Обнародована новая энциклика Папы Франциска «Laudato si’»

«Какой мир мы хотим оставить тем, кто придет после нас, растущим сегодня детям?» (160). Этот вопрос находится в центре «Laudato si’», долгожданной энциклики Папы Франциска об исцелении общего дома человечества, опубликованной в полдень 18 июня. Папа продолжает: «Этот вопрос касается не только окружающей среды в строгом смысле, потому что невозможно решать проблему частично», и это порождает дальнейшие вопросы о смысле жизни и о ценностях, лежащих в основе общественной жизни: «Какова цель, ради которой мы пришли в эту жизнь? Ради чего мы трудимся и боремся? Почему эта земля нуждается в нас?»: «Если мы не будем ставить эти основополагающие вопросы, — говорит Папа, – я не думаю, что наши заботы об экологии смогут привести к существенным результатам».

Название энциклики происходит от воззвания «Laudato si’, mi’ Signore» святого Франциска, который в Гимне творениям напоминает, что земля, наш общий дом, «подобна также сестре, с которой мы разделяем существование, и прекрасной матери, которая принимает нас в свои объятия» (1). Мы сами являемся «прахом земным (ср. Быт 2,7). Само наше тело состоит из элементов планеты, её воздух даёт нам дыхание, а её вода оживляет нас и восстанавливает» (2).

Теперь эта нещадно эксплуатируемая и разграбляемая земля жалуется, и её стоны присоединяются к стонам всех отверженных мира. Папа Франциск призывает услышать их, побуждая всех и каждого – отдельных людей, семьи, поместные общины, нации и международное сообщество – к «экологическому обращению», по выражению святого Иоанна Павла II, то есть «изменить курс», принимая на себя красоту и ответственность задачи «заботы об общем доме». В то же время Папа Франциск признаёт, что «наблюдается рост восприимчивости к проблемам, связанным с окружающей средой и с заботой о природе, и зреет искренняя и печальная озабоченность тем, что происходит с нашей планетой» (19), и обосновывает взгляд надежды, пронизывающий всю энциклику, посылая всем чёткое и полное надежды послание: «Человечество всё ещё способно сотрудничать, чтобы построить наш общий дом» (13); «человек всё ещё в состоянии действовать в положительном ключе» (58); «ещё не всё потеряно, потому что люди, способные деградировать до крайности, могут также преодолеть себя, снова сделать выбор в пользу добра и возродиться» (205).

Папа Франциск, естественно, обращается к верным  католикам, вторя словам святого Иоанна Павла II: «Христиане, в частности, чувствуют, что их задачи внутри творения, их долг перед природой и Создателем являются частью их веры» (64), но он предлагает «вступать в диалог со всеми относительно нашего общего дома» (3). Диалог проходит через весь текст и в пятой главе становится средством для обсуждения и решения проблем. С самого начала Папа Франциск напоминает о том, что «и другие Церкви и христианские общины — так же как и другие религии – проявляли глубокую озабоченность и оставили ценные размышления» на тему экологии (7). Он высоко оценивает их вклад, начиная с «дорогого Патриарха Вселенского Варфоломея» (7), которого широко цитирует в пп. 8-9. Далее Папа выражает благодарность защитникам экологии, – как отдельным лицам, так и ассоциациям и учреждениям, – признавая, что «размышления бесчисленных ученых, философов, богословов и общественных организаций обогатило мысль Церкви по этим вопросам» (7), и призывает всех признать «то богатство, которое религии могут предложить для интегральной экологии и для полного развития человеческого рода» (62).

Программа энциклики излагается в п. 15 и подразделяется на шесть глав. В них ситуация рассматривается исходя из лучших научных достижений, доступных сегодня (гл. 1), в сравнении с Библией и иудео-христианской традицией (гл. 2), и корень проблем (гл. 3) выявляется в технократии и в чрезмерной человеческой самодостаточности. Предложение энциклики (гл. 4) выражается в целостной, «интегральной экологии, которая включала бы в себя человеческие и социальные аспекты» (137), неразрывно связанные с экологическими вопросами. С этой точки зрения Папа Франциск предлагает (гл. 5) начать на всех уровнях социальной, экономической и политической жизни честный диалог, который сделал бы процесс принятия решений в этой сфере прозрачным, и напоминает (гл. 6), что ни один проект не может быть эффективным, если он не осуществляется сформированной и ответственной совестью, подсказывая отправные точки для роста в этом направлении на образовательном, духовном, церковном, богословском и политическом уровнях. Текст завершается двумя молитвами: одна из них для всех, кто верит в «Бога Творца и Отца» (246), а другая — для тех, кто исповедует веру в Иисуса Христа, и она перемежается рефреном «Laudato si’», с которого энциклика начинается и которым завершается.

Через текст проходит несколько основных тем, рассмотренных с разнообразных точек зрения, которые придают ему прочное единство: «тесная связь между бедными и уязвимостью планеты; убеждение, что всё в мире взаимосвязано; критика новой парадигмы и форм власти, которые вытекают из технологии; призыв искать другие пути понимания экономики и прогресса; ценность, присущая каждому существу; человеческий смысл экологии; необходимость искренних и честных дебатов; серьёзная ответственность местной и международной политики; культура прагматизма и предложение нового стиля жизни» (16).

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана