Диетическое богословие

Нет-нет, я не о посте. Я как раз о еде.

Точнее, о соли и дрожжах, которым Господь уподобляет своих учеников и, следовательно, нас с вами. Иисус нередко в Своих проповедях обращался к кулинарной теме, но сегодня я приведу два самых знаменитых примера.

Иисус говорит нам: «Вы – соль земли».

Уже много проповедей написано о том, что означает эта «соль». Соль растворяется, придавая вкус блюду. Сама по себе, в чистом виде соль – субстанция специфическая, никому не придет в голову есть ее просто так. Ее предназначение – соприкоснуться с чем-то другим, вступить во взаимодействие и создать новый вкус, которого продукт сам по себе не имел.

Но недавно меня посетила еще одна догадка. Что бывает, когда мы вдоволь поедим чего-нибудь соленого? Вспомните, как последний раз лакомились селедочкой, огурчиками, колбасками или солеными крекерами. Правильно, через десять минут нам ужасно захочется пить. И лучше всего – не вина, не кока-колы и даже не сладкого чая, а просто стакан холодной воды. А кто в Писании называет Себя Водой Живой? Правильно, Иисус.

Иисус называет Себя Водой Живой, которая предназначена для утоления самой великой жажды человечества – жажды любви и жажды жизни. Современное общество настолько отвыкло жить без Живой Воды, что постепенно начала атрофироваться и сама жажда. Искать любви, а тем более хранить и растить ее – сложно, долго, нужно действовать, требуется внутреннее напряжение и много труда. Это верно и в отношении любви к человеку, и любви к Богу. Можно удовольствоваться «просто отношениями» — временными связями и формальными посещениями храма. Зачем большее? Мне и так неплохо. Можно не готовить вкусный борщ, не лезть в горы, чтобы посмотреть закат, словом – можно не жить по-настоящему, ведь для этого нужна смелость и труд. Можно удовольствоваться виртуальными миром, телевизором и потреблением суррогатных продуктов, в том числе и духовных суррогатов.

Мне кажется, что самое страшное – это не отсутствие в засушливой степи источника, а нежелание его искать. Хочется верить, что христиане способны быть «солью» — то есть будить в окружающих естественную для человека жажду жизни и любви. Быть такими, чтобы людям вокруг нас захотелось пить. Будить интерес. Задавать вопросы. Творить. Любить. Радоваться. Жить настоящей жизнью.

Однако Иисус говорит о Себе еще: «Я есмь хлеб жизни». И хотя современные католики привыкли видеть Его как маленькую пресную облатку, думается, Господь имел в виду настоящий хлеб – квасной, с хрустящей корочкой, которая выпекается только в настоящей печи. Закваска – хмель или дрожжи – помогает сделать хлеб более легким, воздушным, его легко жевать и усвоить. Иисус уподобляет Царствие Небесное и тех, кто этому Царству принадлежит, закваске, которую женщина кладет в тесто, «покуда не вскиснет все». Будучи закваской, христиане – даже не произнося пламенных проповедей на площадях – способны облегчить для окружающих процесс «усвоения» Хлеба Жизни. Сегодня почти все знают, кто такой Иисус Христос как историческая личность, многие читали Библию и… текст остается прочитанным и не «усвоенным организмом». Абстрактным. Слишком тяжелым. Нужны дрожжи, которые помогут с радостью принять Хлеб Жизни и получить в Нем Жизнь.

Анастасия Паламарчук