Что после смерти: воскресение тела, суд, жизнь вечная

Почему мы верим в воскресение мёртвых?

Мы верим в воскресение мёртвых, потому что Христос восстал из мёртвых, живёт вечно и даст нам приобщиться к этой вечной жизни.

Когда человек умирает, тело его погребают или кремируют. И, несмотря на это, мы верим, что для этого человека существует жизнь после смерти. Иисус в Своём воскресении показал Себя как Господин над смертью; Его слова внушают веру: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин 11, 25)

* * *

«Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1 Кор 15, 13–14, 19–20).

* * *

См. также ККЦ 988–991

Почему мы верим в воскресение плоти?

Библейское слово «плоть» характеризует человека в его слабости и смертности. Но Бог не рассматривает человеческую плоть как нечто неполноценное. В лице Иисуса Христа Он сам принял «плоть» (Боговоплощение), чтобы искупить человека. Бог искупил не только дух человека; Он искупил его целиком, с телом и душой.

Бог создал нас обладающими душой и телом (плотью). Он не даёт плоти, да и всему творению, погибнуть в конце мира, не бросает, как старую игрушку. В «последний день» Он восставит нас из мёртвых во плоти: это значит, что мы преобразимся, но при этом будем чувствовать себя в своей стихии. И для Иисуса Его пребывание во плоти не было просто эпизодом. Когда Воскресший из мёртвых явил Себя, ученики увидели Его телесные раны.

* * *

«И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1, 14).

* * *

«И для тела есть место в Боге». (Бенедикт XVI, 15.08.2005, Успение Пресвятой Девы Марии)

* * *

См. также ККЦ 988–991, 997–1001, 1015

Что происходит с нами, когда мы умираем?

В смерти тело и душа отделяются друг от друга. Тело тлеет, в то время как душа идёт навстречу Богу и ждёт, чтобы в день Страшного суда вновь воссоединиться со своим воскрешённым телом.

Как произойдёт воскрешение нашего тела – это тайна. Вот такой образ может помочь нам предположить, как это будет: при взгляде на луковицу тюльпана мы не можем распознать, в какой прекрасный цветок она разовьётся в тёмной земле. Так и мы не знаем ничего о будущем внешнем виде нашего воскрешего тела. Однако Павел уверен: «сеется в уничижении, восстаёт в славе» (1 Кор 15, 43).

* * *

«Но скажет кто- нибудь: как воскреснут мёртвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно» (1 Кор 15, 35–37)

* * *

См. также ККЦ 992–1004, 1016–1018

Как Христос помогает нам в смерти, если мы уповаем на Него?

Христос идёт нам навстречу и ведёт нас в жизнь вечную. «Не смерть заберёт меня, но Бог» (св. Тереза из Лизьё).

С мыслью о страданиях и смерти Иисуса даже наша смерть становится легче. Исполненные доверия и любви к Отцу, мы можем сказать «да», как это сделал Иисус в Гефсиманском саду. Такую позицию называют «духовной жертвой»: умирающий соединяется с жертвой Христа на кресте. Кто умирает с таким доверием к Богу и в мире с людьми, то есть без тяжких грехов, тот находится на пути к общению с воскресшим Христом. Наша смерть не заставит нас упасть ниже, чем в Его руки. Тот, кто умирает, отправляется не неизвестно куда, но возвращается домой, в любовь Божью, к Тому, Кто его создал.

* * *

«Я хочу увидеть Бога, но чтобы Его увидеть, надо умереть». (СВ. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (1515-1592), испанская монахиня, реформатор кармелитского ордена, мистик и Учитель Церкви)

* * *

См. также ККЦ 1005–1014, 1016, 1019

Что такое жизнь вечная?

Вечная жизнь начинается с Крещения. Она проходит сквозь смерть и не будет иметь конца.

Когда мы влюблены, мы хотим, чтобы это чувство никогда не кончалось. «Бог есть любовь», – говорится в Первом послании Иоанна (1 Ин 4, 16). «Любовь, – говорится в Первом послании к Коринфянам, – никогда не перестаёт» (1 Кор 13, 8). Бог вечен, потому что Он есть любовь; и любовь вечна, потому что она Божественна. И если мы пребываем в любви, то мы входим в бесконечное присутствие Бога.

* * *

«Я не умираю, я вхожу в жизнь». (СВ. ТЕРЕЗА ИЗ ЛИЗЬЁ (1837–1897), французская кармелитская монахиня, мистик и Учитель Церкви)

* * *

«Эта жизнь – время, чтобы искать Бога. Смерть – время, чтобы найти Бога. Вечность – время, чтобы обладать Богом». (СВ. ФРАНЦИСК САЛЬСКИЙ)

* * *

См. также ККЦ 1020

Предстанем ли мы перед судом после смерти?

Так называемый частный суд происходит в момент смерти каждого человека. Всеобщий суд, называемый также Страшным, или Последним судом, произойдёт в последний день, то есть с наступлением конца света, при втором пришествии Христа.

В смерти человек приходит к точке истины. Теперь уже ничто больше не может быть вытеснено и скрыто, ничто не может быть изменено. Бог видит нас такими, какие мы есть. Представ перед Его судом, мы сделаемся «правильными», потому что в святой близости к Богу мы можем быть только или «правильными», или никакими – такими правильными, какими Бог желал видеть нас, когда создавал. Быть может, мы должны будем ещё пройти процесс очищения, а быть может, сразу попадём в Божьи руки. Но быть может, мы настолько переполнены злобой, ненавистью и абсолютным «нет» всему, что навсегда отвратили наше лицо от любви, от Бога. Жизнь без любви – это не что иное, как ад.

* * *

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13, 12).

* * *

«На закате нашей жизни мы будем судимы по нашей любви». (СВ. ИОАНН КРЕСТА (1542–1591), испанский священник, монах-кармелит, мистик, Учитель Церкви и поэт)

* * *

«Человек против своей воли может утратить временные блага, но никогда он не потеряет вечные блага, кроме как по своей воле». (СВ. АВГУСТИН)

* * *

См. также ККЦ 1021-1022

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)