В своем выступлении Папа объяснил, как он относится к современной Европе и почему. Во-первых, мир давно уже не является евроцентричным. Во-вторых, в самой Европе так много глубинных проблем, что она едва ли может быть источником надежды для людей. Вместе с тем, добавил Папа, есть возможность преобразовать то, что сейчас является источником зла, в добро.
Свою речь он начал с напоминания о том, что когда на этом месте стоял Папа Войтыла, мир был другим, а Европа была разделена надвое. Теперь разделения больше нет, а Европа продолжает произносить правильные слова о человеческом достоинстве и правах человека. Только вот в Европе совсем забыли о том глубоком, трансцендентном корне человека, из которого и вырастает его достоинство и его права, посетовал Папа.
Права человека сейчас понимаются очень формально и поверхностно, что и приводит к индивидуализму. Нужно углублять понимание того, чем в действительности является человек и о каких правах идет речь, чтобы вместе работать для общего блага. Поверхностное же и индивидуалистское понимание прав человека приводит к конфликтам и насилию.
Одна из важных вещей, которую Европе стоит вспомнить – что человек не абсолютное, а «относительное» существо, сказал Франциск. Человек не может реализовать себя и жить подлинной жизнью без подлинных отношений с другими людьми. И неудивительно, что главное, чем больна сейчас Европа – это одиночество.
Одиночество является прямым следствием утери подлинных связей человека с другими людьми, а эта утеря, в свою очередь, прямое следствие слишком поверхностного понимания того, что есть человек. Политики заботятся о внешних правах человека, о правах каждого поодиночке, но это не только не помогает, но иногда даже и мешает человеческой полноценности. Одиночеством, добавил Папа, страдают и пожилые люди, брошенные на произвол судьбы, и люди молодые, не видящие будущего, и мигранты, которые приехали сюда в поисках лучшей жизни.
Формальность и поверхностность европейской политики – едва ли не главный, по мнению папы, ее недостаток. ЕС расширяется, но чем шире он становится, тем меньше его граждане чувствуют заботу о себе. Правила устанавливаются формально и к подлинным нуждам людей имеют отношение весьма косвенное. Жители Европы чувствуют, что их континент стал «старой бабушкой» и перестал быть плодородным. Вместо великих европейских идеалов – усталая европейская бюрократия.
В центре внимания лидеров Европы находятся не подлинные интересы людей, а интересы экономики и технологии. К человеку относятся иногда как к винтику в механизме, а иногда как к товару в магазине. Все «непрактичное» отбрасывается, будь то старики (Папа не сказал этого прямо, но имелась в виду эвтаназия, уже легализованная в некоторых частях Европы) или нерожденные дети. Западная цивилизация перепутала цели и средства, и товары потребления, вместо того чтобы быть средством, стали целью; средством же стал человек. Подлинного уважения к подлинному человеческому достоинству во всем этом нет. Папа попросил депутатов думать не о технологиях и не об экономике, а о хрупкости людей – и о самих людях.
Вместе с тем Франциск подчеркнул: надежда есть. Но Европа должна думать не только о практической эффективности, как она делает это сейчас, но и о трансцендентности и о духовном. И Католическая Церковь готова работать совместно с политическими властями – совместно служить подлинному и полноценному человеческому существованию. Потому что если этих изменений не произойдет, Европа рискует потерять свою душу.
Посетовал Папа и на своеобразное понимание европейскими политиками понятия «единство». Единая Европа, сказал Франциск, не должна обозначать унификацию в понимании всех политических, экономических, культурных вопросов. В качестве примера подлинного единства он привел семью, которая тем более едина, чем более каждый из ее членов может без боязни быть самим собой.
К нынешней евроунификации приводят все те же формализм и поверхностность, но они не становятся источником единства – они становятся источником обеднения и потери подлинности. Если продолжать идти по этому пути, то можно дойти и до «политического номинализма», сказал Папа, — когда формальная демократия не будет иметь уже никакого отношения к подлинным нуждам человека.
Еще несколько слов Франциск сказал о необходимости полноценного понимания того, чем для человека является семья, каким должно быть его образование, как следует заботиться об экологии, поддерживая общий человеческий дом в приличном состоянии. Другая важная область, к которой Европе следует пересмотреть свое отношение – это работа, которая должна быть не столько способом эксплуатации людей и их талантов, сколько возможностью свободно и достойно проявлять эти таланты, зарабатывая достойное вознаграждение.
«Призываю вас работать для того, чтобы Европа смогла вновь обрести свою добрую душу», — сказал папа депутатам.
В конце своего выступления Франциск рассказал, какую, по его мнению, Европу нужно строить: такую, где главным были бы не показатели экономики, а человек; такую, которая не была бы зациклена на себе самой, а несла бы всему человечеству дары науки, искусства и веры.
Оригинал речи Папы: w2.vatican.va
Перевод и текст: «Русские католики«