредством своего учения, но, прежде всего, через свое свидетельство. Однако свидетельствовать можно лишь о том, что мы сами испытали. Христианин – это тот, кто позволяет Богу облечь его в Свои доброту и милосердие, облечь во Христа, чтобы подобно Ему стать рабом Богу и людям. Об этом Литургия Великого Четверга напоминает нам в обряде омовения ног. Петр не хотел, чтобы Иисус омыл ему ноги, но затем он понял, что Иисус не хочет лишь показать нам пример, как мы должны омывать друг другу ноги. Это служение может исполнить лишь тот, кто прежде позволил Христу омыть свои ноги. Только эти «имеют часть» с Ним (Ин 13, 8) и потому могут служить человеку.

Великий Пост — это время благоприятное для того, чтобы позволить Христу служить нам и через это стать такими, как Он. Это происходит, когда мы слушаем Слово Божие и принимаем Таинства, особенно Евхаристию. В ней мы становимся тем, что мы принимаем: телом Христа. В этом теле нет места равнодушию, так часто овладевающему нашим сердцем. Потому что те, кто принадлежит Христу, принадлежат и к одному телу, и в Нем не могут быть равнодушными друг к другу. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор 12, 26).

Церковь есть communio sanctorum, поскольку в ней участвуют святые, но также потому что есть общение в святынях: в любви Божией, открытой нам во Христе и всех Его дарах. Среди них есть также и ответ тех, кто позволил Его любви прикоснуться к ним. В этом общении святых и участии в святынях никто не может обладать чем-то лишь для себя, но всегда также и для всех. А поскольку все мы соединены в Боге, мы можем также сделать что-то и для тех, кто далек от нас, кого мы не можем достичь лишь своими силами, и потому мы молимся Богу с ними и за них, чтобы все мы открылись Его спасительному действию.

2. «Где брат твой?» (Быт 4, 9) – Приходы и общины

Сказанное в отношении Вселенской Церкви необходимо применить к жизни прихода и общины. Возможно ли в реальности церковной жизни испытать эту принадлежность к единому телу? К телу, которое сообща принимает и разделяет все то, что Господь желает ему подать? К телу, которое знает своих самых слабых членов, бедных и малых, и заботится о них? Или же мы прячемся во всеобщей любви, которая устремлена в далекие уголки мира, забывая при этом о Лазаре, сидящем у наших закрытых дверей? (Лк 16, 19-31)

Чтобы принять и в полной мере плодотворно использовать то, что Господь нам дает, нужно преодолеть границы видимой Церкви в двух направлениях.

Во-первых, соединяясь в молитве с Церковью на небесах. Когда земная Церковь молится, возникает общение взаимного служения и благ, включающее в себя и тех, кто уже лицезреет Господа. Вместе со святыми, которые обрели свою полноту в Боге, мы составляем часть этого общения, в котором любовь преодолела безразличие. Небесная Церковь торжествует не потому, что она повернулась спиной к страданиям мира и наслаждается собой. Скорее святые уже могут радоваться тому, что благодаря смерти и воскресению Иисуса они окончательно преодолели безразличие, ожесточение сердца и ненависть. Пока эта победа любви не охватит весь мир, святые продолжают странствовать вместе с нами как паломники.

Святая Тереза из Лизье, Учитель Церкви, была убеждена, что радость на небесах от победы крестной любви остается неполной до тех пор, пока хотя бы один человек на земле страдает и жалуется: «Очень рассчитываю на то, что на небесах я не буду бездельничать. Мое желание — продолжать трудиться на благо Церкви и душ» (письмо 254 от 14.07.1897)

Мы также участвуем в заслугах и радости святых, а они участвуют в нашей борьбе и в нашем желании мира и примирения. Их радость о победе воскресшего Христа является для нас источником силы для преодоления многочисленных форм безразличия и ожесточения сердца.

С другой стороны, каждая христианская община призвана перешагнуть порог, который отделяет нас от окружающего нас общества, от бедных и далеких. Церковь по сути своей – миссионерская, не закрытая сама в себе, но посланная ко всем людям.

Ее миссия – это терпеливое свидетельство о Том, Кто хочет привести к Отцу всю реальность и каждого человека. Миссия — это то, о чем любовь не может умолчать. Церковь следует за Иисусом Христом по пути, ведущему к каждому человеку, до края земли (ср. Деян 1, 8). Так мы можем увидеть в нашем ближнем брата и сестру, ради которых Христос умер и воскрес. Все, что мы получили, мы получили так же и для них. И точно также то, чем обладают эти наши братья, является даром для Церкви и всего человечества.

Дорогие братья и сестры, как же я желаю, чтобы те места, в которых Церковь являет себя, в особенности наши приходы и наши общины, становились островами милосердия посреди моря безразличия!

3. «Укрепите сердца ваши!» (Иак 5, 8) – Каждый верующий

Каждый из нас также подвержен искушению безразличия. Мы переполнены тревожащими нас новостями и образами, говорящими о человеческом страдании, и одновременно чувствуем свою неспособность вмешаться. Что делать, чтобы не позволить себе быть поглощенными этой спиралью ужаса и бессилия?

В первую очередь мы можем молиться в общении Церкви земной и небесной. Нельзя пренебрегать силой молитвы множества людей! Инициатива «24 часа для Господа», которая, как я надеюсь, будет поддержана всей Церковью, в том числе и на уровне диоцезов, 13 и 14 марта, должна стать выражением этой необходимости молитвы.

Во-вторых, мы можем помочь делами милосердия, достигая как близких, так и далеких, благодаря многочисленным церковным благотворительным организациям. Великий Пост – это благоприятное время для того, чтобы проявить интерес к другим, посредством знака – хотя бы и малого, но конкретного – нашего участия в нуждах людей.

И в-третьих, страдание другого – это призыв к обращению, потому что нужда брата напоминает мне о хрупкости моей жизни, о моей зависимости от Бога и братьев. Если мы будем смиренно просить о благодати Божией и примем ограниченность наших возможностей, тем самым мы доверимся неисчерпаемым возможностям, сокрытым в любви Божией. И мы сможем устоять перед соблазном дьявола, склоняющего нас поверить в то, что мы можем сами спасти себя и мир.

Чтобы преодолеть безразличие и наши претензии на всемогущество, хочу просить всех вас переживать это время Четыредесятницы как путь «воспитания сердца», как говорил Бенедикт ХVI (Энцилика Deus caritas est, 31). Милосердное сердце – не значит слабое. Кто хочет быть милосердным, должен иметь сердце крепкое, надежное, закрытое для искусителя, но открытое для Бога. Сердце, которое позволяет Духу проникнуть в себя и вести себя по путям любви, ведущим нас к нашим братьям и сестрам. Одним словом, бедное сердце, сознающее свое убожество и посвящающее себя другим.

Поэтому, дорогие братья и сестры, в этот Великий Пост я хочу вместе с вами молиться Христу: «Fac cor nostrum secundum cor tuum» – «Сотвори сердца наши подобными сердцу Твоему» (возглас из Литании Святейшему Сердцу Иисуса). Тогда наше сердце станет крепким и милосердным, чутким и щедрым, не замкнется в себе и не станет жертвой глобализации безразличия.

Выражая это пожелание, заверяю вас в своих молитвах о том, чтобы каждый верующий и каждая церковная община плодотворно проделали этот великопостный путь, а вас прошу молиться обо мне. Да благословит вас Господь и да хранит вас Матерь Божия!

Из Ватикана, 4 октября 2014 года
в праздник Св. Франциска Ассизского
ФРАНЦИСК

 

Перевод: Гражина Рынио

Источник: Информационная служба Архиепархии Матери Божией в Москве