Сказка рекомендована для детей 6-9 лет. Время чтения вслух: 18-20 минут.
Представляем новый формат на нашем сайте – католические сказки для детей, которые помогут взрослым не просто провести за чтением время с ребёнком, но и инициировать с детьми разговор о прочитанном: поговорить о добре и зле, о призвании, о месте Церкви в нашей жизни и не только. Весь Великий пост мы будем публиковать замечательные сказки Габриеллы Кабьер, которые увлекут взрослых и детей в мир приключений, чудес и сердец, преображенных любовью.
Давным-давно в одном из красивых городов, расположенном у подножья Альп, жил-был мальчик. Родился он в семье потомственных воров-карманников. Да, да, вы не ослышались, именно в семье воров. В те времена, о которых идет наш рассказ, воры были бичом всех ярмарок и городских базаров. Каким-то таинственным образом они мгновенно узнавали о самом незначительном скопление людей на базарной площади.
Засмотрится бывало какой-нибудь покупатель на товар, начнет торговаться с продавцом, тут его и подстерегает неприятность: вор либо незаметно срежет кошелек с пояса, либо ловко залезет в карман. В многолюдной толпе вора и не заметишь, а уж задержать его — еще сложней. И хотя городская стража бдительно обходила все торговые ряды, но против шустрых, быстроногих и вертких мальчишек-воров она была бессильна. Разве их догонишь, когда они как мышки проскользнут между ног горожан и спрячутся где-нибудь в укромном месте. А уж если убегут в трущобы «Темного» квартала, то ищи ветра в поле.
«Темный» квартал издавна пользовался дурной славой у жителей города. Среди его ветхих домиков, покосившихся лачуг, грязи и нищеты обитали лишь воры, старьевщики, шарлатаны и всякий подобный сброд. Жил здесь и наш мальчик со своей воровской семьей. Мы не станем называть его имя, ибо еще и сегодня в городе живут его внуки и правнуки, все они теперь люди весьма уважаемые и достойные, назовем его просто – Маленький воришка.
Однажды воскресным летним днем наш Маленький воришка, а было ему в ту пору лет десять, вышел на свой промысел и стал прогуливаться по главной площади города в ожидании удачи. И удача не заставила себя долго ждать: скоро на площадь въехала богато украшенная карета, запряженная четверкой вороных коней.
У Маленького воришки от счастья даже дух перехватило: ох, сегодня будет чем поживиться!
Карета остановилась перед самым красивым домом города – дворцом Бургомистра. С запяток великолепного экипажа спрыгнул нагловатый самоуверенный лакей и, откинув ступеньки кареты, открыл дверцу. Из кареты появился вальяжный господин в напудренном парике, в расшитом золотом камзоле, в шелковых чулках, а на туфлях его красовались сверкающие брильянтовые пряжки. Оглядев с надменным видом площадь в лорнет, господин, не спеша, поднялся по ступенькам дворца и скрылся в дверях. Карета, тем временем, осталась стоять на месте. Ее дверца была соблазнительно распахнута: на воровское счастье нерадивый лакей-наглец забыл ее закрыть. Кучер устало прикрыл глаза и задремал. Момент был самый подходящий и Маленький воришка его не упустил. Он бесшумно приблизился к дверце кареты, легко впрыгнул в нее и огляделся.
Прямо перед ним стоял внушительных размеров дорожный сундук с медным замком. Несколько секунд и с помощью карманного ножика мальчик легко вскрыл его. Ого, сколько мешочков с монетами хранилось там и не пересчитать! Сразу видно, что хозяин кареты был очень богатый, но весьма беспечный господин. Маленький воришка уже начал прикидывать: как бы изловчиться и разом забрать все богатство, как вдруг в дверях кареты появилось удивленное лицо лакея.
— Ах ты, маленький негодяй! Обокрасть нас вздумал, — визгливо закричал лакей и крепко схватил мальчика за плечо.
Казалось, деваться было некуда, и воришке на сей раз придется поплатиться за свои проделки, но в этот самый момент мальчик увидел, что окошко на противоположной стороне кареты открыто. Не теряя времени, он схватил ближайший кожаный мешочек и, сделав ловкий кульбит через голову, выскочил в окошко с другой стороны кареты. В руках лакея остался лишь оторванный рукав старой рубахи.
Оказавшись на земле, воришка припустил с такой скоростью, что даже вихрю было бы его не догнать. Лакей и прислуга Бургомистра с криками и руганью бросились вслед за ним, но вскоре потеряли воришку из виду. Было ясно, что мальчишка надежно укрылся где-то в одном из бесчисленных переулков города, и теперь его уже не найти.
