Три состояния потустороннего мира: ад, чистилище, рай

Что понимается под небом?

Небо – это бесконечное мгновение любви. Ничто не отделяет нас больше от Бога, Которого любит и искала всю жизнь наша душа. Вместе со всеми ангелами и святыми мы можем отныне всегда любоваться Богом и радоваться вместе с Ним.

Кто видел пару, влюбленно смотрящую друг на друга; кто видел младенца, ищущего во время кормления глазами свою мать и как будто стремящегося навсегда удержать эту улыбку, – тот может получить отдалённое представление о небе. Иметь возможность созерцать Бога лицом к лицу – это сравнимо лишь с бесконечным мгновением любви.

* * *

См. также ККЦ 1023–1026, 1053

Что такое чистилище?

Чистилище, которое часто представляют себе как место, является скорее состоянием. Кто умирает в благодати Божьей (то есть в мире с Богом и людьми), но кому ещё требуется очищение, прежде чем он сможет увидеть Бога лицом к лицу, – тот попадает в чистилище.

Когда Пётр предал Иисуса, Господь обернулся и взглянул на Петра: «И Пётр, выйдя вон, горько заплакал» – чувство, как в очищающем огне. И такой очищающий огонь ожидает, наверное, большинство из нас в момент нашей смерти: Господь смотрит на нас, исполненный любви, – и мы ощущаем жгучий стыд и мучительное раскаяние за наше злое или даже «всего лишь» не согретое любовью поведение. И только после этого очистительного страдания мы становимся способными встретиться с Его любящим взглядом в неомрачённой небесной радости.

* * *

См. также ККЦ 1030-1031

Можем ли мы помочь усопшим, находящимся в чистилище?

Да, если все крещёные образуют во Христе сообщество и связаны друг с другом, то и живущие могут помочь душам усопших верных в чистилище.

Когда человек умер, он уже не может сам что-то сделать для себя. Время активного испытания истекло. Но мы можем кое-что сделать для усопших, находящихся в чистилище. Наша любовь проникает в потусторонний мир. Постом, молитвами, добрыми делами и, прежде всего, участием в Святой Евхаристии мы можем вымолить милость к усопшим.

* * *

«Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Мак 12, 45).

* * *

«Не будем медлить в помощи усопшим, пожертвуем за них наши молитвы». (СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ)

* * *

См. также ККЦ 1032, 1414

Что такое ад?

Ад – это состояние вечного разлучения с Богом, абсолютное отсутствие любви.

Тот, кто умирает, оставаясь сознательно и вполне по собственной воле в тяжком грехе, без раскаяния, и навсегда отвергает милосердную и прощающую Божью любовь, тот сам исключает себя из общения с Богом и святыми. На самом деле, мы не знаем, может ли кто-то в момент смерти посмотреть в лицо абсолютной любви и при этом всё же сказать «нет». Но наша свобода делает возможным принятие и такого решения. Иисус снова и снова предостерегает нас, чтобы мы не отпали от Него окончательно, когда мы отгораживаемся от Его нуждающихся братьев и сестёр: «Идите от Меня, проклятые… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф 25, 41–45).

* * *

«Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1 Ин 3, 14–15)

* * *

«Мыслю: что есть ад? Рассуждаю так: страдание о том, что нельзя более любить». (Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ)

* * *

См. также ККЦ 981–983, 986–987

Если Бог есть любовь, то как же может существовать ад?

Не Бог проклинает человека. Это сам человек отвергает милосердную любовь Божью и добровольно отказывается от Жизни, исключая себя из общения с Богом.

Бог стремится к общению даже с последним грешником; Он хочет, чтобы все обратились и были спасены. Но Бог создал человека свободным и уважает его решения. Даже Бог не может навязывать Свою любовь. Как Любящий Он «бессилен», если кто-то избирает вместо неба ад.

* * *

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3, 9).

* * *

«В Своей бесконечной доброте Бог никогда не оставит тех, кто сам не хочет Его оставить». (СВ. ФРАНЦИСК САЛЬСКИЙ)

* * *

См. также ККЦ 1036-1037

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)