Иоанн Пергамский: «Встреча на Фанаре проходила в «предвосхищении» полного литургического общения»

Папа Франциск публично определил его как величайшего современного христианского богослова. Но и Йозеф Ратцингер тоже высоко его оценивал, когда был Папой. Митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, бывший член Синода Вселенского патриархата, в воскресенье, 30 ноября, присутствовал на Божественной литургии праздника святого Андрея вместе с Папой Франциском и госсекретарем, кардиналом Пьетро Паролином. Под сводами патриаршей церкви святого Георгия, в квартале Фанар на Золотом Роге митрополит Иоанн – сопредседатель Объединенной комиссии по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью – также был поражен произнесенными тогда словами епископа Римского. В особенности, когда Папа сказал, что в контексте предпринимаемых усилий по достижению полного единства между католиками и православными Католическая Церковь «не собирается выдвигать никаких условий, кроме общего исповедания веры».

— Сильные слова были произнесены Папой на Фанаре, не так ли, Ваше Преосвященство?

— Будучи сказаны Папой, эти слова действительно очень сильны и знаменуют собой большой шаг вперед, который Православная Церковь приветствует. Особенно потому, что многие века православные думали, что Папа хотел их подчинить. А теперь мы видим, что это ни с какой стороны не может быть правдой. Особое внимание, которое он уделил общему исповеданию единой веры также важно. Исповедание одной веры – единственное основание нашего единства. Вопрос в признании того, что есть эта единая вера. Нам нужно вместе исповедать эту веру, чтобы прийти в полное общение.

Каким критериям нужно следовать?

— Для нас, членов Православной Церкви, общая вера, делающая возможным полное общение в Таинствах – это вера, провозглашенная на 7-ми Вселенских соборах I-го тысячелетия христианства. С католической точки зрения нам нужно уточнить, должна ли единая вера, которая разрешает литургическое общение, включать в себя некоторые доктрины и догматические определения, которые были установлены единственно Католической Церковью. Этот пункт нужно прояснить, чтобы определить, какие конкретные последствия могут проистечь из слов, сказанных Папой на Фанаре.

Это прояснение касается также роли Папы и его служения?

— Разумеется. Если бы отправной точкой было бы общее понимание роли епископа Римского, которое преобладало в I-м тысячелетии, тогда не было бы проблемы. Мы знаем, что во II-м тысячелетии возникли разные концепции папства. И эта тема годами была в центре рассмотрения Объединенной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами. В I-м тысячелетии вопрос о примате епископа Рима был не о нем самом, как о личности, а о нем, как главе его Церкви. Когда мы говорим о примате, мы имеем в виду примат Римской Католической Церкви, который осуществляет Папа, епископ этого престола.

Христианское единство нужно только христианам?

— В слове по окончании литургии праздника святого Андрея, патриарх Варфоломей вновь подчеркнул, что Церковь не существует ради самой себя, но ради всего мира. Ради спасения мужчин и женщин, живущих в мире. Единство помогает давать более убедительное общее свидетельство перед лицом проблем, которые сегодня тревожат мир и общество. Проблемы окружающей среды, например, или проблемы, связанные с защитой творения. Вот еще одно важное послание, исходящее из папского визита на Фанар.

Говорят, что христиане должны вместе работать в конкретных ситуациях, оставляя в стороне попытки залатать богословские и духовные разделения. Что Вы думаете?

— Мы склоняемся к разделению сотрудничества и стремления к единству. Я убежден, что «сотрудничества» недостаточно. Наше сильнейшее желание – достигнуть полного общения в Евхаристии и между церковными структурами. Пока это невозможно. Но есть что-то, что мы не можем забыть или отложить в сторону.

—  Вселенский Патриарх сказал, что Папа Франциск возродил надежду православных верующих, выразив уверенность, что Церкви придут к полному общению при его жизни.

— Нынешний Папа дал несколько очень важных знаков, дарующих нам надежду на быстрое продвижение к полному общению. То, как он осуществляет свое служение, рассеивает многие опасения и страхи прошлого. В нынешнем епископе Римском мы видим пастырство милосердия и служения. А это – действительно большой шаг вперед. Более того, в некоторых частях мира, как например, на Ближнем Востоке, христиане претерпевают гонения, а их палачи не задаются вопросом, католики ли они, или православные. Все, что важно – что они христиане. Это означает, что со стороны нас видят как единую семью, а разделения, к которым мы, как иногда кажется, давно привыкли, не имеют значения. Это также предполагает, что, хотим ли мы того, или нет, с этим Папой и в сегодняшних обстоятельствах, очень многие возможности предстают нам с экуменической стороны.

На пути обратно из Стамбула Папа Франциск процитировал патриарха Афинагора, предположившего, что для достижения прогресса на пути к полному единству всех богословов нужно оставить на острове спорить, пока Церкви продолжат свою работу. «Если мы будем ждать, когда богословы достигнут соглашения», — сказал Папа, — «этот день никогда не настанет!».

— Да, может, это и правда. Но, в то же самое время, история говорит нам, что Церковь разделило богословие. И теперь богословие должно помочь исцелить и объединить Церковь. Мы не можем игнорировать богословские разногласия, которые породили раскол в Церкви.

Будет ли все-православный собор, который должен состояться в 2016 году, обсуждать вопрос единства с Католической Церковью?

— Быть может, но только в общих чертах. Это может стать правильным моментом для подведения итогов тех больших шагов, что были уже проделаны. Но я не думаю, что мы увидим что-то большее. Основное внимание будет уделено проблемам, существующим в Православном мире.

Последние богословские дискуссии между Католической и Православной Церквами не привели к большим результатам, в частности, из-за разделений, возникших между Православными Церквами. Как Вы это объясняете?

— Православным Церквам важно объединиться. К сожалению, я замечаю некоторых православных, принимающих старое враждебное отношение к Католической Церкви и к папству. А это, уж точно, никак не делает положение легче.

Источник: vaticaninsider.lastampa.it

Перевод: Русские католики