“И грянул шторм” (2016): гимн человеческой солидарности

Фильм Крейга Гиллесли “И грянул шторм” мог пройти мимо вас, так как не может похвастаться ни звёздным составом, ни престижными наградами. Зато он основан на реальных событиях и рассказывает о бесконечной хрупкости и бесконечной ценности человеческой жизни. О том, почему ещё стоит посмотреть эту ленту, рассказывает Наталья Ивашковская.

Отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф 16, 24)

Немногословность этого фильма поражает. Те немногие реплики, что звучат, очень просты, почти аскетичны. Этот удачный режиссерский ход соответствует суровой стихии, которой вынуждены противостоять люди.

Картина рассказывает о шторме 18 февраля 1952 года у Восточного побережья США, во время которого потерпели крушение 2 нефтяных танкера. Суда были разорваны пополам. Все спасательные силы были брошены к танкеру «Форт Мерсер», сигнал бедствия от которого пришел первым. Когда пришла просьба о помощи с «Пендлтона», к нему смогли направить только одну моторную лодку береговой охраны с экипажем из 4 человек: Бернарда Веббера, Эндрю Фицджеральда, Эрвина Маске и Ричарда Ливси.

Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф 16,25)

Главный герой — Берни Веббер, простой парень из береговой охраны. Берни застенчив, скрупулезен в соблюдении мелких предписаний, нерешителен. Такой образ складывается в первые минуты фильма из небольшой предыстории — знакомства с девушкой, Мириам, и развития их отношений вплоть до решения вступить в брак. Как раз накануне шторма Мириам задает вопрос о женитьбе. Сослуживцы подшучивают над Берни, ведь предложение сделала девчонка! Но эти же кадры показывают и другие качества Веббера: чувство долга, немногословность и вдумчивость, склонность к созерцанию. Образ Веббера, несколькими штрихами обозначенный в начале картины, — это раскрытая книга. У него есть достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны, способность к великому подвигу и любому греху. Все, что заложено в каждом человеческом сердце: “Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь” (Втор 30,19).

Спутники Веббера — это тоже обычные парни, совсем не “супермены”. Ричард Ливси — задира, противник Бернарда. Но перед лицом опасности вражда отходит на второй план. Ричард первым вызывается в команду. Эндрю Фицджеральд молод и неопытен, но более опытный механик болен, и Эндрю готов его заменить. Эрвин Мэске вообще матрос-новичок, которого отправили в столовую базы переждать шторм.

Маленькая лодка и 4 случайных человека в сильнейший океанский шторм… Бывалые моряки говорят, что выйти за бары — это верная смерть. Они даже озвучивают искушение, которое, пожалуй, появляется и в сердце самих спасателей: “заблудиться и вернуться, не выходя в открытый океан”. Сделать вид, что попытались, но не смогли… Знакомая ситуация сомнения перед каждым сложным выбором: найти оправдание, чтобы этот выбор не делать.

Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим 2,15)

И все же, в каждом человеческом сердце заложено великое стремление помочь тем, кто в опасности. Ведь и зритель, наблюдая за гибнущими на корабле людьми, всеми силами хотел бы их спасти. Это голос Бога в совести, который позволяет нам оставаться людьми изо дня в день. Не скатываться в пучину лжи, равнодушия, озлобления. Даже если мы совершаем ошибки и принимаем неверные решения, совесть не устает направлять наш путь.

В сцене знакомства Берни и Мириам звучат слова: “Сердце знает ответ”. Эта фраза — ключевая. Трудно логически объяснить любовь, самопожертвование, прощение, надежду, отчаянную храбрость, солидарность между врагами перед лицом общей опасности. В сложных ситуациях разум выдает логичные, но порой трусливые, а потому бесчестные решения. Но сердце всегда знает верный ответ.

Мириам также в эту ночь ожидания и страха предстоит огромный путь и внутреннее преображение. Она сумеет преодолеть эгоизм, попытки манипулировать другими, нежелание смириться. И получит опыт доверия, надежды, прощения.

Не хорошо быть человеку одному (Быт 2,18)

Географически драма разворачивается в трех локациях: на побережье, в спасательной лодке и на танкере. Люди на суше ждут, связь прервана, они должны выдержать в бессилии и неведении, должны быть готовы оказать помощь спасенным. Маленький экипаж лодки призван рисковать собой и не отступиться от трудного решения найти и спасти пострадавших. Матросы танкера должны объединить усилия, чтобы продержаться на обломке корабля как можно дольше, не поддаться отчаянию и дать шанс тем, кто их ищет.

Идея солидарности проходит через весь фильм. Но искушение расколоться и спасти собственную шкуру наибольшего накала достигает на “Пендлтоне”. Сам разорванный надвое танкер — уже метафора: “Дом, разделившийся сам в себе, падет” (Лк 11,17). 

Среди оставшихся в живых — механик Рэй Сиберт. Он убеждает остальных, что вместе они способны продержаться дольше и придумывает, как с помощью импровизированного руля посадить корабль на мель.

Общая надежда сплотила воедино всех, преодолев географию и катастрофу: людей на берегу, случайных членов спасательной команды и матросов “Пендлтона”. Если бы не упрямый факт, что фильм основан на реальных событиях, мы бы сказали: так не бывает!

Это фантастика — видеть, как хрупкие человеческие фигурки борются с бушующим океаном и выдерживают его натиск! Эти кадры помогают осознать, что настоящее величие человека — в несокрушимой надежде и взаимопомощи.

Так да светит свет ваш пред людьми (Мф 5,16)

За пару минут до приказа о спасении “Пендлтона” Берни разговаривает с Мириам по телефону. Во время их беседы отключают электричество, и Берни шутит: “Ищи свет!” Свет — очень понятный символ. Это единственный сигнал, который могут увидеть разделенные тьмой и океаном люди. Свет с “Пендлтона” ищут спасатели. Прожектор моторной лодки становится светом надежды для моряков на танкере. Свет автомобильных фар с побережья дает ориентир оставшимся без компаса Берни и его спутникам.

Мы знаем истинный свет, его ни в силах погасить никакая тьма. Это свет Христа: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин 1, 5).

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48)

Я упоминала о “вербальном аскетизме” фильма. Этот прием  в трех эпизодах  усиливается своеобразной “анафорой”.

Узнав от моряков, что у спасателей минимальные шансы выжить, Мириам с каменным лицом направляется в кабинет начальника береговой охраны Д. Клаффа и пять раз повторяет металлическим голосом: “Пожалуйста, отзовите их!” Несоответствие вежливых слов — жесткому требованию, образа нежной девушки — ледяному тону, эмоциональных реплик Клаффа — механическому повторению Мириам одной и той же фразы, — все это вызывает чувство хрупкости момента. Зритель переживает в собственной душе борьбу между желанием спасти экипаж “Пендлтона” и страхом за судьбу спасателей.

Вторая и третья “анафоры” сопровождают моменты, когда экипаж танкера вручную пытается посадить судно на мель и по живой цепочке передает команду от “кормчего” к “рулевым”. “Пятнадцать градусов влево, средний ход, поворот на восемьдесят до трехсот десяти!” Сухие слова, бессмысленные для обывателя, звучат 9 раз как многоголосый молитвенный канон, в котором сосредоточено все упование на спасение. Христианская традиция сравнивает Церковь с кораблем в бушующем море. Два эпизода, где “каноном” передаются координаты, — образ общей молитвы, превозмогающей жизненные бури.

Человек на фоне многометровых волн хрупок и уязвим. Но духовный подвиг превозмогает бушующую стихию. Фильм помогает осознать величие человека. Каждого. Напоминает о том, что жизнь священна. Каждая. И показывает, как важен человеческий выбор. Каждый.

Наталья Ивашковская