Как устроена единая святая Вселенская и Апостольская Церковь?
В Церкви есть МИРЯНЕ и священнослужители (КЛИРИКИ). Как дети Божьи они обладают одинаковым достоинством. У них равноценные, но, тем не менее, разные задачи. Миссия мирян – сориентировать весь мир на Царство Божие. Их дополняют рукоположенные священнослужители (клирики), на которых возложены задачи церковного управления, учительства и освящения. В обеих категориях есть христиане, особым образом поставившие себя на службу Богу через принятие обетов безбрачия, бедности и послушания (например, члены монашеских орденов).
Каждый христианин обязан своей собственной жизнью свидетельствовать о Евангелии. Но Бог даёт каждому человеку его собственную дорогу. Одних Он посылает как МИРЯН, чтобы они созидали Царство Божие непосредственно в мирской жизни, в семье и на работе. Для этого Он наделяет их в Крещении и МИРОПОМАЗАНИИ всеми необходимыми дарами Святого Духа. Другим же Он ставит пастырские задачи: они должны направлять, учить и освящать Его народ. Ни один человек не может самолично взять на себя эту задачу: Господь Сам должен возложить на него эту миссию и через рукоположение наделить его Своей Божественной силой, отправляя его в путь. Тогда служитель, посвящённый рукоположением, будет действовать от имени Христа и преподавать таинства.
* * *
МИРЯНЕ – верующие, вошедшие в состав народа Божия через Крещение и не являющиеся священнослужителями.
КЛИР (от греч. kleroi – жребий, доставшийся по жребию удел) – священнослужители в Церкви.
* * *
См. также ККЦ 871–876, 934, 935
В чём заключается призвание мирян?
Миссия мирян состоит в активной позиции в обществе, чтобы Царство Божие могло возрастать среди людей.
Мирянин – это не христианин второго сорта, ведь он участвует в священническом служении Христа (общем священстве). Он заботится о том, чтобы люди из его окружения (в школе, в учебных заведениях, в семье и на работе) узнали Евангелие и полюбили Христа. Через свою веру он оказывает влияние на общество, экономику и политику. Он поддерживает церковную жизнь, принимая на себя, например, обязанности министранта и чтеца или руководителя группы, участвует в церковных коллективных органах и советах (например, в совете приходской общины и церковном правлении). Именно молодые люди должны серьёзно задумываться о том, на каком месте Бог хотел бы видеть их.
* * *
«Я призван что-то делать или кем-то быть, к чему не призван никто другой; у меня есть место в Божьем плане и на Божьей Земле, и этого места нет ни у кого другого». (Блаженный Джон Генри Ньюмен)
* * *
См. также ККЦ 897–913, 940–943
Почему Церковь не является демократической организацией?
Принцип демократии звучит так: вся власть исходит от народа. В Церкви же вся власть исходит от Христа. Поэтому у Церкви иерархическое устройство. Но одновременно Христос дал ей коллегиальную структуру.
Иерархический элемент в Церкви заключается в том, что это Христос Сам действует в ней, когда рукоположенные священнослужители милостью Божьей делают и дают то, чего они от себя лично не могли бы делать и дать, например, когда они вместо Христа преподают таинства или учат по Его воле. Коллегиальный элемент в Церкви состоит в том, что Христос доверил всю полноту веры общине из двенадцати апостолов, чьи преемники руководят Церковью под председательством Преемника св. Петра. Исходя из этого коллегиального положения неотъемлемой принадлежностью Церкви являются проводимые в ней соборы. Однако и в других коллективных органах Церкви, в синодах и советах, многообразие духовных задач и универсальность всемирной Церкви могут приносить богатые плоды.
* * *
ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros и arche, – священное начало) – ступенчатая структура Церкви, возглавляемой Христом, от Которого исходит всякая власть.
ПАПА (от греч. pappas – отец, папа) – преемник апостола Петра, Епископ Рима. Поскольку уже Пётр был первым среди апостолов, так же и Папа председательствует в коллегии епископов. Как представитель Христа он является верховным пастырем, священником и учителем Церкви.
