Вопрос: На основании чего католики делят грехи на «смертные» и «повседневные»? Разве не все грехи без исключения являются смертными, отлучая от Бога? В Библии нет такого разграничения. Написано ведь у апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»?
Ответ: Ошибочно полагать, что в Библии нет разграничения между грехами, которые являются смертными, и грехами, которые таковыми не являются. Именно на основе Библии мы проводим такое разграничение. Оно присутствует уже в Ветхом Завете, где значительная часть грехов означала также смертный приговор. Но этим грехам противопоставляются другие, в частности, совершенные по неведению. Они прощались посредством жертвоприношения. Посмотрим, например, как в Книге Чисел грехам, совершенным «дерзкою рукою», противопоставляются грехи по неведению (15,22 и далее). Таким образом, уже здесь приведена разница между теми грехами, которые ведут к смерти, и остальными.
В Новом Завете термин «смерть» в связи с грехом вводится евангелистом Иоанном. Вот что он пишет в своем Первом послании: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти». Поясняя слова евангелиста Иоанна, можно сказать, что существуют грехи простительные, то есть те, которые прощаются через обычные пути покаяния – пост, молитву, милостыню, — и грехи тяжкие (смертные), прощение которых связано с радикальным изменением собственной жизни, то есть с покаянием через Таинство Исповеди.
Таким образом, смертный грех – это грех, который совершается с полным согласием воли, совершается осознанно и касается серьезной материи. Обыденные грехи прощаются и на Мессе, когда мы произносим формулу исповедания грехов. Но этой формулы недостаточно для тяжких грехов против той же заповеди. Эти грехи лишают дружбы с Богом и не позволяют приступать к Причастию. Для их отпущения необходим путь покаяния, увенчанный Таинством Примирения.
Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана