Вопрос: Какие в католичестве существуют духовные практики? Я слышал только о разного вида молитве и о католической медитации. Существуют ли другие практики помимо этих?
Отвечает о. Андрей Буко, OFMConv:
Благодаря многовековой традиции — как Ветхозаветной, так и Новозаветной — Католическая Церковь имеет множество духовных практик. Думаю, что здесь смогу описать лишь несколько из них, и то в общих чертах.
Сама молитва, о которой вы упомянули, очень многообразна. С древнейших времен она всегда была связана с размышлением над Словом Божиим. Вслед за праотцами и Богородицей, о Которой сказано, что Она сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк 2,19. 51) и размышляла над ними (Лк 1,29), Отцы Церкви и монашеская традиция размышляли над Словом Божиим в различных формах духовных практик.
Например молитвенное чтение – Lectio Divina, которое включает в себя несколько этапов: чтение Слова (lectio), размышление над ним (meditatio), созерцание (contemplatio), позже появилось еще и деление Словом (collatio).
Молитва Розарием тоже неразрывно связана с размышлением над Словом Божиим, потому что, несмотря на кажущееся постоянное повторение одних и тех же молитвенных формул, она призвана прежде всего размышлять над тайнами жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Это была молитва тех, кто не владеет грамотой и не умеет читать, поскольку стала заменять прочтение 150 псалмов прочтением 150 молитв «Радуйся Мария».
Для этого же была составлена и молитва «Ангел Господень», чтобы самые простые и неграмотные люди имели возможность каждый день помнить и размышлять над тайной Боговоплощения. Есть немало молитв, составленных на основе цитат из Священного Писания, почитающих Христа, Богородицу или святых. Это различные Литании или Часы к Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии. Существуют различные формы Новенн (девятидневные молитвы) или венчиков. Самые известные из них – это венчик Божьему Милосердию или Помпейская новенна (длящаяся 50 дней).
Помимо этого, в Церкви существуют аскетические практики. Они тоже призваны воспитывать человека духовно. Это различные формы поста как воздержания ради совершенствования в себе добродетелей и как форма жертвы, испрашивая у Бога какую-либо благодать. Как говорил царь-пророк Давид, «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 51). Некоторые до сих пор практикуют формы строгого поста на хлебе и воде в течение некоторого времени в каком-то намерении.
Существует и такая аскетическая практика, как паломничество. С древнейших времен ее совершали к каким-то святым местам, прежде всего к месту распятия, погребения и Воскресения Иисуса Христа, к месту мученичества первоверховных Апостолов Петра и Павла в Риме, и к месту, которое хранит, согласно преданию, мощи Апостола Иакова – в Сантьяго-де-Компостела. Таких мест сейчас очень много в различных странах, чаще всего это места явлений Богородицы или особого почитания чудотворных икон с Ее изображением. Традиционно паломничества совершаются пешком, подвергая себя любым атмосферным условиям, проходя путь с молитвой. Сейчас некоторые совершают паломничества и какими-либо транспортными средствами, особенно, если это очень длинные расстояния.
Церковь предлагает и такую духовную практику для совершенствования, как милостыня. Есть семь дел милосердия для тела, как и семь дел милосердия для души: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, странника в дом принять, больного навестить, узника посетить, умершего похоронить; научить незнающего, утешить скорбящего, вразумить сомневающегося/грешника, простить обидевшего, терпеливо переносить обиды, молиться за живых и усопших, а также не воздавать злом за зло.
Упомяну и еще одну духовную практику, которую совершают некоторые монахи – это священнобезмолвие. Трудно, конечно, соблюдать ее, живя в миру среди людей. Но все же, эта практика молчания, это глубокое духовное состояние уединения, тишины и сосредоточенности, является путем к единению с Богом через внутреннюю молитву (умную молитву) и очищение ума от мирских помыслов, принося покой и откровение духовных истин. Это не просто физическое молчание, а отречение от суеты мира для обретения внутреннего покоя, достигаемое через трезвение, внимание и молитву, что позволяет человеку услышать голос Божий и познать глубины своего духа.
о. Андрей Буко, OFMConv