ЕПИСКОП (от греч. episkopein – надзирать, надсматривать) – преемник апостолов; пастырь епархии (диоцеза); как член коллегии епископов под управлением Папы разделяет заботу обо всей Церкви.
СВЯЩЕННИК, или ПРЕСВИТЕР (от греч. presbyteros – старейшина, глава общины) – помощник епископа в провозглашении слова Божия и преподании таинств. Он несёт своё служение в единстве с другими пресвитерами под управлением епископа.
* * *
См. также ККЦ 874-879
Каковы задачи Папы?
Как Преемник святого Петра и Глава Коллегии Епископов Папа является гарантом единства Церкви. Он имеет наивысшие пастырские полномочия и высочайший авторитет при решении вопросов вероучения и дисциплины.
Иисус дал Петру исключительное главенствующее положение среди апостолов. Это сделало его верховным авторитетом раннехристианской Церкви. РИМ – поместная Церковь, которой руководил Пётр, и место его мученичества – стал после его смерти внутренним ориентиром молодой Церкви. С Римом сопоставляла себя каждая община; он был мерилом правильной, полной и неискажённой апостольской веры. До сего дня каждый Римский Понтифик (Папа), как Пётр, является главным пастырем Церкви, истинная Глава которой – Христос. Только в этой функции Папа выступает как «Наместник Христа на земле». Как наивысший авторитет в пастырстве и учительстве он следит за неискажённой передачей веры. В необходимых случаях он должен отзывать полномочия учить у тех, кто ими наделён, или при тяжких нарушениях в вопросах веры и нравов отрешать рукоположенных священников от их служения. Без единства в вопросах веры и нравов, гарантируемого Учительством, во главе которого стоит сам Папа, немыслима стойкость Католической Церкви и ее распространенность.
* * *
РИМ — Община Рима с самого начала воспринималась как «величайшая и древнейшая», основанная и устроенная «славнейшими апостолами Петром и Павлом,… с которой, вследствие её преимущественного первенства, должна согласовываться каждая Церковь, … так как в ней всегда сохранялось предание, идущее от Апостолов» (св. Ириней Лионский). Тот факт, что оба апостола претерпели в Риме мученическую смерть, придаёт римской общине особую важность.
* * *
См. также ККЦ 880–882, 936–937
Могут ли епископы действовать и учить наперекор Папе или Папа – наперекор епископам?
Епископы не могут действовать и учить наперекор Папе, они могут действовать и учить только в согласии с ним. Папа же напротив может в чётко определённых случаях принимать решения без согласия епископов.
Конечно, Папа в своих решениях придерживается веры Церкви. Существует что-то подобное общему чувству веры Церкви; основополагающее убеждение в вопросах веры, которое внушается Святым Духом и присутствует во всей Церкви; так сказать, здравый смысл Церкви, в котором распознается то, «чему верили всегда, повсюду и все» (Викентий Леринский).
* * *
См. также ККЦ 883–885, 880–890
Какие задачи возложены на епископов?
Епископы несут ответственность за вверенные им отдельные церкви и совместную ответственность за Церковь в целом. Они осуществляют свою власть служения в общении друг с другом, а в вопросах, затрагивающих Церковь в целом, – под руководством Папы.
Епископы первую очередь должны быть апостолами, верными свидетелями Иисуса, Который Сам призвал их к Себе и послал с миссией. И они приводят Христа к людям и людей к Христу. Это происходит через их проповедь, совершение таинств и руководство Церковью. Как преемник апостола епископ выполняет возложенные на него задачи в силу собственных апостольских полномочий; он не является уполномоченным или своего рода ассистентом Папы. Но действует он в согласии с Папой и под его руководством.
* * *
«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь…» (Мк 3, 14)
* * *
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк 10, 16)
* * *
См. также ККЦ 886–887, 893–896, 938–939
Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)