Церковь считает грех смертельно опасным духовным заболеванием, которое можно сравнить с такими физическими болезнями, как рак, СПИД или наркотическим пристрастием. Особенность этого духовного заболевания заключается в том, что сам человек сознательно и добровольно вводит его в себя, как и в случае использования наркотиков. Вначале он испытывает удовольствие, но затем незримая сила последовательно разрушает организм, и, в конце концов, — уничтожает его.
Биологическое заболевание может приводить к одному из двух последствий: 1) ослаблению организма – даже в случае полного излечения; 2) к смерти — при полном пренебрежении лечением.
Подобным образом грех разрушает наши глубокие внутренние отношения с Богом, опустошает наш духовный мир. Он действует, как отравленный плод: через некоторое время после его вкушения проявляет свой незримый яд. Последствием становится частичная или полная утрата здоровья. При этом могут возникать серьёзные осложнения, требующие продолжительной реабилитации. На богословском языке эти последствия греха определяются как «кара», которая в зависимости от степени тяжести греха может иметь как временный, так и вечный характер.
Таким образом, грех может приводить к духовной смерти, то есть полной способности общаться с Богом. Если человек уходит из жизни в таком состоянии, мы говорим о его вечной смерти, о так называемом аде. В этом случае человек попадает в бездну невообразимого одиночества, во тьму полной бессмысленности своего существования.
Индульгенция – это форма духовной реабилитации, которую Церковь с материнской заботой предлагает своим детям, получившим раны вследствие греха.
Исповедь, во время которой происходит отпущение грехов, можно сравнить с медицинским вмешательством, благодаря которому удаётся победить болезнь. В этом таинстве человек, признавая угрожающую ему опасность, становится способным получить от Бога дар исцеления. Однако болезнь всегда оставляет какие-то следы: слабость, ухудшение обычного состояния, определённые предрасположенности, нарушения работы органов. Те, кто не принимают это во внимание, должны осознавать, что такой ослабленный духовный иммунитет в дальнейшем может стать причиной серьёзных осложнений и последующих тяжёлых заболеваний.
Каждый, кто хочет восстановить свои духовные силы с помощью получения индульгенции, должен выполнить несколько чётко определённых условий:
- Он должен быть внутренне свободен от пристрастия к греху. Это – наиболее существенное условие, предполагающее не только обязательство приступать к таинству исповеди, если совесть обременена каким-либо грехом, но и подлинную и постоянную потребность души быть свободной от всякого греха.
- Должно быть желание и намерение (интенция) воспользоваться даром индульгенции – разновидности духовного лечения, предлагаемой Церковью.
- Необходимо совершить какое-либо благое деяние (зачастую символическое), предписанное Церковью, с которым связан дар индульгенции: например, это может быть определённая молитва, посещение определённой церкви, паломничество, посещение больных или заключённых.
Христианин, который желает получить дар индульгенции и выполнить поставленные условия, может быть уверен, что в этом процессе полного восстановления духовных сил ему помогает действенная молитва его братьев и сестёр, которые уже обрели спасение, и в особенности, ходатайство Божьей Матери и святых. Святые молятся о нём Святому Духу, являющемуся подлинной сокровищницей Церкви. Дух Божий, нисходя на человека, сглаживает все шрамы, возникшие в результате греха, и даёт новые силы для верного пребывания человека с Господом. Индульгенция – это целительная благодать Духа Святого, которую человек приобретает при соблюдении определённых условий.
Следовательно, целью получения индульгенции является обретение духовной способности любить Бога всем сердцем своим, всей душой своей, всеми силами своими, а ближнего своего – как самого себя…
У некоторых людей создаётся ошибочное представление о том, что индульгенция – это нечто формальное, что для её получения достаточно выполнить некоторые условия или внешние предписания. Но в действительности индульгенция – это форма подлинного духовного лечения, благодаря которому наша воля стремится к истинному благу, а наш разум точнее определяет и выбирает подлинную истину. Индульгенция – это средство для более глубокого духовного обращения, для изменения нашего менталитета, при котором мирской образ мышления замещается евангельским.
о. Григорий Церох OFMConv
Источник: Журнал «Твой Благовестник», № 1-2, 2000