Доходя до монастыря сестер-кармелиток в Покотиловке близ Харькова, у меня появилось странное чувство — ощущения не ужаса, не обеспокоенности, наоборот, радости перед открытием нового, неизвестного, радости встречи с Богом.
Среди других зданий улицы дом сестер отличается, прежде всего, крестом на крыше — символом нашего спасения.
«Слава Иисусу Христу — раздается голос сестры в домофоне — уже открываю». Проходит несколько секунд — открываются двери и выходит сестра — улыбающаяся, молодая, вот и первый миф о сестрах-затворницах, что они все не улыбчивые и несчастливые. «Я — сестра Ольга, заходите» — приглашает меня в дом сестра. Как впоследствии, я узнаю, сестра Ольга — одна из двух «внешних» сестер, которые могут выходить из затвора.
Первое, что привлекает внимание в монастыре — тотальная тишина и чистота. «Здесь у нас часовня», — рассказывает сестра, проводя небольшую экскурсию по монастырю. Далее ведет меня в столовую, и первое, что привлекает внимание — это большая решетка закрытая завесой. Сестра, проводит меня в комнату, по дороге показывает мне комнату для бесед, где у меня будет возможность пообщаться с затворными сестрами. «Вот ваша комната», — показывает мне сестра. Передо мной небольшая, но очень семейная комната со всем необходимым. «Через несколько минут у нас обед, можете отдохнуть, а затем спускайтесь обедать»- сообщает мне сестра Ольга.
Немножко отдохнув, спускаюсь на обед, знакомлюсь с капелланом сестер, приветливым, молодым священником. Открывается занавеска и уже известная мне сестра Ольга передает обед — очень вкусный, приготовленный с большой любовью сестер.
Во время обеда познакомился с еще одной очень приятной и веселой сестрой Мартини — которая вместе с с.Ольгой является внешней сестрой. Впоследствии, после обеда, я познакомился с настоятельницей монастыря — с.Анной Марией — выражение лица сестры очень доброе, но с нотами дисциплины. Договорившись о встрече и разговоре, настало время для Господа — я пошел в часовню. Из-за двери доносилась негромкая молитва, зайдя, на сердце становится еще легче, еще свободнее, еще тише.
Пришло время встречи с настоятельницей, первое, что бросается в глаза в комнате для бесед — это стена, перегороженная деревянными решетками, которые закрыты шторами. Выждав несколько минут, открывается завеса и появляется уже известная мне настоятельница — с.Анна Мария, ближе познакомившись и побеседовав, я удивился — монахиня, которая всегда находится в затворе, имеет ограниченное общение с внешним миром, владеет информацией о событиях в мире намного лучше чем я, чувствует себя полностью свободной, хотя и находится за решеткой клаузуры. Наступило время молитвы и настоятельнице надо было идти. Первый раз за несколько лет разговариваю с человеком, с которым не хочется прощаться, а говорить дальше и дальше. В завершение разговора, настоятельница с улыбкой сказала — «Завтра будешь иметь разговор с сестрой, она расскажет тебе все, что тебя интересует». Так и закончился первый день пребывания в монастыре.
Наступил новый день Господень — воскресенье. С радостью отправившись на утреннюю молитву в часовне, где меня встретила с улыбкой с.Ольга. Я еще раз отметил — сестры, хоть и живут за решеткой, но всегда улыбающиеся и приветливые. Через несколько минут открывается занавеска решетки — и я впервые имею возможность увидеть большую часть сестер. Сразу бросается в глаза, что большинство сестер молодые, улыбающиеся, истинные невесты Иисуса.
Наступил Адвент — время для внутренних размышлений и изменений, и становится понятно, ради чего сестры оставили своих родителей, знакомых, любимые вещи и труд — для внутренних размышлений, изменения себя ради Христа.
Сразу задаю следующий вопрос: «Может в монастыре тяжело выполнять указания настоятелей, привыкнуть к тишине, труду … Может, просто, недостаток призваний?». «Прежде всего, как уже я говорила, тяжело принять решение, сделать радикальный шаг»,- отвечает сестра. «А дальше, когда уже начинается монашеская жизнь, некоторым может сначала тяжело работать, жить в общине, возможно, тяжело привыкнуть к нашей жизни, но когда есть благодать призвания, это наладиться со временем и не будет проблемой»,- рассказывает сестра Магдалена.
Меня заинтересовало, как выглядит день кармелитки, от сестры узнаю, что день рядовой сестры делится примерно на три «восьмерки», 8 часов молитвы, 8 часов труда и 8 часов отдыха (сна). День кармелитки начинается и заканчивается молитвой, далее идет работа — обычная деятельность по содержанию монастыря и сестер: в огороде, на кухне, уборка, ремонт и пошив одежды, и для заработка: изготовление литургической одежды, розариев, рисование икон. Большую часть времени сестры проводят в молчании — обычно, в течение дня, не разговариваем, исключением является совместная рекреация, вне ее общаемся только в случае необходимости, например, когда надо объяснить что-то в труде.
Сестры приехали в Харьков из монастыря в Дыси, что близ Люблина (Польша) в 1995 году. Первые три месяца сестры жили «в гостях» в частной квартире при Курии, впоследствии перешли в купленное старое общежитие в Покотиловке, которое необходимо было отремонтировать и обустроить под монастырь. Ремонт продолжался примерно до 2010 года. 16 июня 2008 г. состоялось каноническое утверждение монастыря и закрытие папской клаузуры.Рассказывая о духовной жизни, сестра отметила, что большую часть дня монахини проводят в молитве: ежедневная Св. Месса, 2 часа созерцательной молитвы, молитва Литургии Часов (семь раз в день).Прозвенел звонок который созывает сестер к молитве: «Час Божьего Милосердия, идем в часовню»,- сказала сестра. Разговор длился больше часа…После часовни у меня было еще несколько часов до отъезда — я поговорил с сестрами, помолился, и еще раз встретился с настоятельницей, но это уже был неофициальный частный разговор.
Попрощавшись с матерью-настоятельницей, на глазах появились слезы, слезы радости за сестер которые счастливы… Возвращаясь домой, возникло большое желание вернуться туда. И не один раз…
Уже в поезде пришла мысль: а может и меня Господь хочет видеть в Кармеле?…
Подготовил: Maxim Sergeevich
Источник: www.catholic-media.org