Тем временем погода начала портиться, солнце спряталось за низкие свинцовые тучи. Счастливый воришка спешил домой отдать богатую добычу семье. Он уже предвкушал, как будет хвастаться перед старшими братьями и друзьями своей удачей, но тут внезапно, как из ведра, полил сильный холодный дождь. Надо было срочно укрыться и Маленький воришка, посмотрев по сторонам, увидел вход в церковь.
— Пережду дождь здесь, — решил он и, осторожно потянув за массивную бронзовую ручку, вошел под высокие прохладные своды.
До этого дня он никогда не был в церкви, хотя и не раз слышал, как его старенькая, прикованная к постели бабушка молится Пресвятой Деве Марии, но его самого никто молитвам не учил, о Христе и о Его страданиях не рассказывал. Отец и старшие братья Маленького воришки посещали храм во время воскресной Святой Мессы только для того, чтобы срезать у невнимательных прихожан их кошельки.
И вот мальчик впервые оказался в церкви. Шла воскресная Месса, настоятель храма произносил молитвы проникновенным голосом, торжественно звучал орган, стройно и благостно пел хор. Все происходящее в храме заинтересовало мальчика и он, позабыв о том, что еще несколько минут назад спешил домой, тихонько присел на ближайшую скамейку и обвел храм взглядом. Тут он увидел у одной из стен деревянную скульптуру Девы Марии. Она стояла на широком пьедестале, такая божественно прекрасна, добрая, сияющая своей чистотой и смирением, что Маленькому воришке впервые захотелось узнать, кто же это такая.
Рядом с ним сидела старушка. Она проследила за его взглядом, потом ласково посмотрела на мальчика и шепотом спросила:
— Тебе понравилась Богоматерь? Скульптуру эту мой сынок сделал по заказу самого Архиепископа. Его считают лучшим резчик по дереву во всем городе, — не скрывая материнской гордости, продолжала она, — но денег за работу сын не взял. Сказал, что это его дар Деве Марии за ее неустанное заступничество за нас.
Тут словоохотливая старушка заметила, что мальчик слушает ее с неподдельным вниманием, и простыми, нехитрыми словами рассказала ему о жизни Иисуса и Девы Марии. Маленький воришка был так поражен услышанным, что даже ближе придвинулся к старушке, чтобы не упустить ни слова. Для него было удивительным и неслыханным, что кто-то пожертвовал свою жизнь ради спасения других. С непонятным волнением и интересом слушал он слова о жертве Иисуса Христа во имя искупления людских грехов и великой материнской любви Богоматери.
Прошло довольно много времени, Месса давно закончилась, прихожане разошлись, старушка, помолившись, тоже пошла своей дорогой. Церковь опустела, а Маленький воришка все сидел и сидел в тишине, не двигаясь с места. Наконец, он очнулся и подумал:
— Я тоже хочу принести Прекрасной Деве Марии какой-нибудь дар — что-нибудь ценное, от себя, от своего сердца. Только каким же талантом я обладаю?
Над этим вопросом мальчик ломал голову два следующих дня. Он был так захвачен новыми мыслями, что даже не особенно радовался хвалам, которыми его щедро награждали друзья, отец и братья во время пьяной пирушки по случаю щедрой добычи. Слушая их восторженные речи, Маленький воришка внезапно подумал, что его уникальная ловкость пальцев и быстрота ног и есть тот талант, которым он был награжден от рождения, и с его помощью он решил принести Деве Марии самый щедрый дар.
Очень скоро такой случай представился. Прошло несколько дней после кражи у дворца Бургомистра, и маленький воришка вышел на «охоту» опять. Слоняясь по городу все утро, он забрел на небольшую площадь. Здесь на углу одного из домов многие годы стоял бедный городской музыкант. Он играл прекрасные мелодии на своей флейте и прохожие в благодарность за его игру кидали ему медные монетки, кто сколько мог, прямо в шляпу, лежащую перед ним на земле. В этот жаркий полуденный час старенький музыкант устало присел на низкую скамеечку и закрыл глаза. Он уснул. Флейта лежала на его коленях, руки безвольно повисли вдоль тела, слышен был даже его мирный негромкий храп. Шляпа с несколькими мерцающими монетками осталась тут же возле его ног. Не мешкая ни секунды, Маленький воришка, словно тень, приблизился к шляпе и ловко, одним движением, загреб содержимое в свою ладонь, а потом стрелой кинулся бежать через площадь в сторону Темного квартала. Но, вот диво, за ним никто не бежал и его никто не догонял, ему даже стало как-то неинтересно: неужели старик-музыкант не попытается вернуть свое добро? Обождав несколько минут и убедившись, что погони нет, он осмелел и радостно направился в сторону церкви.
Когда он вошел в нее, там было пусто и тихо. Стараясь не шуметь, Маленький воришка подошел к фигуре Богоматери, вынул из кармана украденные у старика медные монетки и осторожно положил их на пьедестал возле ног Девы Марии. Но только он сделал несколько шагов в сторону выхода, как услышал пронзительный звон покатившихся монеток: дзинь-дзинь. Мальчик пошарил по полу, нашел разлетевшиеся монетки и опять положил их к ногам Богоматери. Чуть постоял, убедился, что монетки лежат не на краю, и пошел к выходу. Но, сделав всего три шага, он опять услышал: дзинь-дзинь! Маленький воришка подошел к скульптуре и пристально посмотрел в лицо Девы Марии. Брови Богоматери были скорбно сдвинуты, а губы плотно сжаты. Мальчику на миг показалось, что скульптура отрицательно качнула головой: Богоматерь не принимала неправедного дара Маленького воришки! Удивленный и напуганный, поспешно подобрав монетки, он выбежал из церкви. Только на улице, при свете дня, мальчик немного пришел в себя. Чувство стыда за содеянное впервые наполнило его детское сердце. Он присел на ступеньки храма и задумался: что же с ним такое происходит?
Вдруг в начале переулка послышались шаркающие, усталые шаги старого человека. Из-за угла показался старик-музыкант со своей неразлучной флейтой. Он шел мимо церкви, низко опустив седую голову и тяжко вздыхая. Во всей его фигуре было столько безнадежности и обреченности, что сердце мальчика не выдержало, и он сделал шаг навстречу старику. Тот от неожиданности остановился, с интересом посмотрел в лицо мальчика и, вспомнив случившееся, поднял удивленно брови.
— Возьмите ваши монетки, они здесь все до одной, — воришка протянул старику ладонь, на которой лежали деньги.
Старик помолчал, не торопясь взял монетки, опустил их в карман давно потрепанного, заношенного камзола и, слегка кашлянув, сказал:
— Я-то думал, что сегодня придется лечь спать голодным. Но раз так все обернулось, то нам самое время подкрепиться. Пойдем со мной, здесь за углом есть прекрасный трактир.
Когда розовощекая служанка в чистом накрахмаленном чепце принесла им по куску горячего аппетитного мяса, вина и хлеба, старик с мальчиком немедля принялись за еду. Оба с наслаждением ели и молчали, пока не исчез последний кусочек. Допив вино, старик внимательно посмотрел на мальчика и сказал:
— У тебя ловкие, подвижные пальцы, иначе ты не был бы успешным воришкой. У тебя прекрасные легкие: я сам видел сегодня, как быстро ты бегаешь. В твоем сердце проснулась совесть, иначе бы ты не вернул мне деньги. Из всего перечисленного я делаю вывод, что ты мог бы стать хорошим флейтистом, если мы убедимся, что у тебя есть музыкальный слух. Приходи ко мне завтра поутру, мы попробуем выяснить, есть ли у тебя надежда на более приличное будущее, чем участь ничтожного вора, который рано или поздно все равно угодит за решетку.
Удивительное дело, старик разговаривал с ним так уверенно и спокойно, будто знал его давным-давно, будто не сомневался, что мальчик послушается и сделает все так, как он говорит. Но самое поразительное для Маленького воришки было то, что он испытал жгучее желание подчиниться воле старика.
На следующее утро мальчик, никому ничего не говоря, наскоро умылся и, пригладив вихрастые волосы, поспешил к домику, где под самой крышей жил музыкант. Слух у него оказался идеальный и довольный старик начал терпеливо обучать мальчика своему делу — игре на флейте. Он научил его музыкальной грамоте и нотам, он показывал, как прекрасны звуки, издаваемые флейтой и как надо на ней правильно играть. Во время этих занятий, всецело захвативших мальчика, он узнал печальную судьбу своего учителя. Музыкант долгие годы играл в капелле Архиепископа и был хорошим, успешным музыкантом, но однажды простудившись и проболев долгое время, он не мог более исполнять сложные партии на флейте и за ненадобностью его уволили из капеллы. Так он оказался на улице. Чтобы не умереть от голода, он стал исполнять нехитрую музыку и популярные народные песенки на углу городской площади. Людям нравилась его игра, и они были к нему щедры.
Время шло, занятия продолжались. Теперь весь день, с утра до вечера мальчик проводил в компании учителя, о котором он дома никому не рассказывал. К полудню после занятий мальчик и старик приходили на обычное место на углу площади, и бывший Маленький воришка внимательно слушал, как играет его учитель. Он старался не упустить ни одного звука, ни одной ноты, старательно запоминая все мелодии. А вечерами, возвратившись в крохотную мансарду, учитель и мальчик делили нехитрый ужин, на который они заработали днем.
Так шли дни и недели, но однажды случилось неминуемое: раскрылся секрет Маленького воришки. Это произошло в день его премьеры, когда мальчик впервые играл на флейте перед публикой. Вокруг него на углу площади собралось много слушателей, им нравилась его игра, и они охотно ему аплодировали. Случайно в этот момент на площади оказались два старших брата мальчика. Кучка людей на углу дома сразу привлекла их внимание, и они подошли узнать, чем тут можно поживиться.
Можете представить их удивление, когда в юном флейтисте они узнали своего младшего брата. Раскрыв рты, они смотрели на него во все глаза, но, вскоре опомнившись, бросились вперед и, с грубой руганью растолкав слушателей, схватили юного музыканта за шиворот. Братья жестко встряхнули его и, вырвав флейту из рук, тумаками и тяжелыми ударами погнали домой.
Трудно найти то бранное слово, которым бы маленького музыканта ни осыпали в этот день дома. Сначала его беспощадно бил отец, потом братья. Приговор семьи был неумолим: будешь сидеть дома под замком на одной воде, пока не одумаешься и не откажешься от своей блажи – игры на флейте. Теперь мальчик из надежды и гордости всей воровской семьи превратился в ее позор: виданное ли дело, чтобы потомственный вор предал свое рискованное «ремесло» и превратился в жалкого музыканта. Возмущению жителей Темного квартала не было предела, обсуждая эту новость, квартал гудел, словно потревоженный улей.
Избитый, весь в синяках и ранах, бедняга приполз ночью к постели бабушки и все ей рассказал. Неподвижная, беспомощная старушка со слезами на глазах выслушала внука и вдруг прошептала ему:
— Уходи из дома. Уходи сегодня же ночью, а то погибнешь — они никогда тебя не простят. Под моей подушкой найдешь ключ от двери и несколько монеток: я берегла их себе на похороны, но тебе они нужнее. Прощай, да хранит тебя Дева Мария! Я буду молиться за тебя!
Прошло несколько лет. Одним поздним осенним вечером старый флейтист, любимец всего города, тихонько умер в своей крохотной мансарде под крышей дома. В последний путь его провожал преданный юный ученик и несколько старых друзей – музыкантов из капеллы Архиепископа. После похорон один из них пригласил ученика прийти в капеллу на прослушивание: он уже был наслышан об успехах талантливого юноши и хотел ему помочь. Так началась новая увлекательная жизнь мальчика, который еще недавно был Маленьким воришкой.
Много-много лет спустя, в главном соборе города должны были исполнять написанную специально к Рождеству новую фугу для органа с флейтой. Написал ее по заказу самого Архиепископа знаменитый композитор. Для первого исполнения было решено пригласить самого известного в Европе флейтиста, которого нарасхват приглашали к себе для концертов все королевские дворы. Зная, что музыкант – уроженец этого города, Архиепископ лично написал ему, прося выступить в Рождественскую ночь. Знаменитый флейтист принял приглашение, чем служитель Церкви был очень доволен и горд.
Праздничная Месса была великолепной, народу собралось — не протолкнуться, всем хотелось услышать праздничную фугу и увидеть столичную знаменитость. Высоко к церковным сводам вознеслись звуки прекрасной, нежной мелодии. Музыкант, словно волшебник из сказки, легко, одним дыханием извлекал из флейты звуки – то радостные, то грустные, то веселые, то скорбные. В этот вечер флейтист играл превосходно, все вдохновляло его: и этот прекрасный храм, и бесподобное музыкальное произведение, и лица людей, внимавших музыке. Сегодня ему удавались каждая нота, каждый пассаж. В какой-то момент его взгляд упал на скульптуру Богоматери, и тогда флейта заиграла еще выразительней, еще душевней. Флейтист внезапно вспомнил тот день, когда он, Маленький удачливый воришка, стоял в этом храме растерянный и пристыженный перед Девой Марией, отвергнувшей его дар. А что же ныне? Ныне он отчетливо видел со своего места, что Дева Мария ласково улыбается ему, благосклонно принимая искренний дар сердца талантливого Музыканта.
Габриелла Кабьер
Данный текст является интеллектуальной собственностью автора. Коммерческое использование возможно только с письменного согласия правообладателя